Тема: Система методов, форм и средств воспитания.
План:
- Понятие метода воспитания в современной педагогической литературе.
- Система методов воспитания. Условия их выбора.
- Система методов педагогического взаимодействия.
- Средства воспитательного процесса. Условия их выбора.
- Формы воспитательного процесса. Условия их выбора.
Ход занятия:
Задание №1.
· Выпишите основные понятия темы:
Методы воспитания -………………………………………………………………..
Формы воспитания -………………………………
Средства воспитания -……………………………………………………………………………
· Изучив рекомендованную в списке литературу по данной теме, составьте схему различных групп методов воспитания и дайте характеристику каждому из методов в схеме по плану:
- определение понятия;
- функции метода (на что направлен);
- сущность и психологическая основа действия метода;
- педагогическое выражение метода (форма, методика).
Задание №2.
Ниже перечисляются условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач.
Назовите те, которые с Вашей точки зрения относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:
- индивидуальные и возрастные особенности ученика
- статус ученика в группе сверстников, одноклассников
- черты характера педагога
- наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа
- особенности группы (в первую очередь – наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров
- характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и общении
- число учащихся в школе, классе
- является ли школа городской или сельской
- наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления-
- наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.
1. Поощрение
Не следует хвалить:
- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);
- за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой;
- больше двух раз за одно и то же достижение;
- из-за жалости;
- из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.
1. Наказание
- наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;
- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;
- за один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков);
- если время упущено, то запоздало наказывать не следует;
- наказан-прощен;
- при наказании не допускать оскорбления и унижения личности;
- нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;
- не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой.
Задание №3.
Вам предлагается таблица, в которой отражены основные компоненты качеств личности, 2 группы основных методов воспитания и дополнительные методы. Используя материал данной темы, укажите с помощью стрелок, какие основные методы воспитания могут принимать участие в формировании каждого из перечисленных компонентов качеств личности и какие дополнительные методы воспитания могут помочь осуществить данный процесс.
Структура качества личности (цель воспитания) | Основные методы формирования компонентов качества личности | Дополнительные методы |
Компоненты Понятийный Эмоциональный Волевой Привычки Потребности | 1. Методы формирования сознания или методы убеждения (словесные): - рассказ, беседа, лекция - пример 2. Методы организации деятельности: - приучение, упражнение, ролевые игры | Метод поощрения Метод наказания Метод соревнования Наказание Требование Поощрение |
Задание №4.
Ниже Вам предлагаются несколько педагогических ситуаций. Прочитайте их внимательно, проанализируйте и ответьте на вопросы в конце каждой из них.
Педагогическая ситуация №1.
Учитель намеревается повесить таблицу на стену; обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить».
Какой метод воздействия был выбран учителем? С какой целью педагог выбрал данный метод воспитания? При каких условиях данный метод достигнет намеченной цели?
Педагогическая ситуация №2.
Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми.
В предложенную ситуацию введите недостающие, на Ваш взгляд, условия, без которых невозможно их профессиональное грамотное решение.
Предложите свои пути реализации поставленной цели в конкретизированных условиях, выделив предварительно задачи оперативного тактического и стратегического характера.
Педагогическая ситуация №3.
Классный руководитель 7 кл. хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько классных часов, общаясь с ребятами о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, отвечали на его вопросы, задавали свои вопросы. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло. Почему?
1. Ребята не все поняли и запомнили.
2. Жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение.
3. Не было наглядного примера.
4. Жизнь, практика отношений не требуют искоренения плохих привычек.
5. В классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны.
· По предложенной Вам педагогической ситуации выполните несколько блоков заданий к ней (письменно).
Учитель – классный руководитель в этом классе – три года. Уровень развития коллектива – низкий. Классный руководитель 7 кл. хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько классных часов, общаясь с ребятами о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, отвечали на его вопросы, задавали свои вопросы. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло.
Задания к педагогической ситуации.
I. Знание.
1. Какой метод воспитания был выбран учителем? Дайте ему определение.
2. В какую группу методов воспитания входит данный метод?
3. Какой педагогический прием был использован учителем в процессе воспитания?
4. Какие средства воспитательного воздействия были выбраны учителем?
5. Перечислите основные требования использования данного метода в процессе воспитания.
II. Понимание.
1. Охарактеризуйте педагогическую ситуацию по следующим параметрам (условиям):
А) Содержание ситуации
- информационные отношения в учебном процессе;
- деловые отношения в деятельности;
- нравственные;
- межличностные отношения в обществе.
Б) Вид ситуации в зависимости от состава и позиции участников отношений:
- «педагог – отдельные учащиеся»;
- «педагог – группа»;
- «группа – отдельные учащиеся»;
- «отношение отдельные учащихся и группы к себе» (ситуация самовоспитания и др.).
В) Возрастные особенности воспитанников.
Г) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
Д) Уровень сформированности коллектива.
Е) Основные противоречия, порождающие необходимость изменения ситуации:
- конкретные носители противоречий (педагог - учащиеся, лидер – группа и т.д.);
- действия, в которых отражаются противоречия;
- причины противоречий (мотивы поведения учащихся, недостатки педагогического руководства, внешние причины);
- антогонистические, конструктивные.
Ж) Качественная характеристика и уровень развития отношений:
- положительные, отрицательные, нейтральные;
- по устойчивости, по напряженности (остроте), по длительности, по насыщенности, нравственным и др. содержанием;
- стихийно сложившиеся или сформированные преднамеренно, развитые, укоренившиеся или только формирующиеся вновь, эпизодические или традиционные для данных учащихся.
З) Особенности личности педагога.
III. Применение.
1. Опираясь на предложенную Вам педагогическую ситуацию и условия, которые Вы сами охарактеризовали на II этапе определите:
А) причину неудачи педагогического воздействия на учащихся, выбранного учителем;
Б) Собственные методы, приемы и средства воспитания в данной ситуации.
2. Ниже дается характеристика некоторым педагогическим условиям.
Повлияют ли они на выбор учителем метода и приема воспитания в рассматриваемой педагогической ситуации; уровень развития коллектива средний («мягкая глина»).
Класс 5. Классный руководитель первый год в этом классе. Отдельные учащиеся не следят за своим внешним видом (особенно мальчики), некоторые из них не имеют представления о хороших манерах, что и проявляется в их поступках, поведении. Классный руководитель пользуется у учащихся авторитетом.
Выберите один вариант ответа и обоснуйте свой выбор:
А) Новые условия не изменят выбор метода и приема воспитания, т.к. …
Б) В соответствии с новыми условиями необходимо выбрать другие методы, приемы и средства воспитания, а именно:
Метод воспитания - …, т.к.
Прием воспитания - …, т.к.
Средство воспитания - …, т.к.
В) Новые условия изменят выбор методов, приемов и средств воспитания, но я затрудняюсь ответить каким образом.
Г) Не знаю.
IV. Анализ.
1) Опираясь на предложенную Вам педагогическую ситуацию, а также условия, которые Вы сами определили на втором этапе, сформулируйте педагогические задачи (воспитательные), которые воспитатель может поставить в данной ситуации (оперативного, тактического и стратегического характера).
2)Сформулируйте воспитательные задачи, которые мог поставить педагог в педагогической ситуации.
V. Синтез.
Учитель – классный руководитель в педагогической ситуации поставил следующие воспитательные задачи:
- Обеспечить ясное и четкое понимание воспитанниками нравственных правил и норм поведения.
- Приобретение детьми практического опыта поведения в конкретно созданных условиях в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения.
- Стимулировать развитие ответственности детей за собственные поступки.
Напишите, какими, на Ваш взгляд, должны быть пути решения этих задач.
№ задачи Методы, приемы и средства воспитания.
1.задача
2.задача
3.задача
YI. Оценка
Оцените степень соответствия поставленных Вами задач педагогической ситуацией на 4 этапе, выявленным условиям на 2 этапе.
Оцените достоинства и недостатки педагогических задач, сформулированных на 5 этапе.
Оцените степень значимости для учителя знаний групп методов воспитания, приемов и средств.
Выберите один вариант ответа:
А) эти знания необходимы каждому учителю, т.к. –
Б) Знать все группы методов, приемов и средств воспитания совершенно не обязательно учителю, достаточно иметь общее представление об этом, потому, что –
В) Необходимо знать учителю только самые основные понятия и определения, т.к. –
Г) Не вижу смысла в этих знаниях, т.к. –
Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем.
Ход занятия:
Задание №1.
· Выпишите основные понятия темы:
Воспитательная система -………………………………………………………………..
Движущие силы развития воспитательной системы школы -………………………………
Интеграция - ……………………………………………………………………………………..
Дизинтеграция - …………………………………………………………………………………..
Задание №2.
· Прочитайте текст:
Воспитательные системы.
Понятие воспитательной системы вошло в педагогику не так давно. Первая небольшая брошюра «Воспитательная система школы: проблемы и поиски», посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности, вышла в издательстве «Знание» в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.
Воспитательная система сегодня рассматривается как комплекс взаимосвязанных блоков: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.