Понятие методологии в педагогической науке
Понятие методологии в педагогической науке
Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.
В методологическом знании выделяются следующие уровни (Э. Г. Юдин):
- Философский (общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека) ;
- Общенаучный (теоретические положения и подходы ,используемые во всех или многих науках)
- Конкретно-научный (принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки)
- Технологический (методика и техника сбора научных данных и их обработки)
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогическое исследование опирается на следующие подходы (принципы):
Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.
Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов - процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах А.Н. Леонтьев.
Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации диалогического подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.
Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.
Будущее гуманитарных наук
Гуманитарные науки – это область самопознания человека и человечества. Гуманитарные науки строятся вокруг парадокса самореференции: они изучают самого изучающего. Непостижимость человека для себя, несводимость к себе образует трещину в основании гуманитарных наук. «Человек – пробел в своем знании о себе», Вопрос - Не противоречит ли гуманитарность самому представлению о научности как объективном познании, если познающему не дано полностью объективировать себя самого? Поле гуманитарности состоит из размывов и зияний ускользающей от себя рефлексивности, Эпштейн выделяет 2 стороны гуманистики (человековедения), 2 её направления.
1) Критическая сторона гуманитарности – денатурализация деполитизация человека, разоблачение того, что естественным и общественным наукам представляется твердым, позитивным основанием объективности. «Гуманитарные науки заняты демистификацией не только собственной научности, но и тех форм научности, на которые претендует физическое, физиологическое, экономическое знание о человеке»
2) Конструктивная сторона гуманитарности – это построение новых знаков, означаемым которых становится сам гуманитарный субъект, человек, не столько открывающий нечто в мире объектов, сколько производящий собственную субъективность методами самоназначения и самообозначения, в 1970 - 80 - х годах огромное количество ученых - естественников пришли в своих исследованиях к гуманистике: к проблемам сознания, творчества, интуиции (Дэвид Бом, Джон Бэрроу, Фримэн Дайсон и др.). Физическую картину мира невозможно достроить изнутри самой физики.
У гуманитарных наук новое – практическое будущее. «Пришло время институциализации и "творческого мышления", изобретательской деятельности в области гуманитарных наук», Университеты должны учить мыслить, создавать новое. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление - трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь - посредством технологий, политик, искусств - могут быть претворены в предметы и свойства окружающего мира. Создаётся техногуманистика, не заимствующая «техно» у технических наук, а создающая свои методы и приёмы. В гуманитарных науках ищут задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел. К началу 21 в. наука совершила столь много прорывов, что добралась до «изнанки» мироздания, где неожиданно натолкнулась на те тайны и чудеса, которые исконно считались прерогативой искусства и религии. Эти тайны невозможно объяснить лишь естественными науками, и теперь мир обращается к наукам гуманитарным. «Из области "дважды два четыре" наука переходит в область "дважды два пять"… и, в этой головоломке не хватает гуманитарного кусочка
Устойчивость экономических, политических, социокультурных инноваций в истории человеческого рода состояла в способности или неспособности конституирования, прежде всего на личностном уровне, определенного типа образа целого/гармоничного человека.
Психология и педагогика
Педагогика взаимосвязана с психологией. Достаточно привести одно из определений психологии и на ней строить обоснование. «Психология (от греч. душа и учение) – наука о возникновении, развитии и функционировании психики и поведения людей и животных» Все взаимодействия педагога с детьми, учащимися, студентами, преподавателя со взрослыми обучающимися осуществляются на деятельности психики и управляемом поведении с двух сторон. В свете изложенного возникает вопрос: к какой группе наук относится педагогика? Понятно, что не к естественным, точным и техническим. Хотя многое от них вбирает, прежде всего в использовании методов научного исследования. Педагогика – это общественная наука которая подразделяется на гуманитарные и социальные дисциплины. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, языкознание, искусствознание, культурологию. К социальным наукам относят социологию, политологию, психологию, экономику, антропологию, этнографию, юриспруденцию. При исследовании объекта и предмета изучения педагогика опирается на все названные науки, но больше всего на философию, социологию, психологические дисциплины, культурологию, экономику, юридические науки (правоведение). На обе группы наук педагогика ссылается при выборе методов научного исследования. Триада - философия, педагогика и психология - просуществовала достаточно долгий период, и до сих пор в педагогике можно выделить направления, которые испытывают значительное влияние либо философии, либо психологии. Философское влияние на педагогику - стремление вывести из закономерностей общечеловеческого познания и взаимодействия закономерности обучения и воспитания. Психологическое влияние на педагогику осуществляется через педагогическую психологию, которая исследует процессы личностного становления и усвоения учащимися социального опыта, возможных структур действий и операций, способствующих развитию и формированию необходимых личностных качеств, знаний, умений и навыков. В рамках данного направления развивается концепция индивидуального присвоения опыта, оформленная в виде определенных гипотез научения, лежащих в основе деятельности педагога и учащихся, в процессе исторического развития влияние это усиливалось. Психология оказала влияние на развитие педагогической практики. С другой стороны, влияние психологии на педагогическую науку привело к появлению нового научного направления - педологии, которое пыталось усовершенствовать обучение, воспитание, образование на основе комплексного изучения процессов развития детей. Учитель, воспитатель, преподаватель или любой другой педагог рассматривает педагогические и психологические знания как рядоположенные, он использует их непосредственно.
