Ребенок запоминает только то, что ему интересно

До сих пор я описывал прекрасную способность детского мозга впитывать

информацию. Конечно, мозг ребенка на этом этапе развития подобен машине,

которая механически заглатывает все, что в нее запускают, он еще не в

состоянии отобрать информацию и понять ее.

Но вскоре приходит время, ребенок обретает способность принимать

самостоятельные решения, т.е. развивается область мозга, которая способна

использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Считается, что это

происходит где-то в возрасте 3 лет. И как раз именно в это время встает

вопрос, как и чем заинтересовать ребенка. Малыш с жадностью запоминает то,

что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности - он уже может

хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и

формирования характера.

Вы читаете своим детям рассказы и сказки, даже если они еще мало что понимают

в прочитанном. Ваш ребенок слушает их помногу раз и запоминает, и если вы

читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребенок запоминает

детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на

ассоциативной памяти, чем на понимании.

Затем ребенку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет

прочитать ее сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную

историю с картинками в книжке и "читает" книжку, аккуратно следуя за буквами,

которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребенок начинает

настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив,

есть свидетельство его огромного интереса к познанию.

Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не

должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом.

Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве

По работе мне часто приходится говорить по-английски. Но меня всегда

беспокоят мои ошибки в произношении и интонации. Не то чтобы человек, который

меня слушает, не понимает моего "японо-английского" - он понимает. Но иногда

на его лице появляется выражение растерянности, и он просит меня повторить

что-то. Тогда я говорю это славо по буквам, чтобы меня поняли.

А вот соседский мальчик - ему год и два месяца - произносит английские слова

очень правильно. Многим японцам трудно произнести звуки [р] и [л], а у него

получается. Наверное, это происходит потому, что я начал учить английский в

средней школе, а этот мальчик научился разговаривать по-английски тогда же,

когда осваивал японский. Его первое знакомство со вторым языком началось с

прослушивания английских записей, а потом он начал разговаривать по-английски

с одной американкой, осваивая чужой язык одновременно со своим.

Это сравнение говорит о том, что, когда в уме сформирован образец родного

языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, как я уже объяснял,

мозг ребенка до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего

родного японского языка, но и любого другого, причем процесс этот может, как

мы уже говорили, идти одновременно. Поэтому дети в таком возрасте без особого

труда могут говорить на любом языке, как на родном. Если вы пропустите этот

период, вам будет гораздо труднее обучить его тому, чему он так легко

обучается в раннем детстве.

Иностранный язык - не единственный предмет, которым можно овладевать на

ранней стадии развития ребенка.

Музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство

равновесия) формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время

развивается и основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.

Каждый год в начале летних каникул родители из разных стран привозят своих

детей в скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять, что никто из них

не знает ни слова по-японски. Первыми начинают говорить самые маленькие.

Затем дети из младших и средних классов. Самые безнадежные - это их родители.

И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят по-японски, то родителям

необходимы годы, им приходится пользоваться услугами детей в качестве

переводчиков.

Наши рекомендации