С применением специальной символики для детей 4-летнего возраста
(логопедические группы)
Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза |
1. Звук А | Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого гласного звука в словах |
2. Звук У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ( АУ, УА) |
3. ЗвукИ | Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА) |
4. Звук О | Определение последнего гласного звука в словах (палътО, кинО, давнО) |
5. Звук Ы | Выделение последнего гласного звука в словах |
6. Звуки А, У, И, О | Выделение ударного гласного звука в словах |
7. Звук Ы | Определение первого (А, У, И, О) и последнего гласного звука (А, У, И, О, Ы) в словах |
8. Звук М | Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ) |
9. Звук М | Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (МУ, МЫ) |
10. Звук В | Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ) |
11. Звук Н | Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: гласного и согласного (ОН) |
12. Звук Б | Закрепление полученных навыков |
13. Звук Б | Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ) |
14. Звук П | Подбор слов с заданным звуком |
15. Звук П | Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП) |
16. Звук Д | Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука (Д) |
17. Звук Т | Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ) |
18. Звук Т | Закрепление полученных навыков |
19. Звук Г | Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ) |
20. Звук К | Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК) |
21. Звук К | Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ, КОМ) |
22.3вДОК | Закрепление полученных навыков |
23. Звук К | Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец) |
24. Звук Ф | Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец) |
25. Звук X | Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА) |
26. Звук С | Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУЯ, СОК, СУК, САМ) |
27. Звук С | Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, ЯОС, СОЯ, СЪШ) |
28. Звуки А, О, У, И | Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки» |
29. Звуки Д,Т, В, С, Б | Синтез двусложных слов (ХАТА, ВАТА, СОВЫ, ДУБЫ). Закрепление полученных навыков |
30. Звуки П, Т, К, С, М | Синтез двусложных слов (МУКА, КОСЫ, СУПЫ). Закрепление полученных навыков |
Для результативного проведения занятий важно соблюдать нижеприведенные методические рекомендации.
методические рекомендации
О Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений.
О Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Уточним, что данное положение справедливо для активного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать слова без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей.
О В течение всего занятия изучаемый звук во всех словах произносится логопедом утрированно и то же самое требуется от детей. Такой подход усиливает не только слуховое восприятие, но и так называемые речевые кинестезии, которые И.П. Павлов называл базальным (основным) компонентом второй сигнальной системы (речи).
Важно также (на это неоднократно указывалось Л.Е. Журовой), чтобы звук интонационно выделялся без отрыва от других звуков, в процессе слитного произнесения слова.
О Каждый новый звук (гласный или согласный) в начале занятия произносится педагогом изолированно. Педагог обращает внимание на его звучание, выясняет с детьми аналогии, образные сравнения (например: звук П — так чайник шумит во время кипения, лопается мыльный пузырь, пыхтит паровозик и пр.). Затем закрепляется одна из аналогий, отраженная в символе. После этого уточняется артикуляция звука (положение языка, губ, зубов при произнесении), но формулируется она в доступной детям форме (подробнее об этом смотрите на с. 19-20). Последующее выделение звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акустических особенностей звука в изолированной позиции.
О Символ звука дается в начале занятия и во время его проведения находится у детей перед глазами. Когда педагог произносит слово и произносительно акцентирует изучаемый звук, внимание детей одновременно фиксируется и на зрительном символе. Таким образом слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот.
О В возрасте 4 лет (в отличие от 5-летнего) детям не даются для анализа и синтеза звуко-комплексы, лишенные лексического значения (ИАУ, ОАИ, УК, АТ, ОК и пр.). По нашему представлению, детям данного возраста интересно анализировать только слова (в том числе звукоподражательные), которые ассоциируются у них с конкретным образом.
О Примерно в середине занятия, при первых признаках утомления у детей, проводится динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесением стихотворения, детям предлагается вспомнить услышаный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком. Движения для физминутки педагог выбирает по своему желанию.
О Поскольку внимание и восприятие учебного материала у детей данного возраста отличаются непродолжительной концентрацией и небольшим объемом, игры и упражнения следует чередовать, отводя на каждое не более 4 минут.
О Фонематическое восприятие ребенка совершенствуется благодаря анализу не только чужого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого можно использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога с тем, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени. О При подборе лексического материала следует учитывать, что дети с нарушениями речи в данном возрасте с трудом дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки (Т— ТЬ, Д —ДЬ, П — ПЬ и пр.). Мы предлагаем, не делая акцента на этом признаке, использовать только твердые варианты изучаемого звука во избежание путаницы в сознании ребенка.
О В любом занятии важна личность педагога, его умение заинтересовать, активизировать детей, расставить акценты. На тех занятиях, где повышено внимание к произношению, особое значение приобретает речь взрослого, ее четкость, громкость, интонационная выразительность.
О Наглядным материалом к занятиям могут служить картинки из «Дидактического материала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше (М.: Просвещение, 1991). Однако в этом возрасте детьми с большей эмоциональностью воспринимаются натуральные предметы и объекты, которые родители могут принести к каждому занятию.
О В большинство занятий включена демонстрация сказки, текст которой насыщен заданным звуком. Для показа сказки используются настольные игрушки и фигурки от кин-дер-сюрпризов. Ожидание сказки является для детей серьезным стимулом к работе.
О В структуру каждого занятия включены фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучаемых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игр у детей совершенствуются внимание, память, словарный запас.
Далее предлагаем описание игр, которые можно проводить не только в коррекционных, но и в массовых группах детских образовательных учреждений, а также дома.