Славянский-на-кубани государственный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Практикум

по курсу«Основы специальной педагогики и психологии»

(наименование учебной дисциплины)

Г. Славянск-на-Кубани

Руководство к курсу.

Необходимость дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» при подготовке учителей обусловлена растущим количеством детей с проблемами в развитии, которые попадают в общеобразовательные учреждения, где испытывают стойкие затруднения в овладении обще-учебными навыками, что приводит к неуспеваемости, соци­альной дезадаптации.

Проведенные нами опросы учителей общеобразовательных школ позволяют утверждать, что большинство из них испытыва­ют дефицит знаний об особенностях детей с проблемами в разви­тии. Еще большую проблему составляет учет индивидуальных особенностей ребенка, степени нарушения физического, психи­ческого, социального развития в процессе его обучения. Анализ результатов педагогической рефлексии показал, что большинство педагогов не обращали внимания на необходимость приобретения таких знаний или испытывали негативное отношение к детям с проблемами в обучении, считая их необучаемыми, сложными. При взаимодействии с ними испытывали страх, брезгливость, пренебрежение — 75%, 25% — испытывали жалость, собствен­ную беспомощность в оказании помощи такому ребенку.

В ходе изучения данного курса всеми студентами осознаются значение коррекционной помощи всем категориям детей, имею­щим отклонения в развитии, необходимость учета типа и степе­ни нарушений, осложняющих факторов развития, условий соци­ального окружения, степени помощи микросоциума в преодоле­нии нарушений, степени фиксированности ребенка на дефекте, особенностей его личности и поведения.

Данное пособие подготовлено для студентов педагогических вузов, учителей на­чальных классов, учителей классов КРО, ККО.

Необходимость введения курса. «Основы специальной педа­гогики и психологии» для студентов обусловлена увеличением в общеобразовательных учреждениях количества детей с пробле­мами в развитии, расширением «группы риска», связанной с со­циальной и педагогической запущенностью.

Изучение данного курса тесно связано с содержанием таких дисциплин, как анатомия и физиология детского организма, об­щая, возрастная психология, педагогика (дидактика и теория вос­питания).

Целью данного курса является формирование у студентов эле­ментарных представлений о типах нарушений психического и физического развития детей школьного возраста, осо­бенностях коррекционной работы с ними, методах и средствах коррекции отдельных видов нарушений, специфике и учете ин­дивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1 Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003

2 Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. М.: Ака­демия, 2003.

3 Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001.

4 Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М: Академия, 2002.

5 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов [и др.]: М: Академия, 2000:

6 Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей / В. В. Лебединский. М., 1999.

Дополнительная:

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы аномального развития детей М., 1999.

2. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Лев­ченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика ум­ственного развития детей. М., 1995.

4. Психология глухих детей /под ред. И. М. Соловьева. М., 2001.

5. Психология умственно отсталого школь­ника/С. Я. Рубинштейн. М., 1986.

6. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за ру­бежом М., 1996.

7. Сурдопедагогика / под ред. М. И. Никитиной. М., 1999.

8. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/А. А. Ка­таева, Е. А. Стребелева. М., 2002.

9. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М, 1992.

10. Ульенкова У. В. Дети с ЗПР. Н. Новгород, 1994.

11. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М, 1998.

12. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М., 1989.

13. Литвак А. Г. Тифлопсихология. М., 2004

14. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА Н. Левченко, О. Н. Приходько. М., 2002.

15. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 2002

16. Коррекционная педагогика: хрестоматия / Сост. Ю. В. Науменко. Волгоград, 2002.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС.

Практическое занятие по теме:

«Предмет и задачи специальной педагогики и психологии. Становление дефектологической науки в России. Предметные об­ласти специальной педагогики и психологии»

1. Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия специальной педагогики.

2. Объект, субъект, предмет, цель, задачи специальной педа­гогики и психологии.

3. Становление дефектологии в России.

4. Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии.

5. Предметные области специальной педагогики и психоло­гии: олигофренопедагогика, олигофренопсихология, сурдопеда­гогика, сурдопсихология, тифлопедагогика,тифлопсихология,
логопедия, логопсихология и т. п.

6. Теории компенсации и сверхкомпенсации (по А. Адлеру, Л. С. Выготскому).

7. Педология как наука о системном изучении ребенка.

