Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха
"У моего ребенка нет слуха, я не знаю, что делать. Это у него от мужа, у них
в семье все неспособные к музыке. Это у него наследственное". Я часто слышу
от мам такие жалобы. Да, действительно, есть дети с плохим музыкальным
слухом, родителям которых, так сказать, медведь на ухо наступил. Однако, это
не означает, что плохой слух заложен генетически, хотя этот недостаток и
может передаваться от родителей к детям.
Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее
колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запомнит эту
мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. А когда
мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух - это
божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух
был бы им гарантирован.
По моей теории дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком,
обладают особой способностью слухового восприятия, коль скоро они могут
запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.
А теперь, чтобы показать вам, что отсутствие музыкального слуха не передается
по наследству, я расскажу вам одну историю. Доктор Шиничи Сузуки взял на
обучение 6-летнего мальчика и восстановил ему музыкальный слух. Мама этого
малыша музыкального слуха не имела. Тезис доктора Сузуки был такой: "У
ребенка нет слуха потому, что его нет у мамы". Он постоянно давал ребенку
слушать ту песенку с правильной мелодией, которую ему фальшиво пела мама. И
постепенно мамина неправильная мелодия, запомнившаяся ребенку, уступила место
абсолютно правильной. Позже этот мальчик продолжил музыкальное обучение, он
играл скрипичные концерты Брамса и Бетховена совершенно без ошибок и даже дал
несколько сольных концертов в Канаде.
Таким образом, музыкальное восприятие и развитие характера и способностей
вообще формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. И даже
кажущееся нам несущественным в поведении родителей может сильно повлиять на
ребенка.
Никогда не игнорируйте плач ребенка
В книге "Революция в воспитании младенца", изданкой в Америке, описан
следующий эксперимент.
В Вашингтоне специально подготовленных учителей послали в детские учреждения
и семьи из бедных районов, в основном населенные неграми, чтобы обучить
примерно 30 малышей в возрасте 15 месяцев. Каждый день, кроме воскресенья,
учитель проводил с ребенком один час, играя и разговаривая с ним. Психолог,
доктор Эрл Шефер, объяснил, что эта акция была предпринята с целью
стимулировать развитие интеллекта детей, особенно их речь. Подобные
эксперименты проводились и с детьми в возрасте 14 месяцев.
Результаты тестов, полученные, когда этим малышам уже исполнилось 2 года и 3
месяца, показали, что "уровень интеллектуального развития" и особенно уровень
развития речи у этих детей был явно выше, чем у их сверстников, не
участвовавших в эксперименте.
Значит, можно повысить уровень интеллекта детей даже в таких семьях, где
родители совершенно не уделяют внимания воспитанию, так как с утра до ночи
заняты на работе. А представьте, каких результатов можно добиться в семьях,
где родители уделяют своим детям гораздо больше внимания и регулярно с ними
играют.
Примерно в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и
запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в
его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы,
поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние
на его интеллектуальное рязвитие.
Вот пример. Молодая супружеская пара жила в однокомнатной квартире, когда у
них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что поневоле мама все
время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним. Вскоре семья
переехала в 3-комнатную квартиру. У них появился второй ребенок. Родилась
девочка, ей отвели самую тихую комнату подальше от кухни, где большую часть
дня проводила мама. Старший сын начал говорить членораздельно примерно с 7-8
месяцев, а его сестра в 10-месячном возрасте еще только лепетала. Более того,
по сравнению со своим братом, который всегда светился улыбкой, сестра выросла
тихой н молчаливой.
Не сюсюкайте с ребенком
Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их "детском
языке". В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном "взрослом"
языке, и 2-летний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи.
Конечно, когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на
слова, но это скорее от того, что его органы речи еще не совсем развились, а
вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный
аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если
взрослые говорят с ним на "детском" языке, считая, что ребенок другого языка
не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в
процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то,
как говорят взрослые.
Если хотите, вы можете совсем не сюсюкать с ребенком. В конце концов через
несколько месяцев он подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык, а
если ему вдобавок в детском саду говорят, что он уже не маленький и должен
говорить правильно, это только создает для него дополнительное неудобство.
Одна француженка, выдавая свою дочь замуж, сказала будущему зятю: "У моей
дочери нет приданого, но она великолепно говорит по-французски". Такая
гордость восхитительна, и мне бы хотелось, чтобы у каждого ребенка была
возможность блестяще овладеть своим родным языком.