Животные жарких стран и севера, их детеныши.
1. Называть животных жарких стран, их детенышей.
2. Называть профессии людей, работающих в зоопарке: ветеринар, смотритель; подбирать глагольный словарь к ним.
3. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные: пустынный, морской; тюлений, медвежий, львиный.
4. Образовывать антонимы («Скажи наоборот»): сильный — слабый, тяжелый — легкий, быстрый — медленный и т.д.
5. Составлять предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной степени.
Тюлень тяжелый, а морж еще тяжелее. Тигр бегает быстро, а леопард бегает быстрее. Крокодил плавает медленно, а черепаха плавает еще медленнее.
Транспорт.
1. Называть транспорт, различный по назначению: пассажирский, грузовой, специальный.
2. Подбирать синонимы, антонимы: тяжелый — легкий; нагружать — выгружать; подъехать — отъехать.
3. Употреблять разные виды предложно-падежных конструкций в предложениях.
Грузовик въехал на мост. Машина съехала с моста. Самосвал проехал под мостом. Самолет пролетел над мостом. Трамвай едет по большому железобетонному мосту.
4. Называть элементарные правила дорожного движения. Правильно произносить слова: регулировщик, светофор, троллейбус, электропоезд, машинист.
Школа.
1. Называть школьные принадлежности: ручка, ластик, пенал, ранец.
2. Образовывать относительные прилагательные: ручка пластмассовая, ластик резиновый.
3. Подбирать синонимы и антонимы: ученик — внимательный, прилежный, аккуратный; тетрадь — толстая, тонкая; линейка —длинная, короткая.
4. Составлять описательные рассказы, например «О каком ранце я мечтаю».
5. Уметь сравнивать 2 однородных предмета (чем похожи, чем отличаются, например, ранец и портфель).
6. Выучить 2— 3 загадки о школьных принадлежностях.
7. Составить предложения, грамматически правильно употребив словосочетания — числительные с существительными.
В пенале два карандаша, а в стаканчике на столе десять карандашей.
Мебель.
1.Подбирать синонимы и антонимы: кресло — мягкое, удобное, комфортное; круглый стол высокий, а квадратный — низкий; деревянный стул с мягким сиденьем, а пластмассовый — с твердым.
2. Называть профессии: столяр, плотник, продавец; определять, кому и что нужно для работы. (Игры «Что забыл нарисовать художник?», «Художник нарисовал стул без чего?».)
3. Употреблять разные типы предложений с предлогами. (Игра «Кто где спрятался?».)
Танины ботинки видны из-за дивана. Кошка выглядывает из-под стола.
4. Вспомнить и загадать 2 — 3 загадки о видах мебели, выучить2 новые.
Дом и его части.
1. Показывать и называть части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять их назначение.
2. Употреблять синонимы и антонимы: высокий — ..., длинный —..., многоэтажный — ....
3. Образовывать слова путем сложения основ: десятиэтажный, темно-коричневый, светло-желтый.
4. Называть строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик, архитектор; составлять распространенные предложения: Маляр красит стены краской.
5. Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который.
На стройке нужен кран, чтобы построить высокий дом. Кран нужен потому, что он поднимает тяжелые грузы.
6. Выучить 2 — 3 загадки о доме.
7. Знать и уметь называть свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры.
Приложение 6 Речевой материал по развитию связной речи
1. Тексты для составления рассказов по сюжетной картинке
Снеговик
Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа — морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки надели старое ведро. Забавный получился снеговик!
Вопросы.
Кого вы видите на картинке?
Что делают мальчик, девочка?
Как дети лепили снеговика?
Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
Какой получился снеговик?
Творческие задания.
1. Закончить предложение по образцу: Вместо рук у снеговика ветки, вместо глаз у снеговика ..., вместо носа ....
2. Составить рассказ от 1-го лица множественного числа.
3. Составить план рассказа.
4. Придумать продолжение рассказа.
Осенью в парке
Наступила золотая осень. Листья на деревьях желтеют и падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных листьев и подарил девочке.
Вопросы.
Какое время года изображено на картинке? Объяснить, почему.
Где гуляют дети?
Зачем дети собирают листья?
Творческие задания.
1. Подобрать определения к словам.
Осень — солнечная, золотая, дождливая, холодная, щедрая, урожайная; листья — разноцветные, красивые, вырезные и т.д.
2. Пересказать текст от 1-го лица.
3. Изменить концовку рассказа.
2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок
Выращиваем помидоры
Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядки. Выросли из рассады кустики. Летом дети их поливали, подвязывали стебли. Осенью на кустах созрели крупные красные помидоры
Вопросы.
Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети? Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для полива?
Творческие задания.
1. Составить рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов.
2. Составить рассказ от 1-го лица.
3. Придумать продолжение рассказа.
Хорошие соседи
Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечнике поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А кот Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику, налетел на кота и ударил его своим крепким клювом. Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.
Вопросы.
Где поселились скворцы?
Где жили грачи?
Кто подкрадывался к скворечнику?
Как грач защитил птенцов скворцов?
Творческие задания.
1. Назвать отличительные признаки весны.
2. Подобрать слова-действия к названиям птиц и деревьев.
Почки — набухают, просыпаются, лопаются; птицы — возвращаются, прилетают, щебечут, поют, свистят, порхают, вьют гнезда, выводят птенцов.
3. Придумать начало рассказа.
4. Придумать название рассказа.
Кормушка для птиц
Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц Принесли дощечки, молоток, гвозди Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.
Вопросы.
Почему птицам голодно зимой? Из чего дедушка сделал кормушку? Куда дети повесили кормушку? Почему дети спрятались за елкой? Что делали птицы?
Творческие задания.
1. Придумать рассказ по аналогии.
2. Изготовить кормушку или насыпать корм в коробку, выставить на балкон, понаблюдать, а затем рассказать, какие птицы прилетели на кормушку, что они делали.
Пароход
Дети решили играть «в пароход». Мальчики принесли крупные кубы, девочки принесли стулья. Из коробки достали бескозырки и фуражку. Петя был капитаном, он смотрел в бинокль. Девочки принесли кукол и сели на стулья. Они — пассажиры. Пароход плывет по морю.
Вопросы.
Что делают дети?
Из чего дети построили пароход?
Что делают девочки?
Куда плывет пароход?
Творческие задания.
1. Придумать продолжение рассказа.
2. Придумать аналогичный рассказ о постройке самолета.
3. Тексты для пересказа
Кошка (Е. Чарушин)
...Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Вопросы.
Кого поймала кошка Маруська?
Что делает кошка? Почему?
Кто есть у кошки?
Что делает котеночек?
Творческие задания.
1. В пересказе дать описание кошки и котенка.
2. Придумать начало рассказа.
3. Составить загадку про кошку.
Собака (Е. Чарушин)
У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает — за это все его любят да сытно кормят.
Вопросы. Где живет Шарик? Какая шуба у собаки? За что любят Шарика?
Творческие задания.
1. Рассказать от 1-го лица о своей собаке.
2. Составить описание собаки.
3. Придумать продолжение рассказа.
Белка (Е. Чарушин)
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Вопросы.
Почему белка не боится холода?
Почему белка не боится охотников летом?
Что делает белка летом?
Что делает белка зимой?
Творческие задания.
1. Рассказать о жизни белки в лесу летом.
2. Закончить предложения.
Не страшен белке... . У нее серенькая шубка... . Белка грибы..., шишки... .
3. Подобрать эпитеты к словам:
Белка (какая?) запасливая, проворная, ловкая, юркая; шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.
4. Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения.
У волка волчий хвост, а у белки — .... У лисы лисий хвост, а у зайца — ... .
Заяц (Б. Чарушин)
Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с медом откуси.
Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
Вопросы.
Какая у зайца шуба зимой?
Как шуба спасает зайку?
Почему зайка ждет лета?
Какая шубка у зайки летом?
Когда охотники охотятся на зайцев?
Творческие задания.
1. Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.
2. Вставить пропущенные предлоги. Заяц убегает ... охотника.
Заяц прячется ... кустом.
Сидит и трясется ... страха.
Ждет, когда охотники пройдут ... куста.
3. Составить слова с разными приставками.
Бежать — прибежал, убежал, выбежал, перебежал, подбежал и т.д.
Как голубь учился гнездо вить (Литовская сказка. Пер. Н.Паншиной)
Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить.
Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:
- Могу, могу, могу!
Рассердился дрозд и сказал:
- Ну, коли сам можешь, чего же просишь? — и улетел восвояси.
А голубок так и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.
Вопросы.
Зачем голубь позвал дрозда?
Почему дрозд улетел?
Какое гнездо сделал себе голубь?
Творческие задания.
1. Придумать другую концовку сказки.
2. Инсценировать сказку.
Дружба (Сказка)
Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга.
Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту.
Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик — под густую ветку ели.
Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.
Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.
Творческие задания.
1. Ответить на вопрос: почему белочка и зайчик узнают друг друга только летом?
2. Придумать продолжение сказки.
3. Пересказать сказку по опорным предметным картинкам.
4. Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных где живет: лиса — в норе, белка — в дупле и т.д.
Заяц и черепаха (Ингушская сказка)
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но, пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что лежа на месте и от черепахи можно отстать.
Вопросы.
О чем поспорили заяц и черепаха?
Что делала черепаха?
Что делал заяц?
Почему черепаха оказалась первой у цели?
Творческие задания.
1. Придумать сказку про лису и ежа.
2. Составить словесный портрет зайца, черепахи.
3. Инсценировать сказку.
4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию
Храбрая курица
Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают по травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.
Творческие задания.
1. Придумать другое название к сказке.
2. Определить и назвать части тела птицы (туловище, голова, хохолок, хвост, крылья, перья, клюв, когти).
3. Подобрать слова с противоположным значением. Далеко — близко, быстро — ..., высоко — ..., громко — ..., сильно — ..., весело — ... .
Храбрые щенята (по М.Петрову)
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.
—Давай лаять, — говорит один щенок.
—Давай, — согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.
— Испугался! — радуется первый щенок. ' — Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.
Творческие задания.
1. Придумать название рассказа.
2. Назвать детенышей домашних животных.
3. Образовать форму множественного числа от формы единственного числа.
Теленок — телята, жеребенок — жеребята и т.д.
Для чего руки нужны (Е.Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
—А для чего, Петенька, людям руки нужны?
—Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
—А еще для чего? — спросил дед.
—Чтобы ложку держать.
—А еще?
—Чтобы кошку гладить.
—А еще?
—Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Творческие задания.
1. Закрепить употребление сложноподчиненного союза чтобы, называя части тела человека и животных и действия, выполняемые ими.
2. Составить предложения по опорным предметным картинкам.
Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле. Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.
3. Распространить составленные предложения.
Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.
5. Тексты для драматизации
Белка и волк (по Л. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы все на елках прыгаете.
Белка ответила:
— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк отпустил белку, а белка с елки сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Творческие задания.
1. Назвать детенышей диких животных наших лесов. Образовать форму множественного числа имен существительных.
2. Считать детенышей: один зайчонок, два зайчонка, пять зайчат.
3. Составлять предложения типа: У белки три бельчонка.
Кто? (по Е. Пермяку)
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже ранец купила.
—Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама новое платье для школы сшила.
—Нет, я! Нет, я! — спорит с подругами Леночка. — У меня есть и ранец, и пенал с ручками, и платье новое, и мне еще две белые ленты в косички подарили.
Решили девочки у подружки Маши спросить, кто из них лучшей первоклассницей станет. Пришли к Маше, а она за букварем сидит.
—Некогда мне, — говорит Маша, — я должна еще три буквы выучить.
—А зачем? — спрашивают девочки.
—А затем, чтобы плохой первоклассницей не оказаться.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Творческие задания.
1. Составить рассказы-описания школьных принадлежностей.
2. Пересказать рассказ по цепочке.
Как маша стала большой (по Е. Пермяку)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тети Клавы, зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить. Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили. Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась. А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
Вопросы.
Как Маша пыталась вырасти? Почему над Машей все смеялись? Когда Машу стали называть большой? Творческие задания.
1. Образовать притяжательные прилагательные от существительных.
Папа — папин, папина; мама — мамин, мамина и т.д.
2. Закончить предложения.
У маминого платья рукава... . У папиной рубашки карманы... . У Таниной шубы воротник... .
Торопливый ножик (Е.Пермяк)
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
— Как же это так? — спрашивает Митю отец.
— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.
— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
— А как? — спрашивает Митя.
— А вот так, — сказал отец.
Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Творческие задания.
1. Образовать сравнительную степень прилагательных. Короткий — короче, веселый — веселее.
2. Образовать уменьшительную форму существительных. Прут — прутик, палка — палочка.
3. Назвать инструменты (по предметным картинкам) и объяснить их назначение.
Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк)
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
—Оно, мама, само отломилось.
—А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
—Она, мамочка, сама разорвалась.
—А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
—Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
—Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
—А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они всё-всё сделают.
Творческие задания.
1. Пересказать рассказ от 1 -го лица.
2. Подобрать слова-действия.
Пуговицу к рубашке нужно... .
Дырку на колготках надо... .
Бабушка взяла спицы и стала ... носок.
Для чего говорят «спасибо»? (В.Сухомлинский)
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
—Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
—Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
Творческие задания.
1. Пересказать рассказ от 1 -го лица.
2. Объяснить, кому же нужно слово спасибо?
3. Подобрать однокоренные слова:
Вода — водный, водяной, подводник, водица; лес — лесок, лесной, лесник, лесовик.