Тема: Современные модели организации обучения.
План:
1. Урок как основная форма организации обучения. Урок как целостная система.
2. Типология и структура уроков. Полный (общий) анализ урока.
3. Организация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся на уроке.
4. Другие формы организации обучения.
Методические указания:
1. Изучите примерную схему полного анализа урока. [Приложение № 1.]
2. Познакомьтесь с протоколом урока русского языка. [Приложение № 2.]
3. Представьте письменный анализ предложенного варианта урока, оформив результат в виде таблицы:
Ход выполнения:
Аспекты анализа | Фактические данные | №№ позиций в протоколе урока | Выводы |
1. Общие сведения, цель, задачи урока …………. | |||
2. Готовность учителя и учащихся к уроку …………. | |||
3. Организационная структура урока …………. | |||
4. Содержание урока …………. | |||
5. Методическое обеспечение …………. | |||
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке …………. | |||
7. Характеристика деловых качеств учителя …………. | |||
8. Общие результаты урока …………. |
В заключение попытайтесь:
1) определить причины недостатков проведённого урока;
2) выскажите пожелания по его совершенствованию.
Приложение № 1.
Примерная схема анализа урока.
1. Общие сведения: класс, дата, тема урока и др.
2. Цель, задачи урока (общеобразовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.
3. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.
4. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, чёткость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной активности учащихся.
5. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объёму, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
6. Методическое обеспечение урока:
а) использование методов и приёмов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке;
б) методика проведения различных частей урока:
постановка познавательных задач перед учащимися;
методика проверки домашних заданий;
методика изложения новых знаний;
методика проведения и закрепления учебного материала;
методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
приёмы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
домашнее задание (как задаётся, объём);
осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;
обоснование их педагогической целесообразности.
7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:
порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
8. Характеристика деловых качеств учителя:
уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;
знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умения применять эти знания на уроке;
педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;
взаимоотношение учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.
9. Общие результаты урока:
выполнение плана урока;
достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;
общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;
выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (часть II). -
Приложение № 2.
Протокол урока русского языка в VI "Г" классе.
Тема: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ.
Цель урока: Понимание и усвоение учащимися значения отрицательных наречий; правописание в отрицательных наречиях под ударением НЕ, в неударном положении НИ; слитное написание НЕ и НИв отрицательных наречиях; общего и раздельного в значении и правописании отрицательных наречий; овладение практическими навыками правописания отрицательных наречий и отрицательных местоимений. (Цель урока дословно переписана из рабочего плана урока учителя.)
Учительница: - Здравствуйте, садитесь! (Три ученика вообще не встали при входе учителя в класс, продолжая рыться в своих портфелях.)
Учащиеся: - Здравствуйте! (Садятся. В классе очень шумно. Класс к уроку не готов. У многих на партах нет дневников, учебников, тетрадей.)
Ученик Петренко: - Я забыл тетрадь дома.
Учительница: - Возьми чистый лист бумаги. Потом перепишешь в тетрадь. После уроков подойдёшь ко мне. Шаталов и Веденин, опять играете на уроке? Убрать сейчас же! Вы постепенно превращаетесь в бездельников! Безобразие! Запишите: "Восемнадцатое марта".
Учащиеся пишут. В классе шумно, часть учеников вынимает из портфелей тетради. Требование учителя выполнили не все учащиеся.
Учительница: - Кончили? Давайте быстрее! Вахромеева, долго ты будешь там копаться? Сегодня у нас новая тема: "Отрицательные наречия и их правописание". Усвоить её будет очень трудно (пауза). Но вначале повторим правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, если на них не падает ударение.
Учащиеся думают. Шум в классе затихает.
Учительница: - Например, НИЧЕМ, НИЧЕГО. Руку, руку, держите, как следует. (Ученику, высоко поднявшему руку.) Ну, давай, Шаталов.
Ученик Шаталов: - Если на частицу не падает ударение, то пишется НИ.
Учительница: - А НЕ? Подождём, пока наговорится Сидоренко с Левиным (пауза). Все слушаем Шаталова.
Ученик Шаталов: - НЕ пишется, если под ударением.
Учительница: - Всем понятно? (Класс молчит.) Запишем: НЕКОГО… НЕКОМУ… НИЧТО… НИКАКОЙ… НИЧЕМ… НЕЧЕМ…
Учащиеся записывают, но в классе не прекращается шум.
Учительница: - Шаталов и Веденин! Я вас удалю с урока сейчас. У вас до этого был урок географии? Вы что там, на головах ходили? Я требую рабочего настроя. Как написать местоимения, Шаталов?
Ученик Шаталов: - НЕКОГО (произносит как НИКОГО) с частицей НИ.
Учительница: - Не с частицей, а с приставкой. Частица, слившись с местоимением, стала приставкой. Садись. (К классу.) Как же написать это местоимение?
Ученик Романов: - Местоимение НЕКОГО я написал с приставкой НЕ. Если под ударением, надо писать НЕ.
Учительница: - Моторина, дай-ка мне сюда эту книгу. (Отбирает постороннюю книгу у ученицы.) Надо работать, а не заниматься посторонними вещами. Ты для кого учишься, для меня или для себя?
Ученица Моторина: - Для себя, конечно.
Учительница: - Так уважай себя и своих товарищей. Веди себя как положено. Проверяем дальше. Сергеев.
Ученик Сергеев встал и молчит.
Учительница: - Кто там подсказывает? Ну-ка встань! (Приглушённый смех.) Сергеев, ты совсем не работаешь. У тебя явно вырисовывается двойка за четверть. Садись. Романов.
Ученик Романов: - НИЧЕГО. Я написал приставку НИ.
Учительница: - Почему? Объясни мне всё сам.
Ученик Романов: - Потому что на неё не падает ударение.
Учительница: - Продолжит Герасимова.
Ученица Герасимова: - НЕКОМУ. НЕ под ударением.
Учительница: - Садись. Семёнова.
Ученица Семёнова: - НИЧТО. Местоимение. Я написала приставку НИ. Она в безударном положении.
Учительница: - Андронов, бесконечно вертишься. Отвечай дальше.
Ученик Андронов: - НИКАКОЙ, НЕ под ударением.
Учительница: - А слышится что?
Ученик Андронов: - НИ в безударном положении.
Учительница: - Читай дальше.
Ученик Андронов: - НИЧЕМ. Я написал НИ. Тоже в безударном положении. И НИКТО,НИ.
Учительница: - Последнее местоимение, Пирогова.
Ученица Пирогова: - НЕЧЕМ, НЕ под ударением.
Учительница: - Теперь повторим, когда НЕ и НИ в отрицательных местоимениях пишутся слитно, когда - раздельно. Как вы написали все местоимения?
Учащиеся: - Слитно.
Голоса с разных мест. В классе шумно. Три человека явно занимаются посторонними делами, а не включены в общеклассную работу.
Учительница: - Я буду зачитывать вопросы, а вы будете на них письменно отвечать в своих тетрадях, употребляя отрицательные местоимения. Кто приходил к тебе вчера?
Учащиеся пишут.
Учительница: - Кого из друзей ты вчера видел?
Учащиеся пишут.
Учительница: - У кого из товарищей ты сегодня был?
Учащиеся пишут.
Учительница: - Моторина, прекрати разговоры. Сейчас ты улыбаешься, а как выходишь к доске, там и улыбка, и дар речи пропадает. Я сколько раз тебе говорила о необходимости более серьёзно относиться к учёбе?
Продолжим работу. К кому ты пойдёшь вечером? Пишите. Иванов, прекрати заглядывать в тетрадь к Иконникову. Думаешь, меня легко обмануть? Я достаточно всех вас хорошо знаю. Помолчи. Работай самостоятельно.
Учащиеся пишут.
Учительница: - Давайте поговорим. Сергеев.
Ученик Сергеев: - Ко мне приходил вчера мой друг Саша.
Учительница: - Где же здесь отрицательное местоимение? Скажи мне, пожалуйста. Нет, я положительно не знаю, что с тобой делать. Где же здесь отрицательное местоимение.
Учащиеся (с места): - Нет отрицательного местоимения.
Учительница: - Как же правильно? Садись, Сергеев.
Учащиеся (опять с места): - Ко мне вчера никто не приходил.
Учительница: - Папанова, встань. Как ты написала НИКТО? Объясни.
Ученица Папанова: - Слитно. Потому что в безударном положении.
Учительница: - Не в том же дело. Почему слитно? Герасимова.
Ученица Герасимова: - Если нет предлога, то местоимение пишется как одно слово.
Учительница: - Верно. Садись. Следующее предложение. Петрова.
Ученица Петрова: - Я вчера никого из друзей не видела. НИКОГО слитно. Нет предлога.
Учительница: - Так. Андронов.
Ученик Андронов: - Я ни у кого из товарищей сегодня не был. Ни у кого - в три слова, есть предлог.
Учительница: - Правильно. Молодец. Семёнова.
Ученица Семёнова: - Вечером я ни к кому не пойду. В три слова, предлог К.
Учительница: - Когда же НЕ и НИ пишутся в отрицательных местоимениях слитно и когда раздельно? Кто ответит? Ну-ка, Романов?
Ученик Романов: - Слитно, когда нет предлога, и раздельно, когда предлог есть.
Учительница: - А теперь посмотрите на доску. На ней написаны наречия: никогда, неоткуда, никуда, нигде, негде, незачем. Чем они похожи на отрицательные местоимения? Кто ответит?
Ученики (с места, не вставая): - Они тоже имеют приставки НЕ и НИ.
Учительница: - Вот такие наречия с отрицательным значением называются ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ НАРЕЧИЯМИ. Вы должны правильно употреблять их в речи. Придумайте устно с каждым из них по одному предложению. Так, Андронов.