2. Теретико-методологическая база:

Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и прак­тику специального образования лиц с физическими и психиче­скими проблемами.

Объект— специальное образование с особыми образова­тельными потребностями.

Субъект — человек с ограниченным: здоровьем и жизнедея­тельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет— теория и практика специального образования.

Цель — достижение человеком с ограниченными возможно­стями максимально возможной самостоятельности в жизни.

Основными понятиями являются:

коррекция — исправление дефектов психического и физиче­ского развития;

компенсация — формирование или (замещение утраченных функций);

реабилитация — процесс медико-психологической работы по восстановлению утраченных функций и адаптации к новым ус­ловиям жизнедеятельности;

абилитация — процесс первоначального формирования пси­хических функций (в младенческом и раннем возрасте) при нали­чии дефектов.

Предметные области специальной педагогики:

• Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

• Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

• Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

• Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

• Тифлосурдопедагогика— изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями;

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (ЭВС);

• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата (ОДА);

• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с множественными нарушениями;

Педагогическая классификация по характеру нарушений:

§ глухие;

§ слабослышащие;

§ позднооглохшие;

§ незрячие;

§ слабовидящие;

§ лица с нарушением О Д С;

§ лица с нарушением ЭВС;

§ лица с нарушением интеллекта;

§ лица с тяжелыми нарушениями речи;

§ лица со сложными недостатками развития.

3. Опорные понятия: педология, дефектология, коррекционная педагогика специальная психология

Задания для СРС:

1. Законспектируйте статью Н. Н. Малофеева «Система спе­циального образования в России».

2. Составьте словарь основных терминов специальной педа­гогики и психологии.

3. Приведите примеры из жизни, подтверждающие положе­ния теории компенсации.

4. Прочитайте книгу П. П. Блонского «Педология», опишите содержание методов коррекции, предлагаемых автором.

5. Подготовьте реферат на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»

Практическое занятие по теме:

«Принципы, методы, формы и средства обеспечения коррекционного процесса в специальном образовании. Система образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии»

1. Вопросы для обсуждения:

1. Принципы специального образования: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности образования; социально-адапти­рующей направленности образования; развития мышления, язы­ка и коммуникации как средств специального образования; деятельностного подхода; дифференцированного и индивидуально­го подхода; необходимости специального педагогического руко­водства.

2. Методы обучения и воспитания детей с нарушениями в раз­
витии.

3. Формы организации педагогического процесса в коррекционном учреждении: индивидуальные, фронтальные занятия, урок, индивидуализированное обучение, групповые, дополнительные, вспомогательные.

4. Средства обеспечения коррекционно-образовательного

процесса.

4. Дошкольная и школьная система образовательных учреж­дений для детей с проблемами в развитии.

2. Теоретико-методологическая база:

Интеллекта.

К нарушениям интеллекта относят основные формы интел­лектуальной недостаточности: олигофрению и деменцию. Оли­гофрения характеризуется стойкостью и тотальностью органи­ческого поражения коры головного мозга. Причиной олигофре­нии могут быть патологии пренатального, натального и постнатального периодов. Выраженность дефекта при олигофрении не нарастает и не уменьшается. Выделяют 3 степени олигофрении по выраженности интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность и идиотия.

Деменция — форма интеллектуальной недостаточности, вы­зываемая патологическим процессом; стойкая, необратимая ут­рата интеллектуальных способностей, носящая приобретенный характер. В первую очередь страдают познавательная сфера и эмоционально-волевые процессы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью получают, необ­ходимую помощь в учреждениях, подведомственных министер­ствам образования, здравоохранения и социальной защиты. Основная цель этих учреждений — коррекция дефекта и предупреж­дение вторичных отклонений. В специальные дошкольные учреж­дения компенсирующего вида дети попадают в 3 - 4 года с диаг­нозом «олигофрения в степени дебильности». Основная задача такого ДОУ — совершенствование и укрепление физического состояния, формирование предметной и игровой деятельности, формирование и развитие познавательной сферы, развитие речи, трудовое и музыкально-эстетическое воспитание, подготовка к школьному обучению.

В 7 - 8 лет дети направляются в специальные школы 8-го вида, где по специальным программам осуществляются дальнейшее преодоление интеллектуального дефекта, подготовка к труду и социальная адаптация.

