Зрительные символы гласных и согласных звуков

В своей многолетней практической деятельности мы постоянно используем разнообраз­ные вспомогательные средства для коррекции и развития речи дошкольников (подробнее об этом смотрите в книгах «Если дошкольник плохо говорит», «В первый класс без дефек­тов речи». СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 1999). Одним из таких средств являются зритель­ные символы гласных и согласных звуков.

Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опублико­ваны автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навы­ков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985).

Данный метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреж­дений. По многочисленным откликам коллег, применение зрительных символов гласных звуков позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анали­за не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдаю­щих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

За прошедший учебный год мы применяли нашу символику на занятиях в массовых груп­пах ДОУ № 582 г. Москвы и результат оказался весьма положительным. За короткий срок дети 2-й младшей и средней групп овладели сложными навыками звукового анализа, которы­ми без использования зрительных символов дети в данном возрасте обычно не овладевают.

Однако у тех, кто впервые сталкивается с данными наших исследований, возникают впол­не оправданные вопросы: почему нельзя сразу учить с ребенком буквы? зачем нагружать малыша «какими-то символами»? в чем их преимущество перед другими условными обо­значениями?

Попробуем ответить на эти вопросы.

(-Прежде всего задумаемся, что такое буква? В любом языке это графический символ оп­ределенного звука, используемый, как известно, для чтения и письма. Чтение, как сказал известный психолог Д.Б. Эльконин, есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения, то есть своеобразное декодирование информации, которая была занесена на бумагу, экран монитора и т.п. с помощью определенных символов (букв).

Письмо же есть кодирование информации и в частности звукового образа слов с помо­щью тех же символов.

В разных языках один и тот же звук обозначается разными буквами, которые, будучи совершенно не связанными логически со звуковым аналогом, непросто усваиваются неко­торыми детьми.

Мы предположили, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, кото­рые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольни­кам подготовку к обучению грамоте.

О возможности овладения звуковым анализом и синтезом детьми раннего возраста упо­минали в своих исследованиях А.Е. Олыпанникова, Н.А. Хохлова, П.Я. Гальперин, Л.Е. Журова.

Ю.И. Фаусек приводит много факторов, говорящих о том, что 4-летние дети справляют­ся со звуковым анализом, но она же указывает, что «анализ чего-нибудь текучего невозмо­жен». Д.Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность («Разви­тие речи в дошкольном возрасте». М., 1958).

Мы считаем, что слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моде­лирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма. Толь­ко и то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Подбор символики для малышей — задача непростая, так как в возрасте 3- 4 лет мыш­ление ребенка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимае­мых предметах и объектах.

В то же время сопоставление, анализ, перенос образов, отвлечение и прочие операции мышления, необходимые для восприятия и усвоения ребенком любых условных обозначе­ний, находятся еще в стадии формирования.

Дошкольникам указанного возраста доступна далеко не всякая символика. Так, услов­ные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элемен­тов букв или цифр не воспринимаются детьми 4 лет.

Мы попытались найти такие символы, которые легко усваиваются, быстро запомина­ются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного язы­ка. При выборе логических связей мы учитывали возрастные и речевые особенности детей среднего дошкольного возраста, а также своеобразие их внимания, восприятия и памяти.

Сознавая, что использование нашей символики является промежуточным звеном меж­ду этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, мы попытались увязать наши ус­ловные обозначения с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных зву­ков и синие — для согласных).

Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по этим (гласные -согласные) существенным признакам и перекликается с привычными для специалистов схемами. Однако в традиционных схемах это просто квадратики, (в нашем же случае — каж­дый зрительный символ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!). ,

Известно, что формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных зву­ков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в большей степени опира­лись на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и под­бирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролиро­вать в случаях затруднений.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при арти­куляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А -большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э не используется.)

Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие глас­ные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте (см. приложение № 1).

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, по­этому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ пред­мета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связан­ный со зрительным, жестовый символ.

Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зритель­ный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука

Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-символах.

Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он синий, чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.

Практики могут уловить сходство между изображением некоторых согласных звуков в нашем пособии (девочка плачет, насос свистит и др.) и аналогичным у М.Ф. Фомичевой («Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1997).

Мы признаем такое совпадение, но только в звуковых аналогиях. В то же время наши символы по многим параметрам отличаются от разноцветных картинок глубоко уважаемо­го мною автора.

Дополнительный к зрительному жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприя­тию и расширяя звуковую рецепцию.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематичес­кие представления малыша.

