Серия «Практическая логопедия»
Серия «Практическая логопедия»
Т.А. Ткаченко
Специальные символы
в подготовке детей 4 лет
К обучению грамоте
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
• методические рекомендации
• планы занятий в массовых и логопедических группах
• конспекты занятий
• объяснение артикуляции звуков в игровой форме
• описание игр и упражнений
• подборка стихов
• наглядный материал (изображение специальных символов)
Москва 2000
Использование специальных символов:
^обеспечивает многоаспектное восприятие(сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком]
^усиливает речевые кинестезии
(базалъный компонент второй сигнальной системы);
^улучшает обратную связьмежду восприятием и произношением звуков речи;
^ускоряет нормализацию произношениядошкольников;
^расширяет поле готовности детей к обучению грамотеза счет раннего овладения навыками звукового анализа.
Заказы принимаются по адресу издательства:
125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, оф. 43,
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел.: (095) 151-74-91
ББК 74.3 Т 48
ТКАЧЕНКО Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению Т48 грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с. (Практическая логопедия).
18ВМ 5-296-00127-3
В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма.
В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста.
БВК 74.3
Рецензенты:
Шаховская С. Н. — профессор, канд. пед. наук; Чевелева Н. А. — доцент, канд. пед. наук; Воронова Г. Г. — канд. пед. наук.
18ВМ 5-296-00127-3
© Ткаченко Т. А., 2000
© Оформление. ООО «Издательство Гном и Д », 2000
Вступление
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.
Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия.
Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется.
В современной методической литературе эта проблема применительно к столь раннему возрасту освещена недостаточно. Она становится еще более актуальной в связи с переходом на всеобщее школьное обучение с 6 лет, а также в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты (по разным причинам) необходимы эффективные вспомогательные средства.
Их поиском, апробацией и выработкой системы занятий по формированию навыков звукового анализа у детей 4-летнего возраста (как при нормальном речевом развитии, так и в условиях его задержки или нарушения) мы занимались в последнее время.
Уточним, что формирование навыков звукового анализа (по материалам типовой программы воспитания и обучения) в средней группе детского сада предусмотрено только в самых элементарных формах. Однако мы в своем исследовании опирались на мнение лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наиболее высокой «звуковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Мы не призываем сегодня же и повсеместно начать подготовку к обучению грамоте в соответствии с нашим подходом. Не каждый воспитатель, методист или логопед захочет отойти от привычных норм, повысить планку обучения, установленную нормативными документами.
Но мы уверены, что увлеченные работой педагоги, родители, стремящиеся дать максимум знаний и умений своим детям в доступной форме, воспользуются нашими идеями, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как подготовка к обучению грамоте.
В данном пособии мы постарались представить авторский взгляд на некоторые, в том числе дискуссионные, теоретические проблемы, имеющие отношение к заявленной теме.
Позвольте также выразить надежду, что логопеды и дефектологи, работающие в коррекционных группах с разными категориями детей (ЗПР, нарушение зрения, снижение слуха, интеллекта и пр.), воспользуются материалами пособия и, в частности, нашими символами в качестве универсального вспомогательного средства.
Пособие рассчитано на 4-летних детей с нарушениями речи и без таковых. Этот материал окажется тем более доступным и, безусловно, полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи и тех детей с нормальным уровнем речевого развития, которые испытывают затруднения при обучении грамоте традиционными методами.
30-летний опыт успешной работы с детьми, имеющими различные возрастные и диагностические параметры, постоянный поиск и внедрение эффективных методов обучения, получивших широкое признание, позволяют автору надеяться, что данная работа принесет педагогам и родителям дошкольников заметную пользу.
Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко.
Сведения, которые полезно
К обучению грамоте
Звук
М корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога).
Н девочка плачет (ладони приложить к глазам). ветер воет, деревья качает (махи руками над головой).
фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй).
колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол).
паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками). барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане).
— молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальца-
ми правой руки).
— гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья).
— каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движе-
ния кистями рук вверх-вниз).
— греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ла-
донями к лицу).
— качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз).
*
— комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые
движения рукой).
— тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам).
— шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны,
а затем прижимаем друг к другу).
— пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами
правой руки, круговые движения правой кистью).
— корабль гудит (пальцы, вытянутых вперед рук, сомкнуты, под острым углом,
изображая корму корабля).
— самолет летит, мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях рука-
ми перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).
