Мозговой штурм назовите этапы дайте краткую характеристику

Существует много форм групповой дискуссии, которая представ­ляет собой определенным образом организованное обсуждение тех или иных вопросов в учебной группе под руководством ведущего.Особенность данного метода состоит в возможности выявить мнения, идеи, переживания сразу нескольких студентов и сопоста­вить их в непосредственном общении, понять целый комплекс лич­ностных и социально-психологических особенностей участников обсуждения.

Перефразируя известное высказывание К. Левина, можно ска­зать, что легче познать индивидов, собранных в группу, чем по­знать каждого из них в отдельности.

Приведем следующие правила ведения дискуссии.

1. Помни, что дискуссия направлена на разрешение проблемы, а не на создание конфликта.

2. Не говори долго. Соблюдай регламент.

3. Выступай только по теме.

4. Правильно понимай позицию оппонента. Не искажай ее.

5. Умей выслушать до конца.

6. Не давай выход полемическому задору. Помни, что «про­тивник» в дискуссии - не противник в жизни.

7. Если не согласен с оппонентом, не только скажи, что счита­ешь неправильным, но предложи другое решение.

Целесообразно перед началом дискуссии эти правила выдать всем участникам или написать их на доске.1

В чем заключается подготовка дискуссии?

1. Определение цели дискуссии: каков должен быть результат обсуждения.

2. Выбор метода обсуждения: направляемая или свободная дискуссия либо их комбинация.

3. Планирование обсуждения: выбор вступления, подготовка главных вопросов, необходимого справочного материала.

4. Подбор участников дискуссии: желательно 7+2 человека.

5. Выбор времени и места обсуждения: желательно участни­кам сидеть лицом друг к другу (круглый стол).

Как организуется дискуссия?

1. Вводные замечания: указание цели занятия (до 5 минут).

2. Разъяснение цели занятия: как двигаться к цели (5-10 минут).

3. Ведение обсуждения, придерживаясь основного направле­ния, ведущего к цели (40-60 минут).

4. Подведение итогов обсуждения (5-10 минут).

5. Оценка результатов: критический самоанализ ведущего. Каков порядок проведения дискуссии?

1. Начало обсуждения.

1.1. Вводные замечания - сделайте так, чтобы группа почувст­вовала себя свободно (это может быть шутка, выражение удовлетворения от того, что все собрались вовремя и т.д.).

1.2. Укажите тему или проблему, которая будет обсуждаться (напишите ее на доске).

1.3. Укажите цель занятия (что и за какое время должно быть достигнуто).

2. Разъяснение темы. Можно рекомендовать один из следую­щих способов:

=>указать узловые моменты обсуждаемой темы;

=>поставить контрольные задачи, которые должны быть решены;

=> изложить чье-либо мнение по предложенной теме, описать предшествующие попытки ее решения;

=> выслушать мнение о степени готовности к дискуссии и дру­гие предложения участников.

Главная цель этого этапа - добиться, чтобы все участники уяс­нили тему в ее окончательной формулировке.

3. Ведение обсуждения. От начала и до конца необходимо при­держиваться основного направления, ведущего к цели. Гибко варьируйте метод обсуждения (свободная или направленная дискуссия) в зависимости от его хода:

=> побуждайте участников к переформированию оценочных суждений («хорошо»-«плохо») в конкретные предложения;

=> контролируйте обсуждение: избегайте проявления излиш­них эмоций, которые ведут к конфронтации участников, к спору;

=> не допускайте, чтобы кто-то монополизировал обсуждение, предлагайте высказываться конкретно;

=> мы применяем методику «нейтрализации» лидера дискус­сии. Он назначается экспертом, который высказывает свое мнение после завершения обсуждения, но до заключитель­ного слова ведущего;

=> часто давайте поэтапные обобщения, анализируя ход дис­куссии;

=> фиксируйте полученную информацию в пригодной для дальнейшего исследования форме (ведение протокола дис­куссии, запись на магнитофон).

4. Подведение итогов обсуждения в группе:

=> проанализируйте основные этапы дискуссии и сделанные выводы;

=> обобщите индивидуальные впечатления участников о про­деланной работе и обсудите ее значимость для решения бу­дущих проблем;

=> отметьте то новое, что прозвучало в дискуссии (факты, их интерпретация и взаимосвязи и т.д.);

=> поблагодарите членов группы за их участие в сотрудничест­ве, отметьте достигнутые успехи.

5. Оценка результатов обсуждения. Самоанализ преподавателя после окончания дискуссии предполагает ответы на следую­щие вопросы.

=> Было ли обсуждение правильно спланировано и проведено?

=> Все ли необходимое сказано? Как бы могли повлиять на ре­зультаты дополнительные сведения?

=> Кто помогал разъяснять вопросы? Кто не понял обсуждае­мых вопросов? Кто выдвигал полезные идеи? Чья позиция была конструктивной?

=> Чувствовался ли у участников энтузиазм как результат ус­пешной работы после окончания обсуждения? И т.д. Если по количественному составу учебная группа превышает 10-12 человек, то целесообразно вести обсуждение поставленных проблем в микрогруппах с последующим обсуждением получен­ных результатов на общегрупповом заседании.

Интересными формами общегрупповой дискуссии являются методы «мозгового штурма» и синектики. Эти методы достаточно широко используются при решении конкретных профессиональных проблем. Однако элементы этих методов могут быть применены и в учебном процессе.

