Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его
В США все большее беспокойство вызывает тяжелое положение негров, корни
которого не только в расовых предрассудках, но и в системе дошкольного
воспитания негритянских детей. Социологические исследования, проведенные в
Гарлеме и других негритянских районах Нью-Йорка, показали, что различия по
коэффициенту умственного развития у цветных и белых детей - прежде всего
результат той обстановки, а которой они живут до школы. Недополученное в
раннем возрасте еще более усугубляется в школе.
Бедность побуждает многих родителей бросать детей на произвол судьбы,
зарабатывать на кусок хлеба, и дети практически с момента рождения
предоставлены сами себе. Напротив, белые дети обычно воспитываются в
обстановке заботы и внимания со стороны родителей и учителей. Эта разница и
создает проблему взаимоотношений между белыми и черными, которую пока решить
не удается.
В моей стране тоже есть подобные проблемы, где в семьях с различными
условиями жизни вырастают умные и глупые, талантливые и бездарные дети.
Однако можно предположить, что эти различия коренятся не только в финансовом
положении семьи, но и в различном отношении родителей к воспитанию детей.
По статистическим данным, опубликованным в журнале "Модерн Эспри" (#43), чем
более "свободно" воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в
себе он вырастает. Таким детям обычно не хватает любви, они все время ищут
внимания взрослых.
Под "свободным" воспитанием понимается нерегулярный уход за ребенком,
кормление только тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в то же время
отсутствие должного внимания, когда ему забывают сменить пеленки, уложить
вовремя спать и т.п.
И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать
ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, ребенок, выросший в
любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более
уравновешенным и добрым.
В современном мире все больше женщин посвящают себя работе, а не домашнему
хозяйству и воспитанию детей, и поэтому все чаще появляется "ребенок с ключом
на шее", который приходит после школы в пустую квартиру. Я не против того,
чтобы оба родителя зарабатывали на жизнь, но я убежден, что детей нельзя
оставлять одних во имя идеи "свободного" воспитания, лишая их тем самым любви
и заботы взрослых, в которой они так нуждаются.
Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются
Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет
места страхам и беспокойствам окружающего мира. Однако похоже, что в
реальности мы не всегда были счастливы в младенческие годы. У детей, как и
взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чем мы порой
и не подозреваем. В номере #41 за 1961 год журнала "Раннее развитие" есть
статья, рассказывающая о случае, который произошел с мистером Шотаро Миямото,
директором обсерватории в университете Киото:
"Мой отец, должно быть, очень увлекался буддийскими песнями "Но". Его друзья
часто приходили к нам, и они вместе пели. А меня укладывали спать в соседней
комнате. Я помню, что мне было очень страшно слышать эти заунывные и давящие
звуки, и я громко плакал. Но моя мама больше беспокоилась о гостях и пыталась
быстро меня уложить. Даже сейчас, когда я слышу эти протяжные буддийские
песни, они пробуждают в моей душе не успокоение, а ужас".
Родители мистера Миямото никогда бы не подумали, что эти песнопения могли
оставить такой неизгладимый след в душе ребенка, который не стерся даже с
возрастом. Но не только эти ужасные звуки сохранила память детства. Мистер
Миямото с удовольствием вспоминает сказки, которые его бабушка читала ему
перед сном, музыку из оперы "Кармен", "Лунную сонату". Спрашивается, почему
именно песни "Но" так напугали мистера Миямото? Это дает нам пищу для
размышления. Возможно, что не только гнетущие звуки песен, но и одиночество и
темнота комнаты, где его оставляли одного, наводили на него ужас. Я не
собираюсь давать рецептов, что делать в таких случаях, я только хочу сказать,
что то, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след
в душе ребенка.