По формированию фонетической стороны речи в логопедических группах

Дети 4-летнего возраста поступают в коррекционные группы детских образовательных учреждений с различными, как правило тяжелыми, нарушениями речи: общим ее недораз­витием, дизартрией, ринолалией, моторной алалией и пр. Несмотря на различные клини­ческие проявления и структурные особенности указанных дефектов речи, каждому из них присущи нарушения фонематического восприятия и произношения.

Исходя из структуры дефекта, во всех логопедических группах наряду с занятиями по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи непре­менно ведется работа по совершенствованию фонетической стороны речи.

По нашему представлению, в задачи занятий данного профиля входят: развитие фоне­матического восприятия и формирование правильного произношения, в том числе слого­вой, интонационной, ритмической структуры речи, а также ее голосовой, темповой, си­ловой и тембровой окраски. Следует подчеркнуть, что все вышесказанное относится к поня­тию «произношение» (наряду с воспроизведением звуков речи).

Что же из этого спектра задач целесообразно выделить для работы на групповых заняти­ях? То, в чем безусловно нуждается каждый дошкольник с нарушением речи, несмотря на ее индивидуальные особенности, а именно: развитие фонематического воспри­ятия и "уточнение произношения на материале правильно произно­симых звуков (подробнее обоснование принципа фонетической доступности для дан­ных аспектов работы изложено в настоящем разделе). Остальные указанные параметры фо­нетической стороны речи в силу их значительной вариативности для каждого ребенка-ло­гопата должны корригироваться на индивидуальных логопедических занятиях.

' При работе с 4-летними детьми, посещающими логопедические группы и имеющими, как правило, общее недоразвитие речи, не ставится задача формирования навыков звуково-го анализа. Такая работа обычно проводится не в средней, а в старшей и подготовительной

В своей исследовательской и практической деятельности мы учитывали тезис о необхо­димости раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими откло­нения в развитии, а также опасности запаздывающего по отношению к возрастной сензи-тивности обучения (Т. Б. Филичева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева, Ю.Р. Гаркуша, В. И. Селиверстов и др.). Мы предположили, а затем убедились на практике в возможности усвоения навыков звукового анализа детьми с речевым недоразвитием уже в 4-летнем воз­расте.

Естественно, что навыки звукового анализа у детей данной категории в еще большей сте­пени, чем у их нормально говорящих сверстников, должны формироваться на основе

развитого фонематического восприятия. Напомним, что зачастую в логопедические группы по­ступают дети, фонематическое восприятие которых приходится развивать, начиная букваль­но с нулевого порога.

Этой проблемой мы занимались с 1972 года (первая публикация — статья «Формирова­ние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи» в сборнике «Акту­альные проблемы логопедии». М., 1980). Нам удалось разработать систему упражнений для начального пускового, и следовательно, самого важного этапа логопедической работы по формированию фонематического восприятия. Подробно она отражена в соответствующей «Логопедической тетради» (СПб.: «Детство-Пресс», 1999, 2000).

Напомним пять основных ступеней развития фонематического восприятия у детей с об­щим недоразвитием речи, усвоение которых создает готовность к формированию навыков звукового анализа:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем.

Такую работу мы предлагаем проводить на индивидуальных логопедических занятиях с самого начала учебного года. Примерно через 4 месяца индивидуальной работы всем детям группы удаётся достичь достаточного уровня

группы удается достичь фонетико-Фонематической готовности к Фронтальному обучению.

Начиная с января, логопед может вести групповые занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием нашей символики. При систематичности занятий 2 •раза в неделю примерно к концу апреля детьми могут быть усвоены все программные навы­ки, указанные ниже в Тематическом плане.

Напомним еще раз, что звуки, изучаемые на групповых занятиях, должны быть только легко и правильно произносимыми. В качестве таковых используются звуки раннего онто­генеза, восприятие которых опирается на четкие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми, как правило, без искажений, но недостаточно отчетливо.

Мы разработали и апробировали несколько отличную от предлагаемой в специальной литературе (Г.А. Каше, Е.В. Колесникова, Н.С. Варенцова, Д. Г. Шумаева и др.) тематичес­кую последовательность в изучении звуков речи:

• гласные: А, У, И, О, Ы;

• вокализованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона: М, Н, В;

• смычные согласные, произносимые коротко, следующие парами звуков, оппозицион­ных по звонкости — глухости: Б, П, Д, Т, Г, К;

• щелевые глухие согласные, произносимые длительно Ф, X и С.

Из всех перечисленных звуков произносительно сложным может оказаться только звук С, изучение которого перенесено в конец курса занятий, чтобы успеть нормализовать его произношение.

Каждый из перечисленных звуков мы предлагаем изучать на отдельном занятии про­должительностью 25 минут.

тематический план фонетических занятий

Наши рекомендации