Этапы развития воспитательной системы школы
№ | Этапы развития воспитательной системы школы | Их характеристика |
I | Становление системы | Содружество детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. |
II | Отработка системы | Возникает недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившимся порядке жизни школы и т. д. |
III | Окончательное оформление системы | осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется её структура и связи между её элементами |
IV | Перестройка воспитательной системы | Происходит развитие детского коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идёт отработка наиболее эффективных педагогических технологий. |
Задание №8.
· Используя учебное пособие Сластёнин В.А. Педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2011, ответьте на вопрос:
- каковы критерии эффективности воспитательной системы?
- составьте схему «Оценки эффективности воспитательной системы школы».
Задание №7.
Заполните таблицу по зарубежным и отечественным воспитательным системам [См. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. Высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,.-512с.-(Высшее профессиональное образование); Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. - п., 480 с .и др. статьи].
Характеристика основных зарубежных и отечественных воспитательных систем
№п/п Название воспитательной системы школы | Цели, реализуемые данной воспитательной системой | Основное содержание |
1. Вальдорфские школы | ||
2. Воспитательная система школ глобального образования | ||
3. Воспитательная система «справедливое сообщество» | ||
4. ….. |
Контрольные вопросы:
1 Назовите основные признаки воспитания как системы.
2 Определите сущность и специфические проявления системного подхода в воспитании
3 Каковы ведущие компоненты воспитания и как они связаны между собой? Выделите системообразующий компонент.
4 Кто определяет цели воспитания? Почему они одновременно носят объективный и субъективный характер?
5 Почему всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается сегодня как идеальная цель воспитания?
6 Как соотносятся цели и задачи воспитания?
7 Сопоставьте и проанализируйте различные подходы к определению целей воспитания в базовых и современных концепциях воспитания.
8 Как определяется содержание воспитания?
9 Какие системы ценностей выделяются в качестве содержательной основы воспитания?
10 Выделите систему ценностей, лежащих в основе трудового воспитания, эстетического воспитания, нравственного воспитания.
11 Насколько правомерно выделение отдельных направлений воспитания? Не нарушает ли данный подход целостность воспитательного процесса?
Тестовые задания
1.Установите соответствие между базовыми ценностями и типами воспитательных концепций:
1) равенство, братство, сотрудничество, солидарность | 1) антропоцентрические концепции |
2) душа, бессмертие, вера, надежда, любовь | 2) трансцендентные (духовные) концепции |
3) самореализация, автономность, открытость, индивидуальность | 3) социоцентрические концепции |
2.Установить соответствие между группами средств воспитания и их конкретными примерами:
1) произведения искусства | 1) виды деятельности |
2) интерактивная доска | 2) материальная среда |
3) труд | 3)духовная среда |
3. Воспитанность человека предполагает диалектическую взаимосвязь его ценностно-смысловой сферы и культуры внешнего______________ .
4. Системообразующим элементом воспитания является:
1) содержание воспитания;
2) результат воспитания;
3) цель воспитания.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по разделу
«Педагогика как наука. Методология педагогической науки»
Самостоятельная работа
Методические указания:
При выполнении задания № 1 проанализировать предлагаемые высказывания о педагогике. Заполнить таблицу.
Задание № 2-3 требует актуализации теоретических знаний и закрепление основных понятий педагогики как науки при работе с вопросами тестового характера.
При выполнении задания № 4 провести сравнительный анализ видов практической педагогической деятельности, используя предлагаемые исходные материалы.
Ход выполнения:
Задание № 1.
Изучите приведённые ниже высказывания о педагогике и установите соответствие их практическому, научному, учебному и культурологическому значению педагогики.
● Заполните таблицу: «Основные подходы к понятию педагогики».
Значение педагогики | Сущность педагогики | |
1. | Практическое (бытовое) | |
2. | Научное | |
3. | Учебное | |
4. | Культурологическое |
А | «Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, …самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать… Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.) |
Б | «Педагогика - самая живая, очеловеченная наука, наука и искусство, где прихотливая, динамичная жизнь ребёнка, эмоционально насыщенная и текучая, является самой сутью, предметом и целью теории…» (Мягченков С. К педагогике духовности. // Воспитание школьников..) |
В | «Педагогика познаёт и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания человека; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.) |
Г | «В принципе, педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке… то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия – «аура», «карма» и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью». (Казанский О.А. Педагогика как любовь.) |
Д | «Педагогика - это адаптированные к специфике получаемого образования теоретические и практические аспекты обучения и воспитания». |
Задание № 2.