3. Опорные понятия: олигофрения, деменция, ЗПР, аномалия развития.

Задания для СРС:

  1. Проанализируйте учебные планы для классов коррекционно-развивающего обучения по книге С. Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты».
  2. Напишите реферат по теме «Особенности коррекции эмо­ционально-волевой сферы у детей с ЗПР»

Практическое занятие по теме:

«Система образования лиц с нарушениями слуха, зрения. Причины сенсорных нарушений и особенности их коррекции»

1. Вопросы для обсуждения:

1. Причины нарушения сенсорных анализаторов.

2. Виды нарушений слуха, зрения. Категории лиц с сенсорны­ми нарушениями.

3. Психологические особенности детей с нарушениями слуха и зрения.

4. Сурдопедагогика и тифлопедагогика как области специаль­ной педагогики.

5. Тифлопсихология и сурдопсихология.

6. Особенности корре кционной работы в специальных учреждениях для детей с сенсорными нарушениями.

7. Интеграция детей с сенсорными нарушениями в общеобра­зовательный процесс.

8. Специальные средства коррекции нарушений слуха и зрения.

9. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях.

2. Теоретико-методологическая база:

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Предмет и задачи специальной педагогики и психологии.

2. Предметные области специальной педагогики и психоло­гии.

3. Методы специальной педагогики и психологии.

4. Этапы становления системы специального образования в России.

5. Этапы становления системы специального образования за рубежом.

6. Принципы специального образования.

7. Методы обучения и воспитания в специальном образова­нии.

8. Формы организации специального образования.

9. Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

10. Дошкольная система специального образования.

11. Школьная система специального образования.

12. Степени интеллектуальной недостаточности. Классифика­ция олигофрении.

13. Психологические особенности детей с нарушением интел­лекта.

14. Дифференциальная диагностика нарушений развития.

15. Отграничение нарушений психического развития от сходных состояний.

16. Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебе­динский).

17. Виды психического инфантилизма (М. С. Певзнер, Г. Е. Су­харева, В. В. Ковалев).

18. Варианты ЗПР (К. С. Лебединская).

19. Нейропсихологическая характеристика ЗПР (И. Ф. Мар­ковская).

20. Отграничение ЗПР от умственной отсталости.

21. Особенности коррекционной работы с умственно отста­лыми детьми.

22. Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР.

23. Причины и виды речевых нарушений.

24. Психологические особенности детей с нарушениями речи.
Степени фиксированности на речевом дефекте (В. И. Селиверстов).

25. Особенности коррекционной работы в. образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи.

26. Причины и степени нарушений слуха.

27. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару­шениями слуха.

28. Система образовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

29. Причины и виды нарушения зрения.

30. Психолого-педагогические особенности детей с наруше­нием зрения.

31. Особенности коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.

32. Причины и виды нарушений опорно-двигательного аппа­рата.

33. Психологические особенности детей с нарушением ОДА.

34. Особенности коррекционной работы с детьми с наруше­нием ОДА.

35. Ранний детский аутизм: причины, характеристика, пути помощи.

36. Особенности детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

37. Коррекционная работа с детьми с нарушением эмоциональ­но-волевой сферы.

38. Психолого -педагогическая характеристика детей со слож­ными нарушениями.

39. Коррекционная работа с детьми со сложными наруше­ниями.

40. Интегрированное обучение как взаимодействие специального и общего образования. Формы интегрированного обучения.

41. Модели интеграции в общественном сознании.

42. Использование педагогических идей М. Монтессори в специальном образовании.

43. Использование педагогических идей Р. Штайнера в спе­циальном образовании.

44. Социокультурные основы специального образования.

45. Психологические основы специального образования.

46. Психолингвистические основы специального образования.

47. Экономические основы специального образования.

48. Философские основы специального образования.

49. Правовые основы специального образования.

50. Клинические основы специального образования.

51. Профессиональная ориентация и профессиональное обра­зование лиц с ограниченной трудоспособностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестовые задания по курсу «Специальная педагогика и психология».

ВАРИАНТ I.

1. Специальная педагогика является:

1) составной частью общей педагогики;

2) теорией и практикой специального образования лиц с от­клонениями в физическом и психическом развитии;

3) узкой сферой педагогики;

4) правильного ответа нет.

