Интеграция в семью. Семейное воспитание
Исключительная важность интеграции ребенка в семье обусловливается не только вышеописанными нюансами социального развития. Выступающее в тесной связи с ним языковое развитие (развитие речи и понимания языка) также жестко детерминировано присутствием «единственной матери», которая закладывает фундамент родного языка.
Невозможно недооценить роль матери в становлении детского языкового развития. Это влияние определяется качественными и количественными показателями социальных интеракций между матерью и ребенком. Превербальная коммуникация на первом году жизни малыша имеет решающее значение для его дальнейшего языкового развития, а следовательно, и для развития интеллектуальных процессов. Очевидно, что необходимый постоянный положительный социальный контакт с матерью, столь важный для детского социального развития, возможен только в условиях семьи. Это отчетливо объясняет и то внимание, которое уделяется институту семьи и материнства в концепции интеграции детей с различными образовательными возможностями. Так мы подходим к одному из основополагающих тезисов концепции немецкого ученого: мать как первый ближайший человек маленького ребенка, прививая ему азы родного языка и воспитывая его, выступает важнейшей носительницей культуры.
С другой стороны, было бы неверным полагать, что Т. Хелльбрюгге, подчеркивая важность материнского внимания, недооценивает роль отца и других членов семьи. Подробное освещение данного вопроса мы находим в книге Т. Хелльбрюгге «Ребенок от 0 до 6» («Das Kind von 0–6»), где автор утверждает, что «нет лучшей основы для развития и воспитания ребенка, чем семья»[55]. При этом, чем младше ребенок, тем более он нуждается в матери. Со временем ребенок начинает идентифицировать людей, окружающих его мать, как свою семью. Наряду с матерью отец становится второй по важности персоной. Это происходит потому, что ребенок очень быстро учится определять тонкие различия во взаимоотношениях членов семьи и замечает, что именно отцу мать уделяет особое внимание. В этом кроется корень такого явления, как «естественный авторитет отца».
Вместе с родителями важные воспитательные задачи выполняют также другие дети в семье. Во взаимоотношениях братьев и сестер воспитываются такие качества, как внимание друг к другу, терпимость и умение сотрудничать. Кроме того, в естественных условиях дети учатся партнерству и самоутверждению. Для старших детей ситуация помощи малышу означает шаг к самостоятельности. Но подобные воспитательные процессы возможны лишь при условии соответствующей подготовки старших детей к появлению новорожденного, а также при условии равномерного распределения внимания и заботы на всех детей, предупреждающего появление зависти, ревности и конкуренции между старшими и младшими детьми в семье.
С другой стороны, профессор Т. Хелльбрюгге указывает на опасность искажения естественного хода развития единственного ребенка в семье. Поскольку в качестве важнейшей цели воспитания рассматривается воспитание самостоятельности, которое, в свою очередь, возможно лишь при условии активных интеракций между детьми разного возраста, то оптимальным решением проблемы единственного ребенка в семье должно стать максимально раннее нахождение круга общения для такого ребенка, куда входили бы разновозрастные дети. Подобное компромиссное решение призвано в определенной мере возместить недостающие звенья той педагогической цепочки, которая, по мнению Т. Хелльбрюгге, необходима для оптимального протекания процессов детского развития, обучения и воспитания.
Говоря об активном включении ребенка в семью, нельзя обойти вниманием точку зрения Т. Хелльбрюгге по вопросу участия в воспитании других членов семьи, в первую очередь бабушек и дедушек. В рамках подобного контекста исходным требованием является присутствие постоянной материнской социально близкой персоны в первые годы жизни ребенка, о чем уже говорилось выше. Именно с учетом этого требования строится отношение Т. Хелльбрюгге к так называемому «бабушкиному воспитанию». Ученый констатирует, что популярность такового заметно возросла по причине большей профессиональной занятости матерей. В этой связи педагог Т. Хелльбрюгге, вновь указывая на то, что для ребенка в первые годы жизни настоящей матерью становится тот человек, который находится с ним в постоянном социальном контакте, сообщая ему основную информацию об окружающем мире, включая языковую, утверждает, что бабушка также может стать «социальной матерью». Но в такой ситуации физическая мать должна отойти на второй план, предоставив все основные вопросы воспитания бабушке. В ином случае ревностная конкуренция матери с бабушкой может нанести вред развитию ребенка: «Отставание, прежде всего, в языковом и социальном развитии тем сильнее выражено, чем больше «матерей» участвуют в опеке маленьких детей и чем чаще они меняются»[56]. Это замечание справедливо как для детей, растущих в семье, но постоянно «кочующих» от матери к бабушке, к тете или в ясли, так и для детей в Домах малютки.
Таким образом, Т. Хелльбрюгге пришел к главному выводу: для нормального развития ребенку требуется семья и постоянное присутствие социальной матери. Такое требование может быть выдержано в условиях родной семьи, семьи опекунов или семьи приемных родителей.
Социальное отделение Мюнхенского детского центра в период с 1980 по 1994 гг. активно занималось поиском приемных родителей для детей из детских домов. Практически все эти дети страдали нарушениями социального развития, степень тяжести которых обусловливалась не в последнюю очередь продолжительностью пребывания ребенка в условиях массовой опеки. Опыт подобной работы в Мюнхенском детском центре показал, что все мероприятия по интеграции ребенка в приемную семью требуют больших временных и личностных вложений. Подготовительный период может длиться до 6 месяцев. После передачи ребенка в новую семью интенсивное наблюдение продолжается еще около года. В зависимости от степени тяжести социального поражения и, соответственно, характера и темпа адаптации ребенка к новым условиям может потребоваться дальнейшая помощь специалистов еще в течение нескольких лет. «Характерная особенность ранних детских лет обусловливает тот факт, что адаптация проходит тем успешнее, чем раньше малыш попадает в приемную семью»[57].
Предпосылкой интеграции ребенка в приемную семью является так называемый здоровый климат семьи, под которым понимается целый комплекс педагогических, психологических и физиологических условий для полноценного развития ребенка. Интеграция в семью должна обеспечиваться выполнением ряда требований:
– постоянным присутствием социально близкого человека;
– заботой о ребенке и уважением его потребностей;
– постоянным общением с ребенком, предоставлением ему возможности высказывать собственное мнение;
– предоставлением возможности ребенку познакомиться с ситуацией четкого разделения ролей: стабильным, неизменным статусом отца и матери;
– предоставлением доступа к явлениям семейного быта, повседневной семейной жизни; возможностью знакомства с профессиональной деятельностью родителей;
– возможностью знакомства с основными формами межличностных отношений: научиться уважать чужую точку зрения, общаться с другими людьми, отстаивать свое мнение, уступать другим.
В новых семейных условиях ребенок узнает, какую роль в жизни семьи играют привязанность и любовь. Все это он наблюдает на примере взаимоотношений матери и отца, имитирует в игре, чтобы позднее реализовать в собственной жизни.
Завершая обзор проблемы интеграции детей в семье, следует еще раз подчеркнуть, что включение ребенка в семейные отношения в рамках концепции Т. Хелльбрюгге выступает в качестве первого шага педагогической интеграции и обусловлено следующими основными мотивами:
1. семья предполагает присутствие единственной постоянной материнской социально близкой персоны как необходимого условия (особенно в первые три года жизни) для нормального развития ребенка;
2. семья предполагает наличие разнообразных интеракций между членами семьи разного возраста (в том числе детьми разного возраста), что закладывает основу нормального социального и языкового развития и стимулирует процессы когнитивного развития.