Развитие игры у слышащих детей
Компоненты игры | 2 – 3 года | 3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 7 лет | |||
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. | Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определя- ется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей. | Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу. | Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры. | Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замыслы игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, то есть плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией. | |||
Содержание игр | Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 3 –го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. | Сюжетно-отобразите- льная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. | Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план. | В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. | |||
Сюжет игры | Сюжеты преимущественно бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок. | Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок. | Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. | |||
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к общественным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значения предметов-заместителей Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм. | Ребёнок берёт на себя роль, но пока ещё редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными. | Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры, с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удаётся взаимодействие в игре: самостоятельное распределение ролей, реализация замысла . | Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но и через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. | |||
Игровые действия, игровые предметы | К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами- заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступной условность игры («Это понарошку»). Дети переходят к обобщённым действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры. | Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во 2-ой половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами. | Дети самостоятельно выбирают предметы- заместители. Совершенствуются способы действий с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия: свободно играют с игрушками, предметными заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения. | Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушка- ми, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. | |||
Правила игры | Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию её регулятора. | Правила регулируют последовательность действий. | Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми | Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. | |||
Психологическая характеристика трудовой деятельности детей с нарушением слуха.
1. Задачи формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду | Развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда | Ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду |
2. Последовательность формирования видов трудовой деятельности у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста
4. Ручной труд | |||||||
3. Труд в природе | |||||||
2. Хозяйственно - бытовой труд | |||||||
1. Самообслуживание | |||||||
3. Профессиональная ориентация:
1. Профпросвещение |
2. Профконсультация |
3. Профадаптация |
4. Профотбор |
5. Психологическая подготовка |