С символами мы предлагаем знакомить детей постепенно, по мере изучения соответству­ющих согласных звуков: по два-три на каждом занятии в массовых группах и по одному в логопедических.

Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционны­ми особенностями, которые влияют на восприятие и воспроизведение каждого звука деть­ми 4-летнего возраста. (Последовательность изучения звуков отражена в тематическом плане занятий.)

Многие дети в этом возрасте еще искажают, заменяют или вовсе не произносят шипя­щие звуки, звуки Р, РЬ, Л. Поэтому мы не включили их в тематический план занятий. Од­нако предлагаем соответствующие символы для индивидуальной работы с детьми, в тех случаях, когда обозначенные звуки ребенок произносит правильно.

ЖЕСТОВЫЕ СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест и одновременно многократно повторяют соответствующий звук.

Жестовый символ в сочетании со зрительным (см. приложение) создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаются в порядке увеличения сложности их восприятия.

После звездочки даны жестовые символы для индивидуальной работы.

Звук

М корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изобра­жая рога).

Н девочка плачет (ладони приложить к глазам). ветер воет, деревья качает (махи руками над головой).

фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны анало­гично движению водяных струй).

колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол).

паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками). барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане).

— молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальца-

ми правой руки).

— гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья).

— каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движе-

ния кистями рук вверх-вниз).

— греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ла-

донями к лицу).

— качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз).

*

— комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые

движения рукой).

— тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам).

— шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны,

а затем прижимаем друг к другу).

— пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами

правой руки, круговые движения правой кистью).

— корабль гудит (пальцы, вытянутых вперед рук, сомкнуты, под острым углом,

изображая корму корабля).

— самолет летит, мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-

ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).

В заключение отметим, что с помощью наших символов педагог (или родитель) может формировать следующие навыки:

• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения,

• определение позиции звука (начало, середина, конец слова),

• определение наличия, либо отсутствия звука в слове,

• дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б — П, Т — Д, К -Г, К — X, С — 3, С — Ш и пр.)

• анализ звукового состава слова,

• подбор слов с заданным звуком и т.п., которые малодоступны детям 4-летнего возрас­та с нормальным речевым развитием и практически недоступны малышам с речевыми недостатками без использования означенных вспомогательных средств обучения.

Планирование и проведение занятий

по подготовке к обучению грамоте

В массовых группах детских

образовательных учреждений

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне по­нятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буква­ми, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам. Всегда ли это обосновано?

Если ребенок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нару­шений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.

Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках напи­сания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнитель­ная подготовка к обучению грамоте.

Уточним, какова же сущность используемой в школе методики обучения грамоте и в чем заключается готовность к ней, а именно необходимый объем знаний, умений, навыков.

Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) — помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а соглас­ные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости — глухости, а также твердости — мяг­кости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (сравните: нос — нёс, сад — сядь и пр.).

Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового ана­лиза (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочета­ния звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначе­нием звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две неде­ли, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходи­мых сведений.

Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух (Т.Г. Егоров). Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым.

Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольни-к а, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом пе­речитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника сред­ством самоконтроля.

В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо раз­личает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Та­ковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.

Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обу­чению грамоте:

>• совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и разли­чать звуки речи);

>• формирование правильного произношения звуков;

>• развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.А. Никашина и др.).

Все три процесса — фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой ана­лиз, — являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, вза­имосвязаны и взаимообусловлены.

Мы предположили, а затем убедились на практике, что перенос начала работы по звуко­вой аналитико-синтетической деятельности с использованием нашей символики на более ранние (по сравнению с традиционными) сроки при опережающем развитии фо­нематического восприятия позволяет расширить рамки готовнос­ти к обучению грамоте детей 4 лет с учетом их возрастной сензи-тивности.

Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошколь­ников, мы сочли нецелесообразным откладывать начало работы над звуковым анализом на более поздние сроки (5 лет), когда произношение большинства детей будет нормализовано естественным путем, и таким образом «терять» целый год.

Мы предлагаем в условиях массового детского сада не дожидаться завершения форми­рования правильного произношения у всех детей средней группы и, усиленно стимулируя их фонематическое восприятие, начинать обучение звуковому анализу и синтезу уже в 4 года.

Два условия, которые необходимы, чтобы дети в столь раннем возрасте легко овладели непростыми умениями — использование вспомогательной символики и упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.

этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников 4 лет (с применением символов)

Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного). Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА). Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ). Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).

• Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ, ОН). Ш Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).

· Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).

• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).

• Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (НОС, МОХ, СОН).

• Анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, СУП, МАК, МАЛ).

• Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).

• Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).

• Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).

• Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, СОВЫ).

По своему интеллектуальному развитию, психологической готовности к систематичес­кому обучению, а также состоянию речи дети в массовых группах представляют пеструю картину. У многих из них в 4 года еще не закончено становление правильного произноше­ния, следовательно, нельзя говорить и о завершении формирования фонематического вос­приятия.

Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш, Ж,Ч, Щ), со­норных (Р, РЬ, Л) и в отдельных случаях — свистящих звуков (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц). Реже встре­чаются дети, имеющие более серьезные нарушения, для коррекции которых требуется вме­шательство логопеда (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, ринолалия и пр.).

Что это за дефекты и как воспитателю, родителю заметить их и хотя бы приблизительно отличить друг от друга? Ведь ребенок в 4 года может говорить неправильно в силу физиоло­гических (возрастных) причин. Остановимся на этом подробнее.

Алалия— в переводе такой термин означает «отсутствие речи». Но это не совсем так. Дети с моторной алалией говорят, но в 4-5 лет их с трудом понимают даже родители. Это наиболее стойкая речевая аномалия, наблюдаемая в случаях поражения или недоразвития речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5 — 3 лет) начало речи, медленный темп пополнения словарного запаса, активное пользование в обще­нии мимикой и жестами.

Вот примеры речи 4-летнего ребенка- алалика: па ту — жест (папа приехал на машине), ма ам — жест (мама, я хочу есть), котя там — жест (кошка там — жест, изображающий драку).

Следует предупредить родителей и воспитателей, что отмеченные дефекты речи само­произвольно не проходят и для их устранения требуется продолжительная, систематичес­кая, квалифицированная работа логопеда.

По нашим наблюдениям общее количество детей в средних группах массовых детских садов, произносительная сторона речи которых (по разным причинам) еще не нормализова­на, приближается в последнее время к 50% -ной отметке.

Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть однознач­ными, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Именно поэтому упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков звукового анализа и синтеза рекомендуется проводить на материале легко воспри­нимаемых и правильно произносимых звуков раннего онтогенеза (инди­видуального развития). Подавляющее большинство детей произносит их правильно при­мерно к 3 годам (Т.Б. Филичева). К таковым относятся гласные звуки (А, У, И, О, Ы), вока­лизованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона (М, Н, В), смычные согласные, произносимые коротко (Б, П, Д, Т, Г, К), щелевые глухие соглас­ные, произносимые длительно (X, Ф, С).

Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинте­ресованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения.

Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавлива­ем дошкольников к правильному, грамотному письму.

Весь учебный материал по подготовке к обучению грамоте мы предлагаем распределить на 10 занятий (как указано в пособии Л.Е. Журовой и др. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». Минск, 1992).

На каждом занятии детей следует знакомить с двумя-тремя новыми звуками и таким же количеством соответствующих символов. Все занятия проводятся в форме разнообразных игр, название и описание которых дается ниже.

Продолжительность каждого занятия составляет примерно 20 минут, регулярность про­ведения — один раз в неделю. Воспитателям массовых групп мы советуем ознакомиться с методическими рекомендациями, использование которых поможет повысить эффективность занятий.

При нормальном уровне речевого и интеллектуального развития ребенок в 4 года овладе­вает всей системой родного языка: говорит связно, развернуто, правильно произно­сит все звуки речи. Его словарный запас (по данным Е. А. Аркина) составляет около 2000 слов. Это так называемая «высокая норма».

В случаях «низкой нормы» единичные искажения звукопроизношения могут сохранять­ся до 4,5 лет и исчезают самопроизвольно, без вмешательства специалиста.

Остановимся на случаях речевой патологии.

Общим недоразвитием речи(ОНР) принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом в возрасте 4- 5 лет оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Вот как, например, выглядит пересказ сказки «Курочка Ряба» 5-летним ребенком с об­щим недоразвитием речи: мика бизя, воти во так (жест), иська мпа (мышка бежала, хвос­тиком махнула, яичко упало). Такой рассказ несовершенен фонетически (пропуски, заме­ны звуков), лексически (замена слова жестом) и грамматически (отсутствие согласования слов).

