Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха

"У моего ребенка нет слуха, я не знаю, что делать. Это у него от мужа, у них

в семье все неспособные к музыке. Это у него наследственное". Я часто слышу

от мам такие жалобы. Да, действительно, есть дети с плохим музыкальным

слухом, родителям которых, так сказать, медведь на ухо наступил. Однако, это

не означает, что плохой слух заложен генетически, хотя этот недостаток и

может передаваться от родителей к детям.

Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее

колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запомнит эту

мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. А когда

мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух - это

божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух

был бы им гарантирован.

По моей теории дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком,

обладают особой способностью слухового восприятия, коль скоро они могут

запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.

А теперь, чтобы показать вам, что отсутствие музыкального слуха не передается

по наследству, я расскажу вам одну историю. Доктор Шиничи Сузуки взял на

обучение 6-летнего мальчика и восстановил ему музыкальный слух. Мама этого

малыша музыкального слуха не имела. Тезис доктора Сузуки был такой: "У

ребенка нет слуха потому, что его нет у мамы". Он постоянно давал ребенку

слушать ту песенку с правильной мелодией, которую ему фальшиво пела мама. И

постепенно мамина неправильная мелодия, запомнившаяся ребенку, уступила место

абсолютно правильной. Позже этот мальчик продолжил музыкальное обучение, он

играл скрипичные концерты Брамса и Бетховена совершенно без ошибок и даже дал

несколько сольных концертов в Канаде.

Таким образом, музыкальное восприятие и развитие характера и способностей

вообще формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. И даже

кажущееся нам несущественным в поведении родителей может сильно повлиять на

ребенка.

Никогда не игнорируйте плач ребенка

В книге "Революция в воспитании младенца", изданкой в Америке, описан

следующий эксперимент.

В Вашингтоне специально подготовленных учителей послали в детские учреждения

и семьи из бедных районов, в основном населенные неграми, чтобы обучить

примерно 30 малышей в возрасте 15 месяцев. Каждый день, кроме воскресенья,

учитель проводил с ребенком один час, играя и разговаривая с ним. Психолог,

доктор Эрл Шефер, объяснил, что эта акция была предпринята с целью

стимулировать развитие интеллекта детей, особенно их речь. Подобные

эксперименты проводились и с детьми в возрасте 14 месяцев.

Результаты тестов, полученные, когда этим малышам уже исполнилось 2 года и 3

месяца, показали, что "уровень интеллектуального развития" и особенно уровень

развития речи у этих детей был явно выше, чем у их сверстников, не

участвовавших в эксперименте.

Значит, можно повысить уровень интеллекта детей даже в таких семьях, где

родители совершенно не уделяют внимания воспитанию, так как с утра до ночи

заняты на работе. А представьте, каких результатов можно добиться в семьях,

где родители уделяют своим детям гораздо больше внимания и регулярно с ними

играют.

Примерно в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и

запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в

его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы,

поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние

на его интеллектуальное рязвитие.

Вот пример. Молодая супружеская пара жила в однокомнатной квартире, когда у

них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что поневоле мама все

время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним. Вскоре семья

переехала в 3-комнатную квартиру. У них появился второй ребенок. Родилась

девочка, ей отвели самую тихую комнату подальше от кухни, где большую часть

дня проводила мама. Старший сын начал говорить членораздельно примерно с 7-8

месяцев, а его сестра в 10-месячном возрасте еще только лепетала. Более того,

по сравнению со своим братом, который всегда светился улыбкой, сестра выросла

тихой н молчаливой.

Не сюсюкайте с ребенком

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их "детском

языке". В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном "взрослом"

языке, и 2-летний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи.

Конечно, когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на

слова, но это скорее от того, что его органы речи еще не совсем развились, а

вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный

аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если

взрослые говорят с ним на "детском" языке, считая, что ребенок другого языка

не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в

процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то,

как говорят взрослые.

Если хотите, вы можете совсем не сюсюкать с ребенком. В конце концов через

несколько месяцев он подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык, а

если ему вдобавок в детском саду говорят, что он уже не маленький и должен

говорить правильно, это только создает для него дополнительное неудобство.

Одна француженка, выдавая свою дочь замуж, сказала будущему зятю: "У моей

дочери нет приданого, но она великолепно говорит по-французски". Такая

гордость восхитительна, и мне бы хотелось, чтобы у каждого ребенка была

возможность блестяще овладеть своим родным языком.

Наши рекомендации