2. Специальные педагогические науки:

1) сурдопедагогика;

2) тифлопедагогика;

3) логопедия и олигофренопедагогика;

4) все ответы верны.

3. Объект специальной педагогики — это:

1) специальное образование лиц с особыми образовательны­ми
потребностями;

2) лица с ограниченным здоровьем;

3) лица с физическими и психическими недостатками;

4) правильного ответа нет.

4. Социализация — это:

1) процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
общественной жизни;

2) коммуникация;

3) освоение навыков социального общения;

4) правильного ответа нет.

5. Система — это философское понятие, обозначающее:

1) совокупность элементов, которые образуют единство;

2) рядом положенные предметы и явления;

3) аналитико-синтетическая деятельность;

4) правильного ответа нет

ВАРИАНТ II.

1. Видом речевой деятельности не является:

1) память;

2) говорение;

3) письмо;

4) все ответы правильны.

2. Педагогическая систематизация нарушений речи была создана:

1) Л. С. Выготским;

2) А. Н. Леонтьевым;

3) Р. Е. Левиной;

4) А. Р. Лурия;

3. Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения осуществляется:

1) в стационарах;

2) в логопедических детских садах и поликлиниках;

3) в группах для детей с тяжелым речевым недоразвитием;

4) правильного ответа нет.

4. В основе процесса чтения лежит принцип:

1) анализа;

2) синтеза;

3) ни тот ни другой;

4) тот и другой.

5. Какую роль играет строение артикуляционного аппарата для
формирования правильного произношения у детей?

1) основную

2) предрасполагающую

3) не играет роли

4) второстепенную

ВАРИАНТ III.

1. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют:

1) задержку психического развития;

2) пограничную умственную отсталость и деменцию;

3) олигофрению и деменцию;

4) правильного ответа нет.

2. Международная классификация умственной отсталости по степени тяжести:

1) легкая, дебильность, умеренная, идиотия;

2) легкая, умеренная, тяжелая, идиотия;

3) легкая, умеренная, тяжелая, грубая;

4) правильного ответа нет.

3. Легкие формы умственной отсталости встречаются:

1) чаще, чем тяжелые;

2) с той же частотой, что и тяжелые;

3) реже, чем тяжелые;

4) в разных группах населения по-разному;

4. Тяжелые формы умственной отсталости связаны в основном:

1) с неблагоприятной ситуацией развития;

2) с генными, хромосомными мутациями и средовыми биологическими факторами;

3) с заболеваниями матери во время беременности;

4) с алкоголизмом матери;

5) правильного ответа нет.

5. Олигофрения в степени имбецильности может быть охарактеризована как:

1) паранояльное развитие личности;

2) замедленный темп психической деятельности;

3) умение проникать в чужие мысли;

4) правильного ответа нет.

ВАРИАНТ IV.

1. Глухота — это:

1) стойкая потеря слуха;

2) снижение слуха;

3) частичное нарушение слуха;

4) правильного ответа нет.

2. Раннему детскому аутизму, преимущественно, свойственны:

1) слабость эмоциональных реакций по отношению к близ­ким;

2) отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими;

3) правильного ответа нет.

4)невротические расстройства

3. Тугоухость — это:

1) стойкое понижение слуха;

2) частичное понижение слуха;

3) правильного ответа нет.

4)отсутствие слухового восприятия

4. Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с :

1) нарушением слуха;

2) нарушением зрения;

3) нарушением эмоционально-волевой сферы;

4) правильного ответа нет.

5. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата веду­щим является:

1) недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функ­ций;

2) двигательный дефект;

3) все ответы правильны;

4) правильного ответа нет.

ВАРИАНТ V.

1. Интеграция в общество человека с особыми образователь­ными потребностями означает:

1) процесс и результат предоставления прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жиз­ни;

2) возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями;

3) все ответы правильны.

4)процесс объединения лиц с ограниченными возможностями

2. Одним из первых обосновал идею интегрированного обуче­ния:

1) Л. С. Выготский;

2) М. С. Певзнер;

3) М. Монтессори;

4) правильного ответа нет.

3. Средства обеспечения коррекционно-образовательного про­цесса в системе специального образования:

1) музыкальные средства;

2) изобразительные средства;

3) ручной труд;

4) все ответы верны.

4. Основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития существует:

1) восемь;

2) девять;

3) десять;

4) правильного ответа нет.