Ученик Андронов: - Я никогда не забуду этот случай.
Учительница: - Верно, Андронов. Ты меня сегодня обрадовал. Ставлю тебе "4". Михалёв.
Ученик Михалёв: - Нигде не мерцают огоньки.
Учительница: - Правильно. Работать всем. Веденин, ты себя, как всегда, ведёшь безобразно. Придумал пример?
Ученик Веденин: - Неоткуда… (думает)… Неоткуда не пришёл… (В классе смех и шум.)
Учительница: - Шута строишь из себя. Неудачное предложение, ты упорно напрашиваешься на неприятности. Тебе б с Андронова брать пример, может быть, меньше бы стал безобразничать. Как правильно, Шаталов?
Ученик Шаталов: - Подъехать к речке было неоткуда.
Учительница: - Кремнева.
Ученица Кремнева: - Никуда неохота было что-то идти.
Учительница: - Достаточно. (Пауза.) Как в отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ, а в безударном положении - НИ. И всегда слитно. Раздельно не пишутся вообще, так как в отрицательное наречие нельзя вставить предлог.
Запишем под диктовку предложения и объясним правописание наречий.
Путникам негде было укрыться от дождя.
Написали? Объясним. Сарматова.
Ученица Сарматова: - В этом предложении отрицательное наречие НИГДЕ.
Учительница: - НЕГДЕ. Как написали НЕ?
Ученица Сарматова: - Я написала слитно. Нет предлога.
Учительница: - Его в отрицательных наречиях вообще не бывает. Давайте запишем следующее предложение. Впереди болото, дальше идти некуда. Как в этом предложении написали наречие? Веденин, как ты себя ведёшь? Будет этому когда-нибудь конец? Почему ты не пишешь? Немедленно напиши в тетрадь предложение. Повторяю. Впереди болото, дальше идти некуда. Как ты написал?
Ученик Веденин: - Некуда. Приставка НЕ, она под ударением. Слитно.
Учительница: - Пишем дальше. С самого начала мне никак не везло. Объясним. Хлебникова.
Ученица Хлебникова: - Никак - отрицательное местоимение. Приставка НИ, в безударном положении, пишется слитно.
Учительница: - Хорошо. Ниоткуда не доносилось ни звука. Просим, Фролов.
Ученик Фролов: - Ниоткуда, НЕ.
Учительница: - Что НЕ? На каком слоге ударение?
Ученик Фролов молчит.
Учительница(к классу): - Как написать НИОТКУДА? Романов.
Ученик Романов: - Надо написать НИ, без ударения.
Учительница: - Слитно? Раздельно?
Ученик Романов: - Раздельно, есть предлог ОТ.
Учительница: - Неправильно. Какая часть речи?
Ученик Романов: - Нужно писать слитно. Это наречие.
Учительница: - Наконец-то, садись. Пишем дальше. Незачем было ему сюда приходить. Как написали отрицательное наречие? Шаталов.
Ученик Шаталов: - Незачем. Отрицательное наречие. Я написал приставку НЕ, под ударением. И слитно.
Учительница: - Ему неоткуда ждать писем. Проверим. Михеев.
Ученик Михеев: - Неоткуда. НЕ, потому что под ударением, и слитно, потому что наречие. ОТ - это приставка.
Учительница: - Итак, что нужно знать о правописании НЕ и НИ в отрицательных наречиях? Шаталов.
Ученик Шаталов: - Мы должны знать, что под ударением пишем НЕ, а в безударном положении - НИ.
Учительница: - И ещё.
Ученик Шаталов: - Всегда слитно.
Учительница: - Мне нравится, Шаталов, твоя активная работа на уроке. Ты заслуживаешь четвёрки. А теперь проверим работу по развитию речи. Запишем тему сочинения: "Наша школа". На эту тему мы с вами не писали. Постарайтесь успеть минут за десять. Начали в хорошем темпе.
Учительница(прохаживается меж рядов, заглядывая в тетради учащихся): - Будьте внимательны. Уже есть ошибки. Заканчиваем, время вышло. Послушаем. Сомов, читай.
Ученик Сомов: - Мы учимся в светлой и красивой школе. В нашей школе есть много кабинетов, хороший спортивный зал и большая столовая. А ещё у нас есть спортивная площадка и футбольное поле. Мы очень любим играть в футбол. Когда мы идём со школы, то проходим по липовой аллее, которую сами посадили. Мы любим нашу школу.
Учительница: - Что вы можете сказать о сочинении Сомова?
Ученики молчат. Рук никто не поднимает.
Учительница: - Семёнова.
Ученица Семёнова: - Мне сочинение понравилось. Он написал "со школы", а нужно "из школы".
Учительница: - Ещё кто так думает? (Звонок с урока.) На дом упражнение 726 и выучить параграф. Урок окончен.
Ребята не все записали домашнее задание.
Практическая работа № 7.