Современные проблемы гуманитарного знания
Современное социально-гуманитарное знание развивается как интенсивно, так и экстенсивно: прирастает объектная база исследований, расширяется концептуальный плюрализм, увеличивается даже число суверенных дисциплинарных сфер социально-гуманитарного характера. Это и является причиной проблем. Социально-гуманитарное знание классического и неклассического периодов отличалось выраженной стройностью, целостностью и центрированностью своей концептуальной базы. Ситуация изменилась с наступлением эры постнеклассической науки. Постнеклассическая наука, раскрывшая механизмы неизбежной релятивизации познавательного процесса во всех отраслях научного познания, внесла свои коррективы и в социально-гуманитарную сферу. С окончанием модернистской эпохи неклассической науки и наступлением эпохи постмодерна были обоснованы и исключительно расширились возможности одновременного рассмотрения объекта исследования в различных, зачастую взаимоисключающих (в классической парадигме), аспектах. Изменилось и представление о направлении развития и потенциала наук. Система «знание» уже не может считаться обладающей единым центром и общепризнанной единичной парадигмой. Наука наших дней - это постнеклассическая наука. В социально-гуманитарной сфере принципы релятивизма, отказа от любых поисков определения того, чем является объект вне наблюдения, признания краеугольной важности языка интерпретации исследуемого явления и неприменимости бинарной логики, эффективно применяются отечественными и зарубежными исследователями, позволяя определять многочисленность и параллельность факторов, действующих в обществе и его знаковых системах. Социально-гуманитарная сфера раскрывает все новые и новые аспекты своего объекта, преломляя само научное исследование сквозь призму его социальной природы. Социально-гуманитарное знание - это знание обо всех аспектах человека как деятельного субъекта, преломленное сквозь систему способов осмысления, свойственную данному субъекту. Социально-гуманитарное знание называется дважды субъективным. В годы советской власти единым основанием научного познания мира был материализм, а сейчас выделяются герменевтика, феноменология, логический позитивизм, «аконцептуальный» постмодернизм и т.д. Можно констатировать сформированность полипарадигмального нематериалистического гносеологического основания научных исследований в социально-гуманитарной сфере. В развитии социально-гуманитарных наук все большее значение приобретает их междисциплинарный диалог и межпарадигмальное взаимодействие различающихся теоретико-методологических оснований, лишь в своем диалектическом единстве способных сформировать целостный гносеологический образ. Поиск и обосновании методологического фундамента межпарадигмального диалогазалог интенсивное развитие социально-гуманитарных наук.
Будущее гуманитарных наук
Гуманитарные науки – это область самопознания человека и человечества. Гуманитарные науки строятся вокруг парадокса самореференции: они изучают самого изучающего. Непостижимость человека для себя, несводимость к себе образует трещину в основании гуманитарных наук. «Человек – пробел в своем знании о себе», Вопрос - Не противоречит ли гуманитарность самому представлению о научности как объективном познании, если познающему не дано полностью объективировать себя самого? Поле гуманитарности состоит из размывов и зияний ускользающей от себя рефлексивности, Эпштейн выделяет 2 стороны гуманистики (человековедения), 2 её направления.
1) Критическая сторона гуманитарности – денатурализация деполитизация человека, разоблачение того, что естественным и общественным наукам представляется твердым, позитивным основанием объективности. «Гуманитарные науки заняты демистификацией не только собственной научности, но и тех форм научности, на которые претендует физическое, физиологическое, экономическое знание о человеке»
2) Конструктивная сторона гуманитарности – это построение новых знаков, означаемым которых становится сам гуманитарный субъект, человек, не столько открывающий нечто в мире объектов, сколько производящий собственную субъективность методами самоназначения и самообозначения, в 1970 - 80 - х годах огромное количество ученых - естественников пришли в своих исследованиях к гуманистике: к проблемам сознания, творчества, интуиции (Дэвид Бом, Джон Бэрроу, Фримэн Дайсон и др.). Физическую картину мира невозможно достроить изнутри самой физики.
У гуманитарных наук новое – практическое будущее. «Пришло время институциализации и "творческого мышления", изобретательской деятельности в области гуманитарных наук», Университеты должны учить мыслить, создавать новое. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление - трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь - посредством технологий, политик, искусств - могут быть претворены в предметы и свойства окружающего мира. Создаётся техногуманистика, не заимствующая «техно» у технических наук, а создающая свои методы и приёмы. В гуманитарных науках ищут задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел. К началу 21 в. наука совершила столь много прорывов, что добралась до «изнанки» мироздания, где неожиданно натолкнулась на те тайны и чудеса, которые исконно считались прерогативой искусства и религии. Эти тайны невозможно объяснить лишь естественными науками, и теперь мир обращается к наукам гуманитарным. «Из области "дважды два четыре" наука переходит в область "дважды два пять"… и, в этой головоломке не хватает гуманитарного кусочка
Устойчивость экономических, политических, социокультурных инноваций в истории человеческого рода состояла в способности или неспособности конституирования, прежде всего на личностном уровне, определенного типа образа целого/гармоничного человека.