Масару Ибука. После трех уже поздно
ПРЕДИСЛОВИЕ
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего
наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой
первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал
классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует
просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что
их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я
предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант
развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали
благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его
природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий
пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в
пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они
приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий
облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой
разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, - человек, а детеныш волка -
волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться
волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую
попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он
станет - человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое
огромное влияние на новорожденною оказывают образование и окружающая среда.
Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но
и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся
созданием организации "Японская ассоциация раннего развития". Наши и
зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить,
проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения
малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно,
насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем
о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы
уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но
согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною
мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить
свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей
фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот,
кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать
это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука
Часть 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА
ВАЖНЫЙ ПЕРИОД
Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев
Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я
отвечаю: "Нет". Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое
образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его
смышленным и добрым.
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно
одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и
агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно
и когда нужно, должен вырасти смышленным и с твердым характером.
С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить
появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть
на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его
учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и
даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную
школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК
Взрослые понятия "трудно" и "легко" не годятся для детей
Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга
слишком трудна для ребенка или что ребенок не может оценить по достоинству
классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?
Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что
"трудно" или "легко" - английский или японский языки, музыка Баха или детские
песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, - все должно
начинаться одновременно, для него одинаково ново все.
Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание
может стать препятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую
картину, говорили про себя: "Она прекрасна!", хотя на самом деле она вас
совсем не тронула, ее ценность для вас - только в имени художника и в ее
цене. А ребенок, напротив, всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие
полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.
Для ребенка проще запомнить "голубь", чем "девять"
Мне вспоминается один случай, коща у меня в гостях был мой 2-летний внук,
которого я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески
и гордо сказал: "Вот это "Хитачи", а это "Тошиба"". Пытаясь скрыть свой
восторг, я решил, что мой внук в 2 года уже может прочесть китайские
иероглифы "Хитачи" и "Тошиба". Я спросил его маму, когда он выучил китайский
алфавит, и тут выяснилось, что он не читал "Хитачи" и "Тошиба" по-китайски, а
просто запомнил торговые марки как образы и так их различал. Надо мной все
смеялись, как над "глупым, любящим дедом", но я уверен, что такое бывает у
многих.
Недавно я получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в
еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из ее письма я узнал, что
ее старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было
около 2-х лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40
автомобилей и японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку
машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием
телепрограммы "ЭКСПО-70", он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог
узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии,
Панамы, Ливана - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример
говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых.
Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что
не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно
позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, - способность младенца
узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на
руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в
нашей "Ассоциации раннего развития". Трехлетние дети легко запоминали такие
сложные китайские иероглифы, как "голубь" или "жираф". Дело в том, что для
ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в
выражении лица, трудные китайские иероглифы - не проблема. В отличие от
абстрактных слов, таких, как "девять", он может легко запомнить слова,
обозначающие конкретные предметы, такие, как "жираф", "енот", "лиса", как бы
трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок может
обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать
место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.
Часть 3. ЧТО ПОЛЕЗНО МАЛЫШУ
Не сюсюкайте с ребенком
Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их "детском
языке". В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном "взрослом"
языке, и 2-летний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи.
Конечно, когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на
слова, но это скорее от того, что его органы речи еще не совсем развились, а
вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный
аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если
взрослые говорят с ним на "детском" языке, считая, что ребенок другого языка
не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в
процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то,
как говорят взрослые.
Если хотите, вы можете совсем не сюсюкать с ребенком. В конце концов через
несколько месяцев он подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык, а
если ему вдобавок в детском саду говорят, что он уже не маленький и должен
говорить правильно, это только создает для него дополнительное неудобство.
Одна француженка, выдавая свою дочь замуж, сказала будущему зятю: "У моей
дочери нет приданого, но она великолепно говорит по-французски". Такая
гордость восхитительна, и мне бы хотелось, чтобы у каждого ребенка была
возможность блестяще овладеть своим родным языком.
Интерес - лучшее побуждение
Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку
на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и
резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются
заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и
истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется
тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство
собственного "Я", которое не терпит никакого насилия.
Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но
не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается
и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех
месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и
вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка
достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех
детей разный. Самый долгий - 6 месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее
побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у
ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое
время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к
предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная
задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить
интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше
заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его
интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить
ребенка к обучению.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например,
для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть
достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось
желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые,
равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви
было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения
интереса.
Ребенок - великий имитатор
Когда мне было три года, мне нравилось имитировать заикание одного нашего
соседа. Мама ругала меня: "Прекрати! Заикание заразно."
Автор многих книг о раннем детстве К.М.Джоунс рекомендует водить ребенка,
который боится собак, туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим
детям, он избавится от своего страха.
