Не забывайте о «родном языке» ребенка
Если вы разбираетесь в «родном языке» вашего ребенка, вы сможете выбрать правильный метод воспитания. Наказание не должно иметь отношения к его «родному языку». Помните об этом и никогда не употребляйте главный для ребенка способ доказательства вашей любви, выражая на нем неприязнь. Такое наказание не приносит желаемого эффекта, оно причиняет ребенку невыносимую боль. Возможно, вы хотели ему помочь, хотели исправить его поведение и делали это из любви. Но он этого не поймет. Он поймет, что его хотели обидеть, ударить побольнее.
К примеру, ребенок чувствует лучше всего вашу любовь через слова поощрения, а вы, когда недовольны им, повышаете голос, говорите резко. Вы считаете, что воспитываете его, даете ему понять, что вам неприятно его поведение. Ваш ребенок, однако, считает, что вам неприятно не только его поведение, но и он сам. Постоянная критика и грубость вредят любому ребенку, но ребенка, для которого этот «язык» родной, они калечат. Шестнадцатилетний Бен уверен, что отец не любит его. Причина — отцовские методы воспитания. Отец постоянно кричит на мальчика, оскорбляет его. Бен никогда не сможет забыть этих слов. Вот что он рассказывает:
— Стоит мне что‑нибудь сделать не так, он начинает орать. Как он только меня не называет! Однажды он сказал мне, что я ему не сын, потому что его сын не мог бы быть такой дрянью. Может, он прав, может, я не его сын. Не знаю. Единственное, что я знаю: он меня не любит.
Из дальнейшего разговора стало ясно: «родной язык» Бена — слова поощрения. Когда отец, желая выразить недовольство сыном, говорил с ним резко, он сам подрывал его веру в родительскую любовь. Будьте осторожны. Если для вашей дочери способ выражения вашей любви — время, не стоит лишать ее внимания: скажем, надолго ставить в угол всякий раз, как она нашалит. Если способ выражения вашей любви — прикосновение, нельзя лишать ее ласки. Для десятилетнего Эрика прикосновение — тоже способ выражения любви. С матерью у них полное взаимопонимание: она сама говорит на этом «языке» и не отталкивает Эрика, когда он в шутку лезет бороться с ней, прыгает ей на шею. Ей нравится возиться с сыном, ласкать его.
С отцом — все по–другому. Он вырос в семье, где детей воспитывали ремнем, и считает, что телесное наказание — самая доходчивая форма воспитания. Нет, он не избивает Эрика, но когда мальчик шалит, отец может и отшлепать его. Конечно, он старается бить не больно, у Эрика даже следов на коже не остается. Но каждый раз мальчик горько плачет и долго не может успокоиться после такого воспитания. Отец просто не понимает, что он пользуется родным «языком» сына, чтобы выразить свою неприязнь. Значит, Эрик чувствует, что его наказали, потому что не любят. Отшлепав мальчика, отец никогда не пытается утешить его: обнять или поцеловать. Он считает, что это было бы нелогично, ведь Эрик наказан. Отец Эрика искренне убежден, что он правильно воспитывает сына. Он не понимает, что своими руками строит между ними стену неприязни. Мы, родители, не должны забывать, что цель наказания — исправить плохое поведение и воспитать в ребенке самодисциплину. Если, желая наказать его за плохое поведение, мы не учитываем, какой способ выражения любви главный для ребенка, он будет считать, что его не любят. Когда он чувствует вашу любовь, воспитание будет гораздо более эффективным.
Глава девятая. Обучать любя
Родители — первые и главные учителя. В последнее время исследователи сходятся на том, что нужно стимулировать основные способности к учению ребенка до того, как ему исполнилось шесть лет. Доктор Бертон Уайт, основатель и руководитель Гарвардского дошкольного проекта, говорит: «Очевидно, если ребенок в течение первых трех лет получает богатый учебный опыт, в дальнейшем он полностью сможет реализовать свои способности»[8]. Социологи и педагоги убеждены, что, поощряя учебные способности ребенка с самого раннего возраста, можно избавить его от многих трудностей. Создаются программы в помощь детям из неблагополучных семей. Эти программы направлены на то, чтобы подстегнуть учебные способности ребенка и компенсировать неблагоприятное влияние семьи.