Познакомьтесь со следующим материалом.
● Составьте таблицу: "Практическая педагогическая деятельность".
Структурные компоненты педагогической деятельности | Виды практической педагогической деятельности: | ||||
учебно-воспитательная | методическая | управленческая | научно-исследовательская | ||
1. | Объекты и субъекты деятельности | ||||
2. | Цели | ||||
3. | Средства | ||||
4. | Результаты |
Педагогическая практика - один из видов деятельности людей, обеспечивающих развитие, воспитание человека и общества. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Профессиональная педагогическая деятельность предполагает осознание человеком педагогической проблемы и решение педагогических задач с учётом определённой системы правил и требований.
◄ Учебно-воспитательная деятельность предполагает передачу жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему, использование в связи с этим системы методов и приёмов обучения и воспитания, наглядных и технических средств; результатом этого процесса должен в идеале стать обученный, воспитанный и образованный человек, его качества личности, знания, умения и навыки призваны обеспечить готовность к жизни и труду в социуме.
◄ Методическая деятельность выражается в сообщении научно-методических открытий более опытными педагогами (методистами) другим педагогам-практикам, молодым учителям, предполагает передачу передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности, а также непосредственную подготовку учителя к уроку, внеклассному мероприятию. Данный процесс предусматривает традиционные и нетрадиционные формы: методические объединения учителей, научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, обмен опытом, проведение открытых уроков и т.д. Итогом данной деятельности является педагог-профессионал в области обучения и воспитания, способный учитывать и совмещать теорию с приёмами и современными технологиями практической работы, ориентированный на творческий поиск.
◄Управленческая деятельность заключается в создании наиболее оптимальных, благоприятных условий для функционирования и развития педагогической системы (школы; коллектива учащихся, педагогов и т.д.). По ходу данной деятельности возникают субъектно-объектные отношения, которые можно представить следующим образом:
администрация образовательного учреждения |
С
педагогический коллектив |
О С
ученический коллектив |
Управленческая деятельность демократического характера предполагает коллегиальность в решении педагогических проблем, коллективное сотрудничество в сочетании с единоначалием, разнообразную индивидуальную работу с учащимися. Результатом её является развитый и творчески работающий педагогический коллектив, обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе.
◄ Научно-педагогическая деятельность - это поиск и разработка новых педагогических знаний, который осуществляется учёным-педагогом относительно всей сферы педагогической деятельности в целом при помощи специальных методов и средств научного познания (наблюдения, эксперимента, моделирования и т.д.). Итогом данной деятельности является новое педагогическое знание - в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, приёмов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания
«Теория обучения»
Тема 1. Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.
Задание № 1.
● Выпишите основные понятия дидактики:
Дидактика - …………………………………………………………………….
Предмет дидактики - ………………………………………………………………..
Обучение - ………………………………………………………………………….
Образование - …………………………………………………………………….
Движущие силы процесса обучения -…………………………………………..
Закономерности обучения -…………………………………………………………..
Принципы обучения -………………………………………………………………….
-………………………………………………………………………………….
Задание № 2.
● Выпишите основные подходы к определению процесса обучения:
И.П.Подласый -…………………………………………………………………………
П.И.Пидкасистый -……………………………………………………………………..
В.А.Сластенин -…………………………………………………………………………….
Задание № 3.
●.Заполните таблицу «Движущие силы процесса обучения»:
Противоречия, движущие развитие учащегося | Противоречия, возникающие в деятельности учителя | Противоречия, осложняющие организацию дидактического процесса |
Виды противоречий:
между притязанием и возможностями;
между старыми возможностями и новыми потребностями;
между требованиями к ЗУН и их наличием и реальным уровнем;
между новыми задачами познания и усвоенными ранее способами мышления;
несоответствие дидактических целей и содержания деятельности;
несоответствие содержания и форм организации дидактического процесса;
несоответствие поставленных задач и средств их достижения;
между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением учащегося к их осуществлению;
между избранными дидактическими средствами, формами, методами взаимодействия и принятием их учащимися;
между оценкой и самооценкой учебной деятельности учащихся.
Задание № 4.
● Допишите формулировки закономерностей процесса обучения (по Подласому И.П.):
Содержательно-процессуальные:
1. Результаты обучения ………. продолжительности обучения.
2. Результаты обучения зависят от ………. в учебную деятельность (Л.В. Занков).
3. Продуктивность усвоения заданного объёма знаний, умений ………. количеству изучаемого материала или требуемых действий.
4. Результаты обучения зависят от ………. .
5. Обучение путём "делания" ………. .
Гносеологические:
1. Результаты обучения ………. умению учиться.
2. Продуктивность обучения ………. объёму учебной деятельности учащихся.
3. Умственное развитие учащихся ………. усвоению объёма взаимосвязанных действий, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).
4. Продуктивность творческого мышления улучшается ………. .
5. Результаты обучения зависят от ………. .
Психологические:
1. Обученность ………. обучаемом.
2. Продуктивность обучения ………. познавательной активности учащихся.
3. Закон Йоста: ………. .
4. Продуктивность обучения ………. интенсивности тренировки.
5. Результаты обучения зависят от ………. .
Кибернетические:
1. Закономерность Воробьёва: ………. .
2. Качество обучения ………. качеству управления.
3. Закономерность Анохина: ………. .
4. Эффективность обучения ………. частоте и объёму обратной связи.
Социологические:
1. Эффективность обучения зависит от ………. .
Организационные:
1. Результаты обучения ………. отношению учащихся к учебному труду.
2. Результаты обучения ………. работоспособности учащихся.
3. Закономерность Вагера-Блажека: ………. .
4. Закономерность Антроповой: ………. .
Задание № 5.
● Классифицируйте перечисленные принципы обучения :
доступности, личностного целеполагания, продуктивности обучения, наглядности, сознательности и активности, ситуативности обучения; прочности; образовательной рефлексии; систематичности и последовательности; выбор индивидуальной образовательной траектории; научности, гражданственности, воспитывающего обучения; связи теории с практикой; единства группового и индивидуального обучения; оптимальности.
Принципы обучения | ||
Общепринятые (традиционные) | Альтернативные (нетрадиционные) | |
……………….. | ……………….. | |
……………….. | ……………….. | |
……………….. | ……………….. | |
……………….. | ……………….. |
Задание № 7.
Внимательно прочитайте предложенный вариант дидактической ситуации.
Педагогическая ситуация.
В 9-м классе идёт урок химии на тему "Свойства азотной кислоты".
Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики.
Рассказывая о свойствах изученных кислот, учащиеся называли общие закономерности, характерные для представителей данного класса веществ, объясняли различие в поведении кислородных и бескислородных кислот, разбавленной и концентрированной серной кислоты.
После опроса учительница перешла к объяснению новой темы:
- Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты, - сказала она и поставила перед учащимися ряд вопросов: Каков её состав? К разряду каких кислот она относится? Что означает понятие "сильная кислота"? Какие же свойства характерны для азотной кислоты?
Учащиеся задумываются над ответами.
Одна из учениц говорит, что азотная кислота, как и многие уже известные кислоты, будет реагировать с металлами. Другие ученики добавляют: с основными окислами, с основаниями, с солями.
- Что происходит при взаимодействии растворов кислот с некоторыми металлами? - спрашивает далее учительница.
- Образуются соли, и выделяется водород, - отвечают учащиеся.
- А как это доказать? - обращается учительница к классу.
В ход урока включается эксперимент. Преподавательница вызывает к демонстрационному столу ученика и предлагает ему поставить опыт. В трёх пробирках находится цинк. В одну из них ученик вливает раствор соляной, в другую - серной и в третью - азотной кислоты. Затем он подносит горящую лучинку к первой пробирке. Раздаётся хлопок.
- Это выделяется водород, - говорит ученик.
То же происходит и в другой пробирке. Но вот в третьей, несмотря на бурное течение реакции, водород не обнаруживается.
Учащиеся озадачены. Взаимодействие уже известных им кислот с металлами приводило к образованию водорода. Почему же этого не случилось с азотной кислотой? Вопрос пока остаётся открытым.