Метод «мозгового штурма» разработан А. Осборном в 30-е го­ды как способ эффективного коллективного продуцирования новых идей и решений широкого спектра экологических, научно-техниче­ских, социально-психологических ситуаций. Он способствует рас­шатыванию стереотипов мышления, развитию его динамичности, формирует способность абстрагироваться от существующих огра­ничений и т.д. Как правило, «мозговой штурм» длится не более 1,0-1,5 часов и состоит из следующих этапов.

1. Организационный этап. Уяснение проблемы. Ознакомление с правилами проведения «мозгового штурма». Формирование рабочих групп (около 5 человек в каждой) и группы экспертов, цель которой - оценка и отбор наилучших идей. Длительность - до 10 минут.

2. Разминка. Основная задача этого этапа - установление атмо­сферы доверия в группе, преодоление психологических барье­ров, препятствующих эффективному обсуждению (скован­ность, замкнутость, стеснительность и т.д.). Для проведения этого этапа можно рекомендовать некоторые упражнения, предложенные Д. Станфортом и А. Рорком (1977):

=> взаимоознакомление участников с тем, чтобы каждый участник понимал, что можно ждать от других (короткий рас­сказ о себе, физическое взаимодействие в парах, упражне­ние «зеркало» и т.д.);

=> выполнение совместных групповых упражнений в едином ритме;

=> обсуждение некоторых психологических проблем (почему люди неохотно выступают первыми, как вести себя в груп­пе, чтобы добиться уважения и т.д.). При обсуждении этих проблем участники могут пробовать себя в разных ролях (эксперта, критика, генератора идей и пр.).

Длительность этапа 15-20 минут.

3. Мозговой штурм. Генерация идей идет одновременно во всех рабочих группах. Группа экспертов фиксирует все выдвину­тые идеи (10-15 минут).

4. Отбор наилучших идей группой экспертов (10-15 минут). Участники штурма в это время отдыхают.

5. Подведение итогов. Публичная защита группой лучших идей.

Правила проведения «мозгового штурма» (по Осборну).

1. Никаких замечаний и критических высказываний - они ме­шают формулировке новых идей.

2. Приветствуется «парение мыслей». Чем необычнее идея, тем лучше.

3. Чем больше предложений, тем выше вероятность появления

новых идей.

4. Желательна комбинация идей, а также их развитие.

5. Высказываться кратко, избегать развернутой аргументации.

6. Одни генерируют идеи, другие обрабатывают их.

Метод синектики, предложенный У. Гордоном, имеет общие элементы с «мозговым штурмом». Кроме того, используются четы­ре приема, основанные на аналогии:

1) прямая аналогия (как решаются проблемы, похожие на данную);

2) личная аналогия (войти в образ рассматриваемого в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);

3) символическая аналогия (дать в нескольких словах образ­ное определение сути проблемы);

4) фантастическая аналогия (как бы эту проблему решали ска­зочные персонажи). Как уже отмечалось, метод групповой дискуссии (или отдель­ные его элементы) может найти достаточно широкое применение при различных организационных формах проведения занятий. На семинарских занятиях групповая дискуссия может занимать основ­ное время активной работы, на практических занятиях - во многом заменить традиционные опросы, на лабораторных занятиях - пред­шествовать выполнению лабораторной работы (или, напротив, про­ходить после ее завершения). -Вполне допустимо использование элементов дискуссии и на лекциях.

Метод фокус-группы, или групповое фокусированное интер­вью, - это еще один метод, адекватный специфике высшего меди­цинского образования. Этот метод напоминает форму консилиума, заключения по поводу врачебной ошибки, жалобы (обоснованной или необоснованной) пациента. Для обсуждения одной проблемы сталкиваются интересы от 10 до 12 человек.

В настоящее время метод фокусированного интервью исполь­зуется как в учебных, так и в исследовательских целях.

Отличительные особенности фокусированного интервью за­ключаются в следующем:

—> интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной жизненной ситуации;

—> ситуация изучается педагогом заранее для выявления наи­более значимых вопросов и предварительных гипотез;

—> на основе предварительного анализа педагог разрабатывает план проведения интервью;

—> интервью направлено на получение от респондентов (в на­шем случае - студентов) их видения и определения иссле­дуемой ситуации и фокусируется на их субъективных пере­живаниях.

Предварительные ответы помогают не только проверить гипо­тезы, но и выявить иногда совершенно непредвиденные реакции, дают импульс для формулирования новых гипотез.

Специалисты подметили, что фокусированное интервью в силу нестандартизированного характера занимает промежуточное поло­жение между «направленным» и «ненаправленным» интервью, по­зволяя фокусировать обсуждение на конкретной проблеме («на­правленное интервью») и использовать свободу формы высказыва­ний обучающихся согласно «ненаправленному интервью».

Этот метод групповой дискуссии чрезвычайно интересен при обучении интернов, ординаторов, врачей.

Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек зрения позволяет увидеть обсуждаемые проблемы бо­лее глубоко и разносторонне, выявить целый комплекс личностных и социально-психологических проблем. Этапность проведения оп­ределяется в соответствии с правилами ведения дискуссии, а успех во многом зависит от руководителя.

Наши рекомендации