Знакомство с понятиями «слово», «звук».
Педагог предлагает детям послушать сказку о докторе Айболите (во время его рассказа на доску выставляются соответствующие картинки):
«Однажды доктор Айболит и его собака Авва отправились в Африку. Там их ждали больные звери: антилопа Айна заболела ангиной, аистАлъман сломал крыло, акула Акка поранила хвост. Айболит взял с собой аптечку, все необходимые лекарства и вылечил зверей».
Педагог предлагает детям после прослушивания определить, были ли в сказке такие слова: Айболит, лекарства, Африка, бегемот, Карлсон, антилопа и пр. В разных вопросах и заданиях логопед несколько раз употребляет термин «слово»: повтори слово... скажи громко слово... ты слышал раньше слово...
Затем просит послушать, какие звуки издавали звери в Африке: ААА — так Антилопа показывала горло, УУУ — так трубил слон, когда вез доктора, ИИИИ — так смеялись мартышки, когда поправились звери, и пр. Педагог произносит эти звуки сам и просит детей повторить их, несколько раз используя термин «звук».
Знакомство со звуком А.
Педагог называет слова из сказки, отчетливо выделяя звук А: Айболит, антилопа, аптечка, акула, аист и т.п. Выясняет, все ли дети слышат звук А в названных словах. Затем изолированный звук произносится несколькими детьми громко, тихо, высоким голосом, низким голосом.
Уточняется артикуляция звука (описание артикуляции каждого звука в игровой форме смотрите на с. 19-20), звуковые аналоги (так девочка плачет, так показывают горло врачу, так мама качает малыша и пр.). Дети проговаривают по одному и все вместе звук А с различной тембровой, силовой и эмоциональной окраской.
Педагог еще раз обращает внимание детей на артикуляцию звука А и показывает его зрительный символ.
Упражнения для совершенствования фонематического восприятия.
Педагог напоминает детям о животных из сказки и просит повторить их клички : Авва, Айна,Акка,Алъман. (Воспроизведение подобных малознакомых слов, доступных по звуковому составу любому ребенку, является хорошим упражнением для слуховой памяти, внимания и фонематического восприятия.)
Педагог проверяет, как дети запомнили клички животных. Спрашивает, как звали антилопу? Аиста? Акулу? Собаку?
Про кого из них можно сказать один? Про кого одна? (ОдинАльман, одна Авва и пр.)
Кто из детей может повторить 3-4 клички вместе (называются слова в различной последовательности).
Динамическая пауза.
Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывая движения по своему усмотрению, произносит стихи:
Все мы видели не раз апельсин и ананас, Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз, Нарасскажете едва — какова на вкус айва, И я буду очень рада, коль найдете авокадо.
(Дети повторяют движения вслед за педагогом.)
Игра «Запомни как лежат плоды».
Педагог достает из корзинки названные в стихотворении плоды (натуральные или муляжи), дети произносят их названия, выделяя голосом первый звук.
Затем на стол выкладываются 4 плода, порядок расположения которых детям предлагается запомнить и назвать. После того как плоды накрываются салфеткой, педагог опрашивает нескольких детей.
Итог занятия.
Тема занятия. Звук М(Игровой персонаж МАТРЕШКА)
ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук М в начале слов. Учить подбирать слова со звуком М с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Формировать у детей навык синтеза двух звуков (гласного и согласного) в короткое слово. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.
Ход занятия
1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков).
Знакомство детей с новым звуком М.
Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного символов (КОРОВА МЫЧИТ). Повторное произнесение звука М, соотнесение его с символами.
Игра «Подарки для Матрешки».
Показ предметов, в названии которых первый звук М (магнит, молоток, маска, монета, марля, мыло и пр.). Проговаривание слов с утрированным произнесением первого звука и одновременным показом символов.
Игра «Мамина сумка».
Педагог предлагает рассмотреть и назвать продукты с первым звуком М в названии и без такового (маргарин, хлеб, масло, бублики, маслины, мука, печенье, молоко, макароны, майонез и пр.). Дети по желанию подходят к педагогу, называют выбранный продукт, определяют наличие в слове звука М и в таком случае опускают предмет в мамину сумку, к которой прикреплен символ соответствующего звука. На столе или подносе должны остаться только те продукты, в названии которых дети не услышали звука М.