Дизартрия— стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недо­статочной иннервацией (обеспечение нервной проводимости) органов речевого аппарата. Такие дети говорят невнятно, высовывая язык или отклоняя его в сторону, часто с обиль­ным слюноотделением; их с трудом понимают окружающие.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправиль­ным участием носовой полости в речевом акте. Речь таких детей еще называют «гнусавой». В большинстве случаев они говорят в нос, имеют расщелину верхней губы и твердого нёба. Иногда после соответствующей операции (без занятий с логопедом) ринолалия сохраняется и ребенок продолжает говорить малоразборчиво.

планы занятий

по подготовке к обучению грамоте с применением специальной символики

для детей 4-летнего возраста

(массовые группы)

Занятие 1. Понятие о слове и звуке, о коротких и длинных словах. Знакомство со звуками А, У, И, их образными аналогами, артикуляцией и зри­тельными символами.

• Выделение в словах первого гласного звука (А, У, И).

• Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

• Подбор слов с заданным звуком (А, У, И).

Игры: «Ходит ежик вдоль дорожек» (1-й вариант), «Живые звуки», «Разные загадки кота Васятки», «Для кого картинка?»

Занятие 2. Знакомство со звуками О, Ы, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

• Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).

• Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).

• Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О).

• Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда),

• Подбор слов с заданным звуком (О, Ы).

Игры: «Разбежались и собрались»,«Разные загадки кота Васятки», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Разложи предметы (картинки) к символам».

Занятие 3. Знакомство со звуками М, Н, В, их образными аналогами, артику­ляцией и зрительными символами.

• Определение первого согласного звука в словах (М, Н, В).

• Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (АМ, УМ, ВЫ, ОН).

• Подбор слов с заданным звуком (М, Н, В).

Игры: «Магазин», «Разные загадки кота Васятки», «Собираем пуговки», «Подставь сим­вол к предмету (картинке)».

Занятие 4. Знакомство со звуками К, Т, П, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

• Определение последнего согласного звука в словах (К, Т, П).

• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).

• Определение наличия либо отсутствия в словах согласного звука (К, Т, П).

• Подбор слов с заданным звуком (К, Т, П).

Игры: «Почтальон», «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»,«Предмет и имя».

Занятие 5. Знакомство со звуками Б, X, С, их образными аналогами, артикуля­цией и зрительными символами.

• Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МОХ, МАК, БАК, БОК, БЫК). Преобразование слов, путем замены одного звука (символа).

• Подбор слов с заданным звуком (Б, X, С).

Игры: «Разложи предметы (картинки) к символам», «Разные загадки кота Васятки», «По­дарки гостям».

Занятие 6. Уточнение акустических и артикуляционных различий звуков Б — П, Т — Д, Г — К, а также их зрительных и жестовых символов.

• Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ТАМ, КОМ, СОМ). Преобразование слов, путем изменения одного звука.

• Подбор слов с заданным звуком (Б—П, Д — Т, Г — К).

Игры: «Для кого картинка?», «Разберем и соберем», «Разные загадки кота Васятки «.«По­дарки гостям».

Занятие 7. Уточнение акустических и артикуляционных особенностей звуков К, X, С и их зрительных и жестовых символов.

• Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).

• Подбор слов с заданным звуком.

Игры: «Сумка-задумка», «Что на елочке висит?», «Найдем спрятанные слова».

Занятие 8. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).

• Синтез и анализ слов (СОН, НОС, СОМ, САМ).

• Подбор слов с заданным звуком (С, 3, Г, К,Д, Т).

Игры: «Какой игрушки не стало?», «Цветик-семицветик», «Вспомним сказку».

Занятие 9. Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).

• Подбор слов с заданным звуком (Ф, В, П, Б, К, Г).

Игры: «Разбежались и собрались», «Кубик», «Разные загадки кота Васятки».

Занятие 10. Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, ВАТА, ДУБЫ, СОВЫ, СУПЫ).

• Подбор слов с заданным звуком.

Игры: «Волшебная карусель», «Собираем пуговки», «Нам пришло письмо из Звукограда».

Описание перечисленных в планах игр смотрите на страницах 27-30.

На каждом из занятий при знакомстве детей с новым звуком необходимо объяснить его артикуляцию. В нашем описании характеристик звуков по их артикуляционным призна­кам мы постарались, во-первых, отразить сущность фонемообразования: наличие преграды для выдыхаемой струи воздуха в виде смычки или щели в ротовой полости, либо отсутствие таковой, и на этом рекомендуем концентрировать внимание детей. И, во-вторых, для созда­ния игровой ситуации ввели «конфликт» между Воздухом и его противниками: теми, кто чинит ему препятствия на пути движения (Язык, Зубы, Губы и пр.). При описании артику­ляции согласных звуков учтен порядок их изучения в логопедических группах.

Наши рекомендации