5. В государственно-общественную систему социально-педаго­гической помощи лицам с особыми потребностями входит:

1)государственный сектор;

2) муниципальный сектор;

3) негосударственный сектор;

4) все ответы верны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ.

Материалы для психолого-педагогического изучения учащих­ся 1—3-х классов (по материалам С. Д. Забрамной «От диагно­стики к развитию». М., 1998).

Программа изучения включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учащемся (фамилия, имя, дата рожде­ния, детские учреждения, в которых находился ребенок).

2. История развития (здоровье родителей, протекание бере­менности, родов, особенности раннего развития, заболевания и травмы с рождения до настоящего момента).

3. Семья ребенка (состав семьи, взаимоотношения между чле­нами семьи, профессии родителей, отношение к ребенку, усло­вия воспитания, режим дня ребенка).

4. Физическое состояние учащегося (изменения в физическом

развитии, нарушения движений, утомляемость).

5. Особенности познавательной деятельности (особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, любознатель­ность, следование инструкциям взрослого, организованность, уровень саморегуляции, способность к переносу знаний в новую ситуацию, отношение к отдельным учебным предметам, к замечаниям, оценке собственной деятельности).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы (степень возбудимости, преобладающее настроение, наличие аффектов, внуша­емость, способность к волевым усилиям, проявление отрицатель­ных черт).

7. Особенности личности (направленность личности, ответ­ственность, чувство долга, взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, самооценка, уровень притязаний, отношение к критике).

Й класс

Параметры изучения: знание последовательности чисел, уме­ние читать, записывать и сравнивать числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета; пересчитывает, зрительно соотнося число с соответствующим предметом). Соотнесение числа, количества и цифры. Состав числа. Степень овладения вычислительными операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудно­сти при вычислениях с переходом через разряд). Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохране­ние в памяти условия задачи; логичность рассуждений при реше­нии задач. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.

Задания для проверки:

1. Посчитать от единицы до какого-либо числа и обратно. Посчитать от заданного числа до другого заданного числа (от 9 до 5, от 12 до 19, от 9 до 15, от 7 до 2, от 13 до 18, от 21 до 16). Назвать «соседей» каждого из чисел: 18, 6, 15, 3, 19.

2. Счет предметов, обозначение количества предметов циф­рой (показать третий гриб, пятый стул, седьмой круг).

3. Угадай пример:__ =8, 10=___

4. Решить примеры: 2+9*21+63, 28+30, 16+2, 11-2, 4+60, 8+2, 1 + 16, 54+30.

5. Сравнить и поставить знаки: <,>,=.
80+10... 10+80 15-8...17-8
13-6... 13-7 I5...9+7

6. Поставить знак «+» или «-» так, чтобы выражения были верными:

14...21=35 60-14=46 67...40=27 16...24=40

7. Решить задачи.

На одной ветке висело 6 шишек, а на другой — 3 шишки. Сколько всего шишек было на елке?

У Иры было 18 открыток. 2 открытки она подарила подруге. Сколько открыток осталось у Иры?

Один рыбак поймал 7 рыб, а другой — на 4 рыбы больше. Сколько рыб поймал второй рыбак?

Маше 12 лет, а Лена на 3 года младше. Сколько лет Лене?

Девочки посадили 6 деревьев, мальчики — столько же. Сколь­ко всего деревьев посадили дети?

Булочка стоит 1 руб., а пирог — 2 руб. На сколько пирог до­роже будочки?

Купили 3 десятка яиц и разложили поровну в 2 коробки. Сколько яиц в каждой коробке?

Й класс

Параметры изучения: знание числового ряда. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности числового ряда. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотра­гиваясь до предмета; зрительно соотносит число с соответствую­щим предметом). Состав числа. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычисли­тельными операциями, умение выполнять устно четыре арифме­тических действия с числами в пределах 100, 1000 и письменно — в пределах 1000. Трудности в вычислениях при переходе через десяток. Решение задач в 1—2 действия. Понимание и удержание в памяти условия задачи. Умение составить план решения, по­ставить вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение прове­рить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — младше», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже — шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизве­стных компонентов сложения и вычитания. Определение време­ни по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «сле­ва — справа», «между». Умение сравнивать отрезки путем изме­рения, находить сумму длин всех сторон многоугольника.