Да, мы, родители, — первые учителя. И один из наших главных помощников — дисциплина. Надлежащие правила, установленные с любовью, способны подстегнуть способности к учебе. В восьмой главе мы говорили, что задача воспитателя — вести ребенка к зрелости; теперь давайте рассмотрим второе необходимое условие зрелости — обучение. Хороший воспитатель с помощью дисциплины помогает ребенку развиваться интеллектуально и овладевать искусством общения, столь необходимым в жизни.
Таким образом, в последние годы в обществе признание получила мысль о том, насколько важно начинать обучение в самом раннем возрасте. Это еще раз подчеркивает ответственность родителей за интеллектуальное развитие детей. Не нужно понимать это буквально, от вас не требуется усадить малышей–дошкольников за парту и, уподобившись учителю, вести уроки. Вы должны разглядеть в ребенке врожденную тягу к учению, к исследованию мира; а потом удовлетворить растущие потребности его мозга в сенсорных раздражителях.
Дети любят играть, и многие родители, глядя на это, считают, что обучение можно отложить до того времени, когда ребенок пойдет в школу. Однако малышам нравится учиться. Они от рождения жаждут знаний. Ненасытно, как губка, они впитывают все новое. К несчастью, взрослые, сами того не понимая, могут охладить этот пыл. Если внимательно понаблюдать за малышами, вы заметите, что детские игры — это не просто забавы. Малыши постоянно работают, они добывают новые знания, навыки и умения. Они неутомимы. Они учатся переворачиваться на животик, ползать, вставать и ходить, они пробуют мир на вкус, на ощупь.
Как только дети научились говорить, вопросы так и сыплются из них: трех–четырехлетний малыш задает их дюжинами. Потом дети начинают подражать нам, они играют во взрослых. Вспомните, что это за игры. Чаще всего дети изображают взрослых за работой: играют в больницу, в магазин, моют посуду, водят машину, нянчат детей, пекут куличики из песка и т. п. Если вы понаблюдаете за ребенком хотя бы один день и спросите себя: «Что он больше всего любит делать? Что надолго приковывает его внимание?», вы поймете, что это такая деятельность, которая его чему‑нибудь учит.
ОБУЧЕНИЕ ДОМА
В идеале раннее интеллектуальное развитие должно происходить дома, в семье. Дети постигают мир с помощью чувств. Дом предоставляет богатую пищу для их зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, таким образом в семье естественное желание ребенка познавать мир и учиться может быть полностью удовлетворено. Кроме того, родителям принадлежит основная роль в развитии речевых навыков. Отец и мать должны говорить с ребенком, по нескольку раз повторять ему слова, подбадривать его, поощрять, поправлять, если нужно; все это соответствует естественному желанию детей учиться. Если с ребенком постоянно разговаривают и занимаются, его словарный запас растет, он быстрее учится строить фразы. Позже на родительском примере он учится выражать в словах свои мысли, чувства и желания.
Все сказанное справедливо для интеллектуального развития в любой области. Если родители не стимулируют ребенка, не стремятся ускорить его рост, скорее всего, учеба будет даваться ему с трудом, и прогнозы на его обучение в школе неблагоприятны. Школьная программа лишь частично может компенсировать отсутствие стимулов со стороны родителей.
Приятная домашняя обстановка располагает ребенка к учебе. Дети познают мир с помощью чувств, они необычайно эмоциональны. Они скорее запоминают свои чувства, чем факты. Это значит, что вашему ребенку гораздо легче рассказать, как он чувствовал себя в какой‑то ситуации, чем вспомнить детали происшествия. Например, ваша дочь может вспоминать, как ей понравилась сказка и как ей было весело, даже когда она почти забудет содержание.
Вполне вероятно, что, вернувшись из школы первого сентября, ваш сын не сможет вспомнить, что было на уроке, зато подробно опишет свою учительницу. Обучая ребенка, вы должны относиться к нему с уважением, добротой и участием. Вы должны позаботиться, чтобы он не сомневался в своих способностях. Поэтому критиковать ребенка, унижать его — недопустимо. Если учитель постоянно придирается к нему, ребенка никогда не заинтересует предмет, каким бы увлекательным он ни был. Когда вы уважаете ребенка, он уважает вас и вашу точку зрения.
То, насколько успешно будет проходить обучение, зависит прежде всего от вас. На любом этапе: в детстве, в школьные годы — родители должны принимать живое участие в развитии способностей ребенка. Конечно, учеба — сложный процесс, на него влияет множество факторов. И все же ваше участие — один из основных.