В заключение отметим, что с помощью наших символов педагог (или родитель) может формировать следующие навыки:
• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения,
• определение позиции звука (начало, середина, конец слова),
• определение наличия, либо отсутствия звука в слове,
• дифференциация акустически и артикуляционно близких фонем (Б — П, Т — Д, К -Г, К — X, С — 3, С — Ш и пр.)
• анализ звукового состава слова,
• подбор слов с заданным звуком и т.п., которые малодоступны детям 4-летнего возраста с нормальным речевым развитием и практически недоступны малышам с речевыми недостатками без использования означенных вспомогательных средств обучения.
Планирование и проведение занятий
по подготовке к обучению грамоте
В массовых группах детских
образовательных учреждений
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне понятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буквами, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам. Всегда ли это обосновано?
Если ребенок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.
Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках написания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнительная подготовка к обучению грамоте.
Уточним, какова же сущность используемой в школе методики обучения грамоте и в чем заключается готовность к ней, а именно необходимый объем знаний, умений, навыков.
Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) — помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости — глухости, а также твердости — мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (сравните: нос — нёс, сад — сядь и пр.).
Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходимых сведений.
Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух (Т.Г. Егоров). Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым.
Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольни-к а, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).
Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом перечитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника средством самоконтроля.
В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Таковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.
Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:
>• совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);
>• формирование правильного произношения звуков;
>• развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.А. Никашина и др.).
Все три процесса — фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, — являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Мы предположили, а затем убедились на практике, что перенос начала работы по звуковой аналитико-синтетической деятельности с использованием нашей символики на более ранние (по сравнению с традиционными) сроки при опережающем развитии фонематического восприятия позволяет расширить рамки готовности к обучению грамоте детей 4 лет с учетом их возрастной сензи-тивности.
Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, мы сочли нецелесообразным откладывать начало работы над звуковым анализом на более поздние сроки (5 лет), когда произношение большинства детей будет нормализовано естественным путем, и таким образом «терять» целый год.
Мы предлагаем в условиях массового детского сада не дожидаться завершения формирования правильного произношения у всех детей средней группы и, усиленно стимулируя их фонематическое восприятие, начинать обучение звуковому анализу и синтезу уже в 4 года.
Два условия, которые необходимы, чтобы дети в столь раннем возрасте легко овладели непростыми умениями — использование вспомогательной символики и упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.
этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников 4 лет (с применением символов)
Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного). Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА). Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ). Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).
• Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ, ОН). Ш Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).
· Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).
• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
• Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (НОС, МОХ, СОН).
• Анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, СУП, МАК, МАЛ).
• Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).
• Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
• Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
• Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, СОВЫ).
По своему интеллектуальному развитию, психологической готовности к систематическому обучению, а также состоянию речи дети в массовых группах представляют пеструю картину. У многих из них в 4 года еще не закончено становление правильного произношения, следовательно, нельзя говорить и о завершении формирования фонематического восприятия.
Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш, Ж,Ч, Щ), сонорных (Р, РЬ, Л) и в отдельных случаях — свистящих звуков (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц). Реже встречаются дети, имеющие более серьезные нарушения, для коррекции которых требуется вмешательство логопеда (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, ринолалия и пр.).
Что это за дефекты и как воспитателю, родителю заметить их и хотя бы приблизительно отличить друг от друга? Ведь ребенок в 4 года может говорить неправильно в силу физиологических (возрастных) причин. Остановимся на этом подробнее.
Алалия— в переводе такой термин означает «отсутствие речи». Но это не совсем так. Дети с моторной алалией говорят, но в 4-5 лет их с трудом понимают даже родители. Это наиболее стойкая речевая аномалия, наблюдаемая в случаях поражения или недоразвития речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5 — 3 лет) начало речи, медленный темп пополнения словарного запаса, активное пользование в общении мимикой и жестами.
Вот примеры речи 4-летнего ребенка- алалика: па ту — жест (папа приехал на машине), ма ам — жест (мама, я хочу есть), котя там — жест (кошка там — жест, изображающий драку).
Следует предупредить родителей и воспитателей, что отмеченные дефекты речи самопроизвольно не проходят и для их устранения требуется продолжительная, систематическая, квалифицированная работа логопеда.
По нашим наблюдениям общее количество детей в средних группах массовых детских садов, произносительная сторона речи которых (по разным причинам) еще не нормализована, приближается в последнее время к 50% -ной отметке.
Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть однозначными, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Именно поэтому упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков звукового анализа и синтеза рекомендуется проводить на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего онтогенеза (индивидуального развития). Подавляющее большинство детей произносит их правильно примерно к 3 годам (Т.Б. Филичева). К таковым относятся гласные звуки (А, У, И, О, Ы), вокализованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона (М, Н, В), смычные согласные, произносимые коротко (Б, П, Д, Т, Г, К), щелевые глухие согласные, произносимые длительно (X, Ф, С).
Синтезируя слова с помощью символов мы легко, в игровой форме, при большой заинтересованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения.
Анализируя (расчленяя) полученные после соединения звуков слова, мы подготавливаем дошкольников к правильному, грамотному письму.
Весь учебный материал по подготовке к обучению грамоте мы предлагаем распределить на 10 занятий (как указано в пособии Л.Е. Журовой и др. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». Минск, 1992).
На каждом занятии детей следует знакомить с двумя-тремя новыми звуками и таким же количеством соответствующих символов. Все занятия проводятся в форме разнообразных игр, название и описание которых дается ниже.
Продолжительность каждого занятия составляет примерно 20 минут, регулярность проведения — один раз в неделю. Воспитателям массовых групп мы советуем ознакомиться с методическими рекомендациями, использование которых поможет повысить эффективность занятий.
При нормальном уровне речевого и интеллектуального развития ребенок в 4 года овладевает всей системой родного языка: говорит связно, развернуто, правильно произносит все звуки речи. Его словарный запас (по данным Е. А. Аркина) составляет около 2000 слов. Это так называемая «высокая норма».
В случаях «низкой нормы» единичные искажения звукопроизношения могут сохраняться до 4,5 лет и исчезают самопроизвольно, без вмешательства специалиста.
Остановимся на случаях речевой патологии.
Общим недоразвитием речи(ОНР) принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом в возрасте 4- 5 лет оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Вот как, например, выглядит пересказ сказки «Курочка Ряба» 5-летним ребенком с общим недоразвитием речи: мика бизя, воти во так (жест), иська мпа (мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало). Такой рассказ несовершенен фонетически (пропуски, замены звуков), лексически (замена слова жестом) и грамматически (отсутствие согласования слов).
Дизартрия— стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией (обеспечение нервной проводимости) органов речевого аппарата. Такие дети говорят невнятно, высовывая язык или отклоняя его в сторону, часто с обильным слюноотделением; их с трудом понимают окружающие.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправильным участием носовой полости в речевом акте. Речь таких детей еще называют «гнусавой». В большинстве случаев они говорят в нос, имеют расщелину верхней губы и твердого нёба. Иногда после соответствующей операции (без занятий с логопедом) ринолалия сохраняется и ребенок продолжает говорить малоразборчиво.
планы занятий
по подготовке к обучению грамоте с применением специальной символики
для детей 4-летнего возраста
(массовые группы)
Занятие 1. Понятие о слове и звуке, о коротких и длинных словах. Знакомство со звуками А, У, И, их образными аналогами, артикуляцией и зрительными символами.
• Выделение в словах первого гласного звука (А, У, И).
• Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
• Подбор слов с заданным звуком (А, У, И).
Игры: «Ходит ежик вдоль дорожек» (1-й вариант), «Живые звуки», «Разные загадки кота Васятки», «Для кого картинка?»
Занятие 2. Знакомство со звуками О, Ы, их образными аналогами, артикуляцией и зрительными символами.
• Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).
• Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).
• Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О).
• Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда),
• Подбор слов с заданным звуком (О, Ы).
Игры: «Разбежались и собрались»,«Разные загадки кота Васятки», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Разложи предметы (картинки) к символам».
Занятие 3. Знакомство со звуками М, Н, В, их образными аналогами, артикуляцией и зрительными символами.
• Определение первого согласного звука в словах (М, Н, В).
• Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (АМ, УМ, ВЫ, ОН).
• Подбор слов с заданным звуком (М, Н, В).
Игры: «Магазин», «Разные загадки кота Васятки», «Собираем пуговки», «Подставь символ к предмету (картинке)».
Занятие 4. Знакомство со звуками К, Т, П, их образными аналогами, артикуляцией и зрительными символами.
• Определение последнего согласного звука в словах (К, Т, П).
• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
• Определение наличия либо отсутствия в словах согласного звука (К, Т, П).
• Подбор слов с заданным звуком (К, Т, П).
Игры: «Почтальон», «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»,«Предмет и имя».