Я слышал от одной матери, что ее ребенок был очень разборчив в еде, пока она
не начала сажать его за стол с другими детьми того же возраста, которые с
жадностью ели любую пищу. Иногда ребенок с плохим аппетитом вдруг начинает
хорошо есть после визита в дом, где дети едят с завидным аппетитом. Мать
может подумать, что ее ребенку не нравится именно ее стряпня, а на самом деле
он просто подрлжаст другим детям.
Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году
они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим.
Недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка,
обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый
подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить,
походку и т.д.
Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние
ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или
вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится.
Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества.
Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не
убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши
намерения.
ТВОРЧЕСТВО И НАВЫКИ
Детям полезна ходьба
Из-за автомобильного движения мы уже не видим на улицах играющих детей. Их
ведут за руку мамы, им не разрешают ковылять самим. Прежде, чем вы начнете
жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребенка,
подумайте, как полезна ему ходьба.
В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе.
В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются
напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги
напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное
движение без потерь энергии.
Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они
совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей
вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс. Мы не замечаем процесса
ходьбы, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Но это не так. Как
показывает история с двумя девочками, выросшими в волчьей стае, ребенок так и
будет ползать, если его будут окружать существа, передвигающиеся на четырех
ногах. Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста.
Учитесь у своего ребенка
Одна из ловушек в которую часто попадают матери - это самонадеянность. Исходя
из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, все время
навязывая ребенку свою волю. Эта тенденция усиливается от того, что мать
ведет уединенный образ жизни в период ухода за малышом. Мать не должна
чувствовать, что она одна отвечает за ребенка, что вся нагрузка по уходу за
младенцем лежит только на ней. И не только муж должен помогать ей, если
возможно, но и дедушки и бабушки, чтобы она могла участвовать в жизни и за
порогом дома. Но главное - это все время учиться у своего ребенка, чтобы не
впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных
понятий и своих собственных нужд.
"Все мы родом из детства". Я бы даже сказал, что "ребенок - учитель
взрослого". Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.
Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек
стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как
биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать
курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не
следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного
поведения. Также важно объективно оценивать поведение и чувства своего
ребенка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые
помогут ей в воспитании.
Не насилуйте волю малыша
Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием
желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать
должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач.
Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к
ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно
становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение
находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни
один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее,
общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не
называется образованием.
Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на
становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже
само по себе "образование". Обучение ребенка различным навыкам - это только
одна сторона образования.
Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это
и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка
зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги
"Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты
воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им
книги - они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы
ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты
можешь стать великим человеком".
Масару Ибука. После трех уже поздно
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. -
96 с.
(c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.
ВСТУПЛЕНИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы
почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с
другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых
великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была
достигнута.
Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но
обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и
разрушений.
У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый - закоснелые
традиции, второй - существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы
укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали
с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то
пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за
ненадобностью.
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как
невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,
принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.
Книга Масару Ибука не дает этих обещаний, но проницательный читатель все
время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие
мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.
Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто
предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.
Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4
года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению,
то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые
усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что
взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И
утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и
кристально ясна.
По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является
изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или
фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это
почти неосознанное усилие. И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я
пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем
на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоев
общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я
люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не
могу как следует запомнить мелодию.
Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели
плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на
высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем),
уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему
мы бы хотели их научить.
Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее,
если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут
подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для
изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и
так далее на более продвннутом уровне.
Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей
учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и
развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы
голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки Маусом и
цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо
да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все,
чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что
хорошо.
Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его
пользу?
1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно,
а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в
устоявшейся области.
2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его
страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в
кармане основал фирму, которую назвал "Сони". Он был одним из тех
первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового
лидера.
3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности
директора Ассоциации раннего развития и директора организации "Обучение
талантов" в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских
детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.
Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому
свидетель.
Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я
слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором
Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические
упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети
играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел
трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора
Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых
лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с
просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их
учат читать по моей книге
Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо
написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все, живущие на Земле
родители.
Глен Доуман, директор Института развития
потенциальных возможностей человека,
Филадельфия, США
ПРЕДИСЛОВИЕ
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего
наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой
первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал
классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует
просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что
их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я
предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант
развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали
благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его
природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий
пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в
пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они
приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий
облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой
разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, - человек, а детеныш волка -
волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться
волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую
попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он
станет - человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое
огромное влияние на новорожденною оказывают образование и окружающая среда.
Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но
и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся
созданием организации "Японская ассоциация раннего развития". Наши и
зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить,
проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения
малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно,
насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем
о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы
уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но
согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною
мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить
свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей
фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот,
кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать
это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука