Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса
- Слово учителя.
- Дактильная речь.
- Жестовая речь.
- Зрительное восприятие устной речи.
- Пиктографическое (символьное) письмо.
- Музыкальные средства.
- Изобразительные средства.
- Ручной труд.
- Художественно-речевая деятельность.
- Театрализовано-игровая деятельность.
- Специальная печатная продукция (учебники, тетради, книги).
- Дидактический материал (предметный, изобразительный, словесный).
- Технические средства обучения.
Система специального образования
Дошкольные учреждения специального назначения:
• ДОУ компенсирующего вида:
ü для детей с тяжелыми нарушениями речи (наполняемость групп 6—10 чел.);
ü для глухих детей (до 6 чел.);
ü для слабослышащих детей (до 6—8 чел.);
ü для слепых детей (до 6 чел.);
ü для слабовидящих детей (до 6—10 чел.);
ü для детей с нарушением ОДА (до 6—8 чел.);
ü для детей с нарушением интеллекта и ЗПР (до 6—10 чел.);
ü для детей со сложными дефектами (до 5 чел.).
• МОУ (начальная школа — детский сад).
• Психолого-педагогические и медико-социальные центры.
• Оздоровительные учреждения санаторного типа.
• Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.
Школьная система специального образования:
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 1-го вида (для глухих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 2-го вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 3-го вида (для незрячих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 4-го вида (для слабовидящих детей).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 5-го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 6-го вида (для детей с нарушением ОДА).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 7-го вида (для детей с ЗПР).
— Специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида (для детей с нарушением интеллекта).
Специальная психология изучает лиц с отклонениями в развитии, приведшими к нарушению нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания.
Предметные области специальной психологии: психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых, логопсихология, психология лиц с ЗПР и т. п.
Центральный вопрос специальной психологии — проблема компенсации функций.
Основная задача специальной педагогики и психологии — поиск эффективных путей компенсации нарушенных функций.
В основе коррекционно-компенсирующей направленности специального образования лежит теория компенсации Л. С. Выготского.
Выделяют 2 типа компенсации функций:
• внутрисистемная компенсация (за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур);
• межсистемная компенсация (за счет перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур для выполнения несвойственных функций).
Чаще всего наблюдаются оба типа компенсаций.
Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
По Выготскому: «...общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Компенсация недостаточности или повреждения возможна за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные, либо межсистемные перестройки.
Положения Л. С. Выготского легли в основу параметров, определяющих тип нарушения психического развития (В. В. Лебединский):
— функциональная локализация нарушения;
— время поражения;
— системное строение нарушения;
— нарушение межфункциональных взаимодействий.
Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)
• Задержанное развитие (ЗПР);
• поврежденное развитие (органическая деменция);
• недоразвитие (умственная отсталость различной степени);
• дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, речи, зрения, ОДА, при хронических соматических заболеваниях);
• искаженное развитие (РДА);
• дисгармоническое развитие (психопатии).
Принципы диагностики нарушений в развитии:
1) комплексное изучение ребенка;
2) целостное системное изучение;
3) динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);
4) количественно-качественный подход при анализе данных.
3. Опорные понятия: коррекция, компенсация, дефект, недостаток
Задания для СРС:
Темы рефератов:
• «Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовательном учреждении»;
• «Использование наглядных средств обучения в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии».
Практическое занятие по теме:
«Обучение и воспитание детей с трудностями в обучении. ЗПР и особенности организации коррекционной работы в классах КРО, ККО. Образование лиц с нарушениями интеллектуального развития»
1. Вопросы для обсуждения:
Классификации нарушений в развитии.
Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и физическом развитии.
3. Нарушения интеллектуального развития.
4. ЗПР: определение, классификация, психолого-педагогическая характеристика.
5. Особенности коррекционной работы в школах 7-го вида, в общеобразовательных школах в классах коррекции, КРО.
6.Степени интеллектуальной недостаточности. Олигофрения, деменция.
7.Психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.
8.Отграничение сходных состояний от ЗПР и умственной отсталости.
9.Показания и противопоказания к приему в классы ККО, КРО.
2. Теоретико-методологическая база: