Тема «Звук — слог — слово — предложение».
Цель: активизировать словарь, развивать связную речь, формировать звуко-буквенный анализ и синтез, совершенствовать навык письма и чтения.
План занятия
1.Игра «Разноцветный сундучок».
2. Игра «Скажи наоборот».
3. Игра «Шифровальщик».
4. Игра «Слово рассыпалось».
5. Игра «Кто здесь лишний?».
6. Игра «Шел прошлогодний снег».
7. Игра «Кто больше назовет слов?».
Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда «Доброта», магнитофон, песня А.Беликова «Снег».
Ход занятия
На демонстрационной доске — графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.
1. Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове)
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.
Ведущий: Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Миша, Катя), загляни,
Вынь картинку, назови.
Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произнося звуки в слове, называет ее и определяет первый слог в слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)
Ребенок, первым отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему кроссворда.
2. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)
Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Последнее слово (ночь) — второе слово кроссворда. Грустный — ... (веселый), мокрый — ...(сухой), сильный — ...(слабый), старый — ...(молодой),
большой — ...(маленький), высокий — ...(низкий),
широкий — ...(узкий), толстый — ...(тонкий),
длинный — ...(короткий), горячий — ...(холодный), больной — ...(здоровый), день — ...(ночь).
3. Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ и синтез слогов)
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист — банка (третье слово кроссворда).
4. Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов)
На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, дети составляют слово. Последнее составленное слово {рука) — четвертое слово кроссворда.
ка, пол — полка пус, та, ка — капуста
ва, тык — тыква та, кар — карта
ши, ма, на — машина ки, сан — санки
лот, пи — пилот зы, му, ка — музыка
ша, гру — груша та, пар — парта
ги, но — ноги ка, ру — рука
5. Игра «Кто здесь лишний?» (послоговое чтение)
На карточках с одной стороны — картинка, с другой — название, написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребенок «отрывает» лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово слон — пятое слово кроссворда. Слова, написанные на лепестках ромашки, — корова, собака, кошка, коза, слон.
6. Игра «Шел прошлогодний снег» (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на одной из снежинок — задание). Дети находят снежинку с заданием.
Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на вопросы. Предложение: Кот сидит под столом.
— Сколько слов в предложении?
— Какое первое слово? второе? третье? четвертое?
— Какое короткое слово в предложении?
— О каком домашнем животном говорится в предложении? Слово кот — шестое слово кроссворда.
7. Игра «Кто больше назовет слов?» (навык связного говорения)
Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом, зиме — на радость, весне — на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кроссворда.
В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кроссворда — доброта.
Речевой материал к занятию
Пословицы, поговорки и загадки о зиме.
— Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
— Холодная зима — жаркое лето.
— На морозе и старик вприпрыжку идет.
— Новый год — к весне поворот.
— Зима снежная — лето дождливое.
— В феврале зима с весной встречаются впервой.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»
— Зимою вьюги — летом ненастье.
— Не было бы снегу, не было бы и следу.
1. Много снега — много хлеба.
2. Снег на полях — хлеб в закромах.
3. Лето — собериха, зима — поедиха.
4. Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).
5. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима.)
6. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз.)
7. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.)
1. На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло — одеяло все сошло.
(Снег.)
2. Зимой лежал, а весной в реку побежал.
(Снег.)
3. С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле — тепло.
(Снежинки.)
4. С неба — звездой, в ладошке — водой.
(Снежинки.)
5. Бел, да не сахар, ног нет, да идет.
(Снег.)
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег.)
6. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга.)
7. Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу.
(Метель, вьюга.)Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз.)
10. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз.)
11. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз.)
12. На дворе горой, а в избе водой.
(Лед.)
13. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, —
Скользко, весело, светло!
(Лед.)
14. Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — тонкое стекло.
(Лед.)
15. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
16. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан... (иней).
17. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет.
(Сосулька.)
18. Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька.)
23. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосульки.)
5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
План занятия
20. Игра «Назови овощи и фрукты».
21. Подвижная игра «Сад и огород».
22. Пантомима «Репка».
1. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед».
2. Сценки-шутки.
3. Конкурс загадок.
4. Подвижная игра «Собираем урожай».
5. Игра «Выбираю сок».
Ход занятия
1. Игра «Назови овощи и фрукты»
а) Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:
Мы сами сажали весной огород. Мы сами сажали, пололи. И вот... Расселся, разлегся в большущей корзине И красный, и желтый, и черный, и синий, Здоровый такой разноцветный народ. (Помидор, репа, редька, баклажан.)
б) Дети, вынимая по одному, называют овощи и фрукты, лежащие в двух разных корзинах.
в) Логопед сообщает тему досуга.
2. Подвижная игра «Сад и огород» (закрепление глагольной лексики)
Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребенок в центре. Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами: «Мы пришли в огород, огурец здесь растет».
Водящий ребенок (в шапочке огурца) дает команду: «Приседай, приседай, с грядки огурец срывай».
Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется, меняется и следующее задание, например: «Морковку из грядки выдергивай».
А теперь мы в сад пойдем, Мы там яблоки нарвем. На носочки вставай, Прямо с дерева срывай.
3. Пантомима «Репка»
Роли выбирают дети по желанию, или их распределяет логопед. Пантомиму можно повторить с другим составом участников.
4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед»
Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрукты или муляжи: капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, мандарин.
Педагог: Мама пришла с рынка, в корзине у нее овощи и фрукты. Она решила приготовить борщ и компот. Необходимо ее покупки разложить так, чтобы одни пригодились ей для борща, а другие — для компота.
5. Сценки-шутки, подготовленные заранее
а) — Почему ты, зайчик, грустный?
6. Потерял кочан капусты.
7. А какой?
8. Вот такой... Круглый, белый и большой.
9. Ну-ка, зайка-шалунишка,
Дай потрогать животишко!
10.Он тугой, как барабан!
11.Значит, съел я свой кочан. И забыл.
б) — Где же яблоко, Андрюша?
12.Яблоко давно я скушал.
13.Ты не мыл его, похоже?
14.Я с него очистил кожу.
15.Молодец ты стал какой.
16.Я давно уже такой.
17.А куда очистки дел?
18.Я очистки тоже съел!
6. Конкурс загадок
а) Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.
б) Составить загадку-описание.
7. Подвижная игра «Собираем урожай»
Играют две команды. Первая собирает, например, бананы. Результат каждого участника подсчитывается хором. Вторая собирает морковки. Подводят итоги.
8. Игра «Выбираю сок»
Дети долго играли, дети очень устали. В группу дети спешат, сока выпить хотят.
Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и овощей, и называют, какой сок они выбрали.
Дети дают разные варианты ответов: «Я люблю яблочный сок, он сладкий», «Я выбрал морковный сок», «Больше всего мне нравится грушевый сок».
Подведение итогов. Объявление команды-победителя.
Приложение 8 Формы работы с родителями
Анкета 1
Анкета 2
Анкета 3
—Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Почему?
—Слушается ли вас ребенок? Почему?
—Какие (если есть) у вас общие с ребенком интересы, занятия, увлечения?
—С какими трудностями в обучении ребенка вы встретились?
—В какое время вы занимаетесь с ребенком?
—Сколько времени посвящаете общению с ребенком?
Памятка родителям
1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
1. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
2. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
5. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
6. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
7. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
8. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
9. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
10.Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Литература
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.; СПб., 1996.
Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-гностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.
Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
Волина В. В. Праздник букваря. — М., 1991.
Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975.
Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 1982. — № 9.
Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. — М., 1965.
Глухое В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — 1994. — № 2.
Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М., 1983.
Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1989.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.
Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.
Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 3.
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1978.
Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3 — 5 классов // Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Вып. 78.
Зернова Л. Л. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
Зимина И. А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.
Зимина И. А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1971.
Кеменова А. В., Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. Обучение грамоте. — М., 1972.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашние тетради. — М., 1998.
Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 1972.
Корнев А. N. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982.
Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними //Дефектология. — 1995. — № 6.
Кривояз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1996.
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. — М., 1999.
Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1958.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1995.
Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л., 1989.
Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971.
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В. И.Селиверстова. — М., 1997.
Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. — М., 1974.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки с, сь (а также другие группы звуков). — Ярославль, 1996.
Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М., 1960.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
Рубинштейн С. Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. — 1941. — Т. 35.
Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 1979.
Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
Токарева О. А. Функциональные дислалии: Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.
Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1981.
Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 1973.
Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1968.
Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 1992.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя. — М., 1993.
Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
Шашкина Г. Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1997. — № 6.
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1962.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.