Занятие 5. Знакомство со звуками Б, X, С, их образными аналогами, артикуляцией и зрительными символами.
• Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МОХ, МАК, БАК, БОК, БЫК). Преобразование слов, путем замены одного звука (символа).
• Подбор слов с заданным звуком (Б, X, С).
Игры: «Разложи предметы (картинки) к символам», «Разные загадки кота Васятки», «Подарки гостям».
Занятие 6. Уточнение акустических и артикуляционных различий звуков Б — П, Т — Д, Г — К, а также их зрительных и жестовых символов.
• Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ТАМ, КОМ, СОМ). Преобразование слов, путем изменения одного звука.
• Подбор слов с заданным звуком (Б—П, Д — Т, Г — К).
Игры: «Для кого картинка?», «Разберем и соберем», «Разные загадки кота Васятки «.«Подарки гостям».
Занятие 7. Уточнение акустических и артикуляционных особенностей звуков К, X, С и их зрительных и жестовых символов.
• Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).
• Подбор слов с заданным звуком.
Игры: «Сумка-задумка», «Что на елочке висит?», «Найдем спрятанные слова».
Занятие 8. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
• Синтез и анализ слов (СОН, НОС, СОМ, САМ).
• Подбор слов с заданным звуком (С, 3, Г, К,Д, Т).
Игры: «Какой игрушки не стало?», «Цветик-семицветик», «Вспомним сказку».
Занятие 9. Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
• Подбор слов с заданным звуком (Ф, В, П, Б, К, Г).
Игры: «Разбежались и собрались», «Кубик», «Разные загадки кота Васятки».
Занятие 10. Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, ВАТА, ДУБЫ, СОВЫ, СУПЫ).
• Подбор слов с заданным звуком.
Игры: «Волшебная карусель», «Собираем пуговки», «Нам пришло письмо из Звукограда».
Описание перечисленных в планах игр смотрите на страницах 27-30.
На каждом из занятий при знакомстве детей с новым звуком необходимо объяснить его артикуляцию. В нашем описании характеристик звуков по их артикуляционным признакам мы постарались, во-первых, отразить сущность фонемообразования: наличие преграды для выдыхаемой струи воздуха в виде смычки или щели в ротовой полости, либо отсутствие таковой, и на этом рекомендуем концентрировать внимание детей. И, во-вторых, для создания игровой ситуации ввели «конфликт» между Воздухом и его противниками: теми, кто чинит ему препятствия на пути движения (Язык, Зубы, Губы и пр.). При описании артикуляции согласных звуков учтен порядок их изучения в логопедических группах.
Проведение занятий
Ф «Волшебная карусель» Ф
Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.
Ф «Чудесная удочка» Ф
На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические зажимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.
Ф «Вспомним сказку» Ф
Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.
Ф «Разберем и соберем» Ф
Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.
Звук О
ЗвукМ
* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).
* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,
белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).
* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,
устала утка на пруду учить своих (утят).
* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».
•:• •— Куда бежишь по улице? — Кричит улитка курице. — Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).
* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).
* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
* Давно и в наши времена имеют дети (имена).
* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).
* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).
* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).
* Ослик любит очень золотую (осень).
* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).
* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,
долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).
* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).
* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).
* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину).
* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).
* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной). •:» Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).
* Здесь и далее задание на повторение слов с труднопроизносимыми фонемами предлагается детям, у которых не нарушено произношение звуков, входящих в их состав.
Звук В
* Вдоль вокзала, вдоль перрона ходит важная (ворона).
* — Воробей! — Кричит ворона. — Отойдите от (вагона).
* Вова громко вскрикнул сразу, выронив восьмую (вазу).
* Волк верблюду вдруг сказал: «Вместе сходим на (вокзал)?»
* Вдоль дороги как-то вез взмокший вол с поклажей (воз).
* Верблюд вздохнул: «Не до еды, когда в пустыне нет (воды)».
Звук Н
* С ниткой ножницы дружны, нитке ножницы (нужны).
* Нужен нам на кухне очень, если только он наточен, ручка есть,
но нету ножек... Ну, конечно, это (ножик).
* Не царапают, не колют, непонятные цветки,
ярче всех они на поле, а зовутся (ноготки).
Звук Б
* Потеряли ботики в болоте бегемотики
и бегают босые — будто бы (большие).
* Покупайте баклажаны, булки, бублики, (бананы).
* Белые бараны били в (барабаны).
* Подлетают к баночке беленькие (бабочки).
