Ф «Какой игрушки не стало?» Ф
Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названия которых дети четко произносят и запоминают. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и найти соответствующий символ среди лежащих на столе.
Ф «Вспомним сказку» Ф
Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.
Ф «Разберем и соберем» Ф
Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.
Ф «Разные загадки кота Васятки» Ф
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.
СТИХИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В НИХ НЕДОСТАЮЩЕГО СЛОВА С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ
(авторы М. Дружинина, А. Усачев, И. Лопухина, Т. Ткаченко и др.)
Тексты отличаются частым повторением изучаемого звука в словах, что улучшает фонематические представления ребенка. После прослушивания стихов и подбора детьми недостающего слова (со зрительной опорой на соответствующий символ) полезно предложить детям перечислить все слова*, в которых они услышали заданный звук.
Незнакомые понятия уточняются и закрепляются. Прослушивание стихотворений, помимо указанных целей, развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса.
Звук А
Звук У
Звук И
Звук О
ЗвукМ
* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).
* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,
белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).
* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,
устала утка на пруду учить своих (утят).
* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».
•:• •— Куда бежишь по улице? — Кричит улитка курице. — Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).
* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).
* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
* Давно и в наши времена имеют дети (имена).
* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).
* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).
* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).
* Ослик любит очень золотую (осень).
* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).
* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,
долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).
* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).
* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).
* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину).
* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).
* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной). •:» Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).
* Здесь и далее задание на повторение слов с труднопроизносимыми фонемами предлагается детям, у которых не нарушено произношение звуков, входящих в их состав.
Звук В
* Вдоль вокзала, вдоль перрона ходит важная (ворона).
* — Воробей! — Кричит ворона. — Отойдите от (вагона).
* Вова громко вскрикнул сразу, выронив восьмую (вазу).
* Волк верблюду вдруг сказал: «Вместе сходим на (вокзал)?»
* Вдоль дороги как-то вез взмокший вол с поклажей (воз).
* Верблюд вздохнул: «Не до еды, когда в пустыне нет (воды)».
Звук Н
* С ниткой ножницы дружны, нитке ножницы (нужны).
* Нужен нам на кухне очень, если только он наточен, ручка есть,
но нету ножек... Ну, конечно, это (ножик).
* Не царапают, не колют, непонятные цветки,
ярче всех они на поле, а зовутся (ноготки).
Звук Б
* Потеряли ботики в болоте бегемотики
и бегают босые — будто бы (большие).
* Покупайте баклажаны, булки, бублики, (бананы).
* Белые бараны били в (барабаны).
* Подлетают к баночке беленькие (бабочки).
* Бродят бодро утром рано в огороде два (барана).
* Надевают игроки бутсы, боты, (башмаки).
* Я обедом недоволен, может быть, я очень (болен)?
* Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек).
* Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).
ЗвукП
* Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь:
вот плетенки и пампушки, пышки, пирожки и (плюшки).
•> Позабыв про огорченье, гномы съели все печенье, пирогов поели и лежат в (постели).
* Птицы к дому подлетели: перевернуты постели
и летают по избушке пух и перья из (подушки).
* Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про (пух).
* Попугай, попугай ты меня не (пугай).
ЗвукД
* Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).
* Для птицы дуб — отличный дом, особенно с большим (дуплом).
* Шли два гнома по долине, увидали гномы (дыни).
* Дождик льет как из ведра, значит в облаке (дыра).
* Гном отправился в дозор, обошел дозором (двор).
* Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (долбит).
Звук Т
* С танкера летят за борт: танк, тахта, топор и (торт).
* Летает редко табуретка и торт в тарелке тоже редко,
но если есть садится Светка — летят и торт и (табуретка).
* Ткет ткач ткани на платок (Тане).
* У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки).
Звук Г
* Гуси плыли по реке, гном качался в (гамаке).
* Гром гремит, гроза грохочет, гнома дождь сейчас намочит,
но не страшен гному гром, гном укрылся под (грибом).
* В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики (глаза).
<• Гномы, верно, скрылись в горы или убежали в город, может быть, похитили гномиков (грабители)?
* Грустно песню голося, шли под горку три (гуся).
* Отвечали грустно гуси: «Мы гостили у бабуси,
нам дала бабуся крошки, мы играли на (гармошке)».
* Мы нашли газету где? Она висела на (гвозде).
* Груша гусениц не любит, грушу гусеница (губит).
Звук К
* Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).
* Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.
Мы идем на огород. Кто копает землю? (Крот.)
Кто поймает крысу? (Кот.)
Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (Курица.)
Кто нас на себе везет? (Конь.) Кто нам молоко дает? (Корова.)
Ну а кто крадет капусту ?(Коза.) — Мы не пустим в огород!
* Поставил кастрюлю Кирилл на комод,
под крышкой в кастрюле клубничный (компот).
* Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш).
* Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). «•'Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка).
* Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).
* Коля полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет (конфет).
* Где весною было пусто, летом выросла (капуста).
Звук X
* Хлеб схватил и наутек хитрый маленький (хорек).
* Хлеба полные мешки держат дома (хомяки).
* Хочешь знать, конечно, ты, для чего хорькам (хвосты).
* В холодильник, наконец, я поставил (холодец).
* В хате зазвонил будильник — открываем (холодильник).
* Хмурый, хмурый хнычет хорь, на хоря напала (хворь).
Звук С
* Солнце село за селом, спят синицы, сойки спят,
спит в воде усатый сом, спят и лес и степь и (сад).
* Слон за спичками пошел, налетел во тьме на (стол).
* Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в (соломе).
* Слабо светит светлячок, да трещит в углу (сверчок).
* На сосне сорочий склад: сверху сапоги висят, самовар,
сковорода, слив сушеных два пуда, взяты, видно, у синицы скатерть новая и (спицы).
* Есть посуда — самовар, есть машина — самоход,
есть игрушка — самокат, ну а в небе (самолет).
* Слон свистел среди ветвей словно серый (соловей).
Конспекты занятий
В данном разделе мы приводим конспекты не всех, а только 10 занятий, предусмотренных перспективным планом. Проводить их полностью рекомендуется в логопедических группах и в тех, где уровень речевого развития дошкольников низок. Для детей с нормальным уровнем развития речи желательно использовать отдельные фрагменты занятий (с учетом плана, см. с. 17-18). Объясняется это тем, что в первом случае на каждом занятии изучается один звук, а во втором — несколько звуков одновременно.
В подробных описаниях занятий отражены: постепенное усложнение навыков звукового анализа и лексического материала, работа с индивидуальным и демонстрационным наглядным материалом, динамические паузы, связанные с темой занятия, обоснованность и целесообразность использования зрительных и жестовых символов.
Здесь же приведены различные комбинации игр и упражнений с акцентом на изучаемые звуки, восприятие которых постоянно подкрепляется соответствующими символами.
Таким образом практики знакомятся с наиболее важными и действенными приемами и средствами обучения, анализ которых предполагает выход за рамки авторского опыта и активизацию собственного. По нашему представлению, любой специалист, располагая предложенным планом и ознакомившись с содержанием 10 конспектов, сможет самостоятельно составить необходимое количество занятий. Надеемся, что при подготовке к занятиям педагогам помогут описание артикуляции звуков, 25 игр, подборка стихов, загадок, сказок, а также все теоретические и практические рекомендации данного пособия.
Тема занятия. Звук А(Игровой персонаж ДОКТОР АЙБОЛИТ)
ЦЕЛИ: познакомить детей с понятиями «слово», «звук». Учить выделять (на слух и про-износительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.
Ход занятия