Ставятся другие опыты, подтверждающие кислотные свойства азотной кислоты, затем учительница кратко заключает:
- Итак, мы убедились, что азотная кислота и похожа на другие кислоты и отличается от них.
Учащиеся сами называют черты сходства с другими кислотами, подчёркивают и то отличие, которое они только что установили опытным путём: при действии азотной кислоты на металлы водород не выделяется.
- Как же мы объясним этот факт? - спрашивает учительница.
И она тут же ставит опыт по обесцвечиванию красителя азотной кислотой.
- А какие уже известные вам вещества также обесцвечивают красители?
- Это характерно для хлора, - вспоминают учащиеся.
Опять ставится опыт. Тлеющая лучинка вспыхивает в пробирке, в которой нагревается концентрированная азотная кислота. Ученики приходят к выводу, что азотная кислота является сильным окислителем.
- Как же теперь объяснить результат опыта с цинком? - спрашивает далее учительница.
Снова на помощь приходит эксперимент. Ставится опыт взаимодействия азотной кислоты с медью, и учащиеся видят, что в результате получается соль мели и выделяется бурый газ - двуокись азота.
К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции, а учительница тем временем изменяет условия опыта, добавляет в пробирку воды. Реакция не приостанавливается, но результат её уже иной. В растворе также образуется соль меди, но выделения бурого газа незаметно. Новый газообразный продукт собирается в цилиндре под водой и затем демонстрируется классу.
- Это окись азота, - говорят ученики. - На воздухе она превращается в двуокись.
И учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что степень восстановления азотной кислоты зависит от её концентрации.
Теперь осталось добавить, что же происходило при реакции раствора азотной кислоты с цинком.
Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты. Следовательно, степень восстановления азотной кислоты зависит также от активности металла.
● Ответьте на вопросы:
1. Какие принципы, правила дидактики реализуются учителем на уроке?
2. Как проявляется взаимодействие данных принципов?
3. В чём состоит образовательная и воспитательная ценность урока?
● Записи оформите в виде таблицы:
Применённые учителем на уроке основные дидактические принципы, правила | Примеры из содержания урока |
1. Название принципа: …………………… а) правило …..…………………………. б) правило …..…………………………. 2. ………………………….………………………. |
Задание № 8.
● Заполните схему «Логика и структурные элементы учебного процесса»
Созерцание | |||
Восприятие - | Ощущение - | ||
Абстрактное мышление | |||
Понимание - | Осмысление - | Обобщение - | |
Практика | |||
Задание № 9.
● Выпишите основные понятия дидактики:
Дидактическая система -………………………………………………………………..
Функции обучения -……………………………………………………………………….
Преподавание -……………………………………………………………………………
Учение -………………………………………………………………………………….
Цель обучения –
Содержание обучения -…………………………………………………………………..
Формы обучения –…………………………………………………………………………
Методы обучения –………………………………………………………………………….
Средства обучения -……………………………………………………………………………
Результат обучения -…………………………………………………………………………….
Задание № 10.
● Привидите примеры, раскрывающие сущность и подтверждающие взаимосвязь следующих основных функций процесса обучения: образовательная – развивающая – воспитательная.
Образовательная функция :
Развивающая функция:
Воспитательная функция:-
Задание № 11.
● Составьте схему «Модель структуры учебного процесса», представляющую процесс обучения как целостную систему.
Основными компонентами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение), содержание учебного материала, методы, средства и формы обучения, результат обучения.
Задание № 12.
● Заполните таблицу «Этапы управления процессом обучения»
Планирование | Организация | Регулирование и коррекция | Анализ результатов |
Задание № 13.
● Основными компонентами учения являются мотивы; учебные действия; контроль, оценка и анализ результатов. Охарактеризуйте данные компоненты.
Мотивы учения:
Учебные действия:
Контроль, оценка и анализ результатов:
Задание № 14.
● Заполните таблицу «Виды учебных действий»
Внешние (наблюдаемые) | Внутренние (ненаблюдаемые) |
1. Конкретные действия;
2. Имерджентные (действия воображения). 3.Мнемические.
3. Перцептивные.
4. Символические. 6. Интеллектуальные.