* Бродят бодро утром рано в огороде два (барана).
* Надевают игроки бутсы, боты, (башмаки).
* Я обедом недоволен, может быть, я очень (болен)?
* Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек).
* Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).
ЗвукП
* Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь:
вот плетенки и пампушки, пышки, пирожки и (плюшки).
•> Позабыв про огорченье, гномы съели все печенье, пирогов поели и лежат в (постели).
* Птицы к дому подлетели: перевернуты постели
и летают по избушке пух и перья из (подушки).
* Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про (пух).
* Попугай, попугай ты меня не (пугай).
ЗвукД
* Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).
* Для птицы дуб — отличный дом, особенно с большим (дуплом).
* Шли два гнома по долине, увидали гномы (дыни).
* Дождик льет как из ведра, значит в облаке (дыра).
* Гном отправился в дозор, обошел дозором (двор).
* Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (долбит).
Звук Т
* С танкера летят за борт: танк, тахта, топор и (торт).
* Летает редко табуретка и торт в тарелке тоже редко,
но если есть садится Светка — летят и торт и (табуретка).
* Ткет ткач ткани на платок (Тане).
* У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки).
Звук Г
* Гуси плыли по реке, гном качался в (гамаке).
* Гром гремит, гроза грохочет, гнома дождь сейчас намочит,
но не страшен гному гром, гном укрылся под (грибом).
* В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики (глаза).
<• Гномы, верно, скрылись в горы или убежали в город, может быть, похитили гномиков (грабители)?
* Грустно песню голося, шли под горку три (гуся).
* Отвечали грустно гуси: «Мы гостили у бабуси,
нам дала бабуся крошки, мы играли на (гармошке)».
* Мы нашли газету где? Она висела на (гвозде).
* Груша гусениц не любит, грушу гусеница (губит).
Звук К
* Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).
* Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.
Мы идем на огород. Кто копает землю? (Крот.)
Кто поймает крысу? (Кот.)
Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (Курица.)
Кто нас на себе везет? (Конь.) Кто нам молоко дает? (Корова.)
Ну а кто крадет капусту ?(Коза.) — Мы не пустим в огород!
* Поставил кастрюлю Кирилл на комод,
под крышкой в кастрюле клубничный (компот).
* Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш).
* Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). «•'Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка).
* Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).
* Коля полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет (конфет).
* Где весною было пусто, летом выросла (капуста).
Звук X
* Хлеб схватил и наутек хитрый маленький (хорек).
* Хлеба полные мешки держат дома (хомяки).
* Хочешь знать, конечно, ты, для чего хорькам (хвосты).
* В холодильник, наконец, я поставил (холодец).
* В хате зазвонил будильник — открываем (холодильник).
* Хмурый, хмурый хнычет хорь, на хоря напала (хворь).
Звук С
* Солнце село за селом, спят синицы, сойки спят,
спит в воде усатый сом, спят и лес и степь и (сад).
* Слон за спичками пошел, налетел во тьме на (стол).
* Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в (соломе).
* Слабо светит светлячок, да трещит в углу (сверчок).
* На сосне сорочий склад: сверху сапоги висят, самовар,
сковорода, слив сушеных два пуда, взяты, видно, у синицы скатерть новая и (спицы).
* Есть посуда — самовар, есть машина — самоход,
есть игрушка — самокат, ну а в небе (самолет).
* Слон свистел среди ветвей словно серый (соловей).
Конспекты занятий
В данном разделе мы приводим конспекты не всех, а только 10 занятий, предусмотренных перспективным планом. Проводить их полностью рекомендуется в логопедических группах и в тех, где уровень речевого развития дошкольников низок. Для детей с нормальным уровнем развития речи желательно использовать отдельные фрагменты занятий (с учетом плана, см. с. 17-18). Объясняется это тем, что в первом случае на каждом занятии изучается один звук, а во втором — несколько звуков одновременно.
В подробных описаниях занятий отражены: постепенное усложнение навыков звукового анализа и лексического материала, работа с индивидуальным и демонстрационным наглядным материалом, динамические паузы, связанные с темой занятия, обоснованность и целесообразность использования зрительных и жестовых символов.
Здесь же приведены различные комбинации игр и упражнений с акцентом на изучаемые звуки, восприятие которых постоянно подкрепляется соответствующими символами.
Таким образом практики знакомятся с наиболее важными и действенными приемами и средствами обучения, анализ которых предполагает выход за рамки авторского опыта