Педагогика и искусство.
Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, а искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
11.Основные категории педагогической науки.
ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта; в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.
ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно, образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.
ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.
РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей
ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах
САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)
Связь педагогики с другими науками.
Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.
Науки о человеке как социальном существе | Науки о человеке как биологическом существе | Точные науки, техника |
История Философия Психология Социология Искусствознание Этнография Экономика Политология Религиоведение И т.д. | Биология Медицина (анатомия физиология мед.психология радиология и т.д.) | Математика статистика Т С О Технич. ср-ва фиксации: кино-, фото-, звуко-, видеозапись |
Образование как категория педагогической науки.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития. Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.
Цели образования:
1) жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;
2) развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;
3) укрепление гражданского статуса отношений и морально-трудовых устоев членов общества. Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве.
Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.
Обучение – одно из главных составляющих целостного педагогического процесса наряду с воспитанием и развитием. В начале ХХ в. в понятие обучения стали включать два основных компонента: преподавание и учение. Преподаваниепонимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение– как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1)двусторонний характер.
2) совместная деятельность ученика и учителя.
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Герменевтика и педагогика.
В центре герменевтического учения находится проблема понимания человека и реальности, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного методического приема. Имеются обоснованные доказательства важности герменевтической проблематики для педагогики (И. И. Сулима), а также научные труды по психологической герменевтике (А. А. Брудный), однако понятие педагогической герменевтики до настоящего времени не было предметом специальных научных исследований.
С учетом многоаспектности, многомерности педагогических процессов назрела необходимость на основе паритетного подхода (Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский) уточнить сущность взаимодействия, выявить возможности и сочетания противоположных научных подходов, категорий, оценок, рекомендаций. Думается, герменевтика имеет большой гуманистический потенциал, поскольку особое значение придает вненаучным формам духовного постижения человека, требующим выявления их педагогических возможностей и координации с научно-педагогическим знанием.
С позиций герменевтики важнейшим фактором достижения понимания является язык. Для современной педагогики характерны сложные взаимоотношения содержательных характеристик педагогического знания и языковой формы их воплощения. Сложившаяся в советский период (в основном на базе понятий естественнонаучного и технократического содержания) терминологическая система педагогики становится тесной для нового педагогического мышления, сковывая свободное творчество. Переход к новому педагогическому миропониманию сопровождается интенсивным обновлением понятийно- терминологического аппарата науки и практики, рождающегося на стыке собственно педагогического, философского, эзотерического знания, художественно-эстетических подходов. Данный процесс требует специального герменевтико-интерпретационного исследования взаимовлияний внутреннего содержания педагогики и ее языка.
Особо следует отметить, что актуальность научного исследования герменевтических проблем педагогики обусловлена потребностями образовательной практики. Активно идущий процесс разработки и реализации гуманистической концепции образования вызвал подъем инициативы педагогов, стремление к осмыслению инновационного опыта, поискам новых форм и методов обучения и воспитания. Однако попытки педагогов выйти на контакт с большой наукой не всегда успешны из-за сложности, а нередко и избыточного наукообразия педагогической литературы, а также в силу сложившихся стереотипов отношения к официальной науке как вместилищу готовых "правильных" рецептов. Полагаем, что дополнительная поддержка со стороны нашей науки может выразиться в том, что она предложит не только конкретные содержательные разработки, но также методики интерпретации и творческого осмысления воплощенных в разного рода текстах педагогических знаний на основе сочетания рационального познания с интуитивным пониманием и эстетическим чувствованием.
Гуманистическая педагогика.
Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности.
В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее.
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания.
Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.
Задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод
Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы.
Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности.
Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.
Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания
Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл. – Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным».
Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели. Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.
Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.
Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…
Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.
Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.
Понятие методологии в педагогической науке
Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.
В методологическом знании выделяются следующие уровни (Э. Г. Юдин):
- Философский (общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека) ;
- Общенаучный (теоретические положения и подходы ,используемые во всех или многих науках)
- Конкретно-научный (принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки)
- Технологический (методика и техника сбора научных данных и их обработки)
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогическое исследование опирается на следующие подходы (принципы):
Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.
Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов - процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах А.Н. Леонтьев.
Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации диалогического подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.
Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.