Знакомство с понятиями «слово», «звук».

Педагог предлагает детям послушать сказку о докторе Айболите (во время его рассказа на доску выставляются соответствующие картинки):

«Однажды доктор Айболит и его собака Авва отправились в Африку. Там их ждали боль­ные звери: антилопа Айна заболела ангиной, аистАлъман сломал крыло, акула Акка пора­нила хвост. Айболит взял с собой аптечку, все необходимые лекарства и вылечил зверей».

Педагог предлагает детям после прослушивания определить, были ли в сказке такие сло­ва: Айболит, лекарства, Африка, бегемот, Карлсон, антилопа и пр. В разных вопросах и заданиях логопед несколько раз употребляет термин «слово»: повтори слово... скажи гром­ко слово... ты слышал раньше слово...

Затем просит послушать, какие звуки издавали звери в Африке: ААА — так Антилопа показывала горло, УУУ — так трубил слон, когда вез доктора, ИИИИ — так смеялись мартышки, когда поправились звери, и пр. Педагог произносит эти звуки сам и просит де­тей повторить их, несколько раз используя термин «звук».

Знакомство со звуком А.

Педагог называет слова из сказки, отчетливо выделяя звук А: Айболит, антилопа, ап­течка, акула, аист и т.п. Выясняет, все ли дети слышат звук А в названных словах. Затем изолированный звук произносится несколькими детьми громко, тихо, высоким голосом, низ­ким голосом.

Уточняется артикуляция звука (описание артикуляции каждого звука в игровой форме смотрите на с. 19-20), звуковые аналоги (так девочка плачет, так показывают горло вра­чу, так мама качает малыша и пр.). Дети проговаривают по одному и все вместе звук А с различной тембровой, силовой и эмоциональной окраской.

Педагог еще раз обращает внимание детей на артикуляцию звука А и показывает его зри­тельный символ.

Упражнения для совершенствования фонематического восприятия.

Педагог напоминает детям о животных из сказки и просит повторить их клички : Авва, Айна,Акка,Алъман. (Воспроизведение подобных малознакомых слов, доступных по звуко­вому составу любому ребенку, является хорошим упражнением для слуховой памяти, вни­мания и фонематического восприятия.)

Педагог проверяет, как дети запомнили клички животных. Спрашивает, как звали ан­тилопу? Аиста? Акулу? Собаку?

Про кого из них можно сказать один? Про кого одна? (ОдинАльман, одна Авва и пр.)

Кто из детей может повторить 3-4 клички вместе (называются слова в различной последовательности).

Динамическая пауза.

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывая движения по своему ус­мотрению, произносит стихи:

Все мы видели не раз апельсин и ананас, Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз, Нарасскажете едва — какова на вкус айва, И я буду очень рада, коль найдете авокадо.

(Дети повторяют движения вслед за педагогом.)

Игра «Запомни как лежат плоды».

Педагог достает из корзинки названные в стихотворении плоды (натуральные или муля­жи), дети произносят их названия, выделяя голосом первый звук.

Затем на стол выкладываются 4 плода, порядок расположения которых детям предлага­ется запомнить и назвать. После того как плоды накрываются салфеткой, педагог опраши­вает нескольких детей.

Итог занятия.

Тема занятия. Звук М(Игровой персонаж МАТРЕШКА)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук М в начале слов. Учить подбирать слова со звуком М с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом риф­мы). Формировать у детей навык синтеза двух звуков (гласного и согласного) в короткое слово. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память де­тей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков).

Знакомство детей с новым звуком М.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (КОРОВА МЫЧИТ). Повторное произнесение звука М, соотнесение его с символами.

Игра «Подарки для Матрешки».

Показ предметов, в названии которых первый звук М (магнит, молоток, маска, моне­та, марля, мыло и пр.). Проговаривание слов с утрированным произнесением первого зву­ка и одновременным показом символов.

Игра «Мамина сумка».

Педагог предлагает рассмотреть и назвать продукты с первым звуком М в названии и без такового (маргарин, хлеб, масло, бублики, маслины, мука, печенье, молоко, макароны, май­онез и пр.). Дети по желанию подходят к педагогу, называют выбранный продукт, опреде­ляют наличие в слове звука М и в таком случае опускают предмет в мамину сумку, к кото­рой прикреплен символ соответствующего звука. На столе или подносе должны остаться только те продукты, в названии которых дети не услышали звука М.



Наши рекомендации