Вопрос 10. Основные черты и принципы педагогики сотрудничества.
Принципы педагогики сотрудничества:
принцип диалогизации – равноправное взаимодействие педагога и студента с учетом их функций, опыта и активности;
принцип проблематизации – творческий характер обучения, стимулирующий развитие мышления, самостоятельности и инициативности студентов;
принцип индивидуализации – ориентация педагога на личностные возможности и способности студентов для их совершенствования или коррекции;
принцип соблюдения педагогической этики – использование адекватных гуманных методик в сфере учебно-воспитательного воздействия;
принцип педагогического притяжения – включение в учебно-воспитательную деятельность личностных качеств, чувств, эмоций, делающих педагога интересной, самобытной и уважаемой студентами личностью; принцип высокого интереса к совместной деятельности (по М.С. Дианкиной).
Вопрос 11. Определение понятий: знание, умение, навык, образование, педагогическая задача.
Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории).
Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.
Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Вопрос 12. Цели образования, современные тенденции развития. Целью образования (образование от слова «образ», построение, формирование образа) является формирование образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека (возможности, способные реализоваться в определенных условиях и при определенных ресурсах).
Образ целостной личности обеспечивает развитие следующих ее составляющих:
а) духовное развитие (ценностно-нормативная сфера);
б) социальное развитие – развитие личности как субъекта социальных отношений, и, прежде всего, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.
в) физическое развитие -человеческая телесность как цель физического воспитания должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия потенциала человека, способ межличностной коммуникации.
Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру. Они определены в нормативных государственных документах, учебных программах и методических учебных пособиях. Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Цель образования – внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учащихся. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Гуманизация(создание оптимальных условий всестороннего развития личности), гуматиризация( свободно общаться с людьмиразных национальностей и народов, хорошо знать родной язык , историю и культуру,свободно владеть ин языками), технологизация, стандартизация, компьтеризация.
13.Модели образования. В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.
Традиционная модель образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.
Рационалистическая модель образования во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения, обучающимися знаний. практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.
Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.
Неинституциональная модель образования ориентированная на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.