Удивление - первооснова мышления
"Еще в древней Греции было сформулировано, на чем прежде всего должна основываться человеческая мысль, если она хочет иметь перспективу когда-нибудь осуществиться. И это изречение, восходящее еще к древним грекам, не утратило своей силы до сих пор.
А именно, в древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении!. "
"Чрезвычайно важно, чтобы еще до начала размышления, прежде, чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления, - это, в сущности говоря, просто игра ума. Итак, первоосновой мышления должно быть удивление"*./*27 декабря 1911 г. "Die Welt der Sinne und des Geistes", Dornach, 1959./
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1964 ГОДА
Правильно реализованное воспитание через подражание ведет отнюдь не к одичанию человеческой природы, а напротив, к самообладанию, идущему из самой сокровенной сущности ребенка. В лице взрослых ребенок постоянно ищет пример для подражания и руководствуется им. Тот скрытый дар, которым наделен ребенок до семилетнего возраста и который заключается в способности руководствоваться отзывчивостью своего сердца, будет подавлен, если ребенку постоянно твердить: "Сделай это", "Нет, этого не делай". Этот дар разовьется и сохранится, если ребенку будет предоставлена возможность на основе собственных наблюдений и проницательности разгадать, что таит в себе жизнь, подражая, резонировать с ней, усваивая правильное отношение к жизни.
Конечно, во многих случаях взрослый должен непосредственно вмешаться и принять решение. Это относится, прежде всего, к обеспечению того, что требуется для здоровья и гигиены ребенка. Необходимые для блага ребенка человеческое тепло, покой, свежий воздух, время сна и пробуждения, а также качество пищи и время ее приема должны устанавливаться непосредственно взрослым, который советуется об этом со своим врачом. Все, что требуется для здоровья ребенка, конечно, не может уложиться в один день, а должно быть равномерно распределено в течение длительного времени. Благодаря этому, возникает естественный ритм распорядка дня, который воспринимается ребенком с радостью, как нечто само собой разумеющееся.
Наряду с примером взрослого и распорядком дня, важно устранение тех вмешательств, которые нарушают действие естественных созидательных сил, - прежде всего, это относится к слишком рано пробуждаемой интеллектуальности, к воздействию телевидения и радио. Только в этом случае удается сохранить природу ребенка не нарушенной в ходе развития. Если пропадает внутреннее руководящее начало, остаются опустошающие впечатления слишком рано развившегося интеллекта, а также неуправляемые воля и страсти, которые часто проявляются так болезненно.
Воспитание через подражание может быть успешным только в том случае, когда среди людей, окружающих ребенка, есть взрослый человек, который своими стремлениями и действиями воплощает то, что он хотел бы увидеть в своем ребенке, какие качества души, что он ожидает от ребенка в его жизненной позиции.
Какое значение придавал Рудольф Штейнер подражанию как принципу воспитания в первые семь лет жизни ребенка, видно из следующего отрывка:
"... Тому, кто способен к наблюдению за внутренним миром ребенка в такой важный период жизни, как время от рождения до смены зубов, известно, что в этот совершенно бессознательный, инстинктивный период вся деятельность, весь хоть как-то направленный характер поступков ребенка подчинены принципу подражания.
... В этом стремлении ребенка подражать, которому следует идти навстречу действительно практическим воспитанием, заключается нечто, имеющее необычайно важное значение для жизни человека. А именно: природа человека неосознанно, инстинктивно пытается достичь того, что она никогда не сумеет осуществить сознательно в дальнейшей жизни: соединиться с другими людьми в единого человека. В подражательных действиях и стремлениях должно сформироваться привыкание к человеческому обществу, должно сформироваться приятие подлинно человеческой совместной жизни людей, идущее от человека к человеку.
Предположим, что в наши дни человечество смогло бы решиться радикально взглянуть на этот принцип подражания у детей в первые годы жизни. Тогда, если» бы об этом позаботились, для дальнейшей жизни разовьется нечто, что может быть развито лишь сознательно, осмысленно только в том случае, если в бессознательном детском возрасте правильно действует подражание...
В этом детском возрасте слова, выражающие нравственные заповеди, еще не имеют никакого влияния на развитие ребенка, важно только то, что делают окружающие его люди.
Учтем мы это, тогда при соответствующем воспитании будет заложена основа того - опять-таки, если человека воспитывают правильным образом с ориентацией на страстное природное стремление подражать - что затем в сознательном возрасте расцветает как - назовем это так – настоящее уважение, правильная оценка другого человека, стремление уважать другого, как он того заслуживает, попросту потому, что он – человек. И это является первым условием для правильного развертывания демократии! Демократии могут возникать на правовой основе только благодаря тому, что в демократических парламентах законодательно формируется то, что живет как отношение человека к человеку как к равному. Это произойдет в том случае, если люди будут обладать внутренней потребностью, исходящей из уважения к человеку, которая возникает лишь у тех, кто в детстве был воспитан правильным образом в соответствии с принципом подражания... "*./*18 июня 1919 г., "Freiheit für den Geist, Gleiceeit für das Recht, Brüderlichkeit für das Wirtschaftsleben", Schriften des Bundes für Dreigliederung des sozialen Organismus, Stuttgart, 1919./