Тема 3. Современные модели организации обучения
Задание № 1.
● Выпишите основные понятия дидактики:
Форма обучения -…………………………………………………………………………….
Урок - ………………………………………………………………………………………..
Тип урока - ……………………………………………………………………………………
Задание № 2.
Изучите различные подходы педагогов к классификации форм организации обучения.
● Представьте результаты в виде таблицы:
"Классификации форм организации обучения".
№ | Автор | Основа классификации | Основные разновидности форм обучения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Задание № 3.
● Выделите основные преимущества и недостатки различных форм организации обучения, сравнив их между собой.
№ | Формы организации обучения | Преимущества | Недостатки |
1. | Классно-урочная система | ||
2. | Белл-ланкастерская система | ||
3. | Батовская система | ||
4. | Мангеймская система | ||
5. | Дальтон-план | ||
6. | План Трампа | ||
7. | Неградуированные классы | ||
8. | "Погружение" |
При составлении таблицы используйте следующую информацию:
"Классно-урочная форма обучения - наиболее распространённая. Её преимущества: чёткая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учёта индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.
Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить её другими. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказывалось невысоким.
В конце XIX в. в США появилась батовская система, которая делилась на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими - его помощник.
Одновременно в Европе стала создаваться мангеймская школа, названная по имени г. Мангейм. Основатель этой системы Й. Зиккенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.
В 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г. Долтон Dalton, США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Цель данной системы - дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам, и ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время - индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно присутствовали учителя.
В 1950-60-х гг. в США получил известность план Трампа- форма индивидуализированного обучения, сочетающаяся с лекциями, на которые отводилось до 40% времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях с коллективом от 100 до 1500 человек. Затем малые группы учащихся по 10-15 человек обсуждали материалы лекций, вели дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объём этих занятий составлял 20%. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.
В современной практике существуют и иные формы организации обучения. Например, на Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету может обучаться по программе 7-го класса, а по другому "быть" в 5-м классе.
Особая форма организации обучения - "погружение", когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах."
(А.В. Хуторской. Современная дидактика. - СПб., 2008. - С. 300 - 302.)
Задание № 4.
● Используя учебное пособие И.П. Подласого по педагогике и другую литературу, представьте в виде схемы основные классификации типов уроков.
Задание № 5.
● Используя учебник И.П. Подласого ответьте на вопросы:
I. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите ответ:
- по дидактическим целям;
- по расположению элементов урока;
- по количеству времени, отводимого на достижение главной цели;
- по количеству структурных частей;
- по деятельности учителя.
II. Для каких типов уроков характерны следующие структуры? Установите соответствие, обозначив связь структуры и соответствующего типа урока:
Структура | Тип урока |
I. | |
- Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся - Мотивация учебной деятельности школьников - Сообщение темы, цели, задач урока - Восприятие нового учебного материала - Осмысление учебного материала - Обобщение и систематизация знаний - Подведение итогов урока - Задание на дом | 1. Урок усвоения новых знаний 2. Урок формирования умений |
II. | |
- Организация работы - Мотивация учения школьников, сообщение цели, задач урока - Применение изученных знаний в новых практических ситуациях - Подведение итогов урока - Задание на дом | 3. Урок применения знаний 4. Урок обобщения и систематизации |
III. | |
- Мотивация учебной деятельности - Сообщение темы, цели, задач урока - Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей предыдущих уроков - Итоги урока - Задание на дом | 5. Урок контроля и коррекции 6. Комбинированный урок |
Задание № 6.
● Какой документ, составляемый учителем, является основной формой планирования учебной работы? Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор.
1. Календарный план.
2. Четвертной план.
3. Полугодовой план.
4. План-конспект урока.
Задание № 7.
Познакомьтесь с приведёнными ниже отрывками из педагогической литературы по проблемам форм организации обучения
● Ответьте на вопросы по текстам.
Текст № 1.
Как известно, сложившуюся в России систему образования называют наследием Яна Амоса Коменского. Многие считают его школу воплощением гуманистических взглядов на педагогику, на ребёнка. Но то, во что превратилась система почти за 400 лет своего существования, вызывает сегодня очень жёсткую критику. Её обвиняют в авторитарности, жестоком отношении к ребёнку.
"В середине восьмидесятых годов среди советского учительства были распространены настроения "беженцев от Коменского". Многих учителей угнетало, что жёсткая классно-урочная система не развивает личность ребёнка, не даёт возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Педагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой природой школы. <…> Стремление к творческому воспитанию, воспитанию в свободе вступает в конфликт с чётко регламентированной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.
Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуждение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, превратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с лёгкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребёнок не участвует в создании, в порождении этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребёнка, а послушному ученику остаётся лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.
А к концу двадцатого века стало вдруг очевидно, что именно эти понятия стали основными ценностями человеческой жизни. Это звучит маловероятно, но уже многие учителя считают, что формальные знания вторичны по сравнению с чувством собственного достоинства, способностью к самоопределению, чувством свободы, способностью к сотрудничеству и общению. Изменились образовательные ценности. А система образования осталась прежней. <…>
Бегство учителей из системы Коменского стало первым явным, видимым даже ненаучной общественностью, сигналом: время классно-урочно-предметной системы образования закончилось".
Адамский А. Бегство от Коменского..
- Как случилось, что изобретение Я.А. Коменским великой дидактической системы превратилось в жёстко-авторитарную школу?
- То, что система перестала удовлетворять требованиям времени, - это возможно, но почему в ней процветает авторитаризм и не приживается сотрудничество?
- Прав ли, по вашему мнению, автор статьи в своих выводах о том, что классно-урочная система себя полностью исчерпала?
Текст № 2.
"Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребёнка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссёрского искусства, содержит в себе определённым образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит пережить ребёнку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжения, а в итоге - падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителем правила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, хочется многое узнать, а для этого надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.
Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, создаётся с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым правилам на равных подчиняются учитель и ученики. Такие уроки двуплановы: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой - ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л.С. Выготский зоной ближайшего развития ребёнка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовём эти правила:
1. Священны смысловые акценты урока.
2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что её признают неточной.
3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.
4. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, "улучшать" идеи, выдвинутые другими".
Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма
- Какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?
- В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока (занятия) по "своему" предмету.