Задания для проверки:

1. Посчитать от 64 до 72, от 31 до 25, от 53 до 48. Назвать «соседей» каждого из чисел: 28,61, 75, 99.

2. Сказать, не пересчитывая, где больше кружков, квадратов. Как сделать, чтобы их было поровну?

3. Сказать, сколько единиц в одном десятке, сотне.

4. Решить примеры: 48+7, 356+28, 300-42-2,49:7+341, 27-3-6, 27+3+6, 30-3-4, 118-2, 78:6-1, 600-10-7.

5. Решить задачи.

Маме 33 года, а бабушке 65 лет. На сколько лет бабушка стар­ше мамы?

Зимние ботинки стоят 95 руб., а тапочки — 20 руб. На сколь­ко рублей тапочки дешевле ботинок?

В классе 8 парт. За каждой партой сидят 2 ученика- Сколько всего учеников сидят за партами в этом классе?

Собрали 18 кг яблок. В две корзины положили по 4 кг яблок. Сколько килограммов яблок осталось?

В вазе лежало б слив. Оле и Саше разрешили взять только третью часть слив и разделить между собой поровну. Поскольку слив у каждого?

Когда съели 6 апельсинов, то осталось 2. Сколько всего было апельсинов?

Над морем летели 28 чаек и 8 гусей. Поставь вопрос к задаче.

В школу привезли 90 стульев. 1/3 часть стульев поставили в зале, 42 стула — в столовой, а остальные — в классе. Сколько стульев поставили в классе?

Из-за куста торчат 4 заячьих уха. Сколько зайцев за кустом?

Начертить два отрезка. Длина первого 6 см, а второй состав­ляет 1/3 первого. На сколько сантиметров второй отрезок коро­че первого?

6. Определить время по ласам.

7. Определить местоположение фигуры: справа, слева, внизу,
между, над.

Й класс

Параметры изучения: знание таблицы умножения, деления. Степень владения вычислительными операциями (устно — в пре­делах 100, письменно — в пределах 1000000). Умножение и деле­ние на однозначное, двузначное и трехзначное число. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навы­ка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выраже­ния. Знание названий компонентов действий. Умение решать за­дачи в два-три действия со всеми арифметическими операциями. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждения при решении задачи. Со­хранение в памяти условия задачи. Использование помощи в слу­чаях затруднений (какая мера помощи достаточна: организую­щая, разъясняющая, наводящие в" опросы). Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышле­ния,, знание единиц измерения. Умение распознавать и изобра­жать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерять длину сторон, вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата.

Задания для проверки:

1. Решить примеры: 45003-15361, 28007-15858,249028+178345, 256027+213473, 4607-205, 2105-304, 596370:193, 240372:396.

2. Определить порядок действий, найти значение выражений:
180-4-480:(800-796)

240:6+(Ю00-997)-120

3. Решить задачи:

На складе хранилось 5 т овощей. В первый день со склада вывезли 1236 кг овощей, во второй — в 2 раза больше, чем в пер­вый, а остальные овощи развезли поровну в четыре школы. Сколь­ко килограммов овощей завезли в каждую школу?

Грузовой автомобиль прошел за 3 часа 180 км, а легковая машина за это же время — 210 км. Какова скорость машин и на сколько одна из них шла быстрее другой?

За забором находились кролики и куры. Из-под забора вид­нелись 32 лапы (кроликов и кур). Сколько было кроликов и сколь­ко кур?

4. Определить время по часам.

5. Назвать и показать местоположение фигуры: между, справа, над, слева.

6. Вычислить площадь квадрата, если его периметр 16 см. Вычислить периметр прямоугольника, если его площадь 24 кв. см, а длина — 6 см.

Во время обследования важно обращать внимание на уровень обучаемости ребенка, использование предлагаемой помощи, спо­собность к переносу показанных действий на аналогичные зада­ния. Чем ниже умственные способности ребенка, тем менее эф­фективной оказывается помощь. Дети с ЗПР испытывают труд­ности при выполнении вычислений, решении задач, механически повторяют числовой ряд, принимают помощь, способны к пере­носу действий, заинтересованы в успешном выполнении задания, обращаются за помощью, уточняют инструкцию, критичны в оценках своей деятельности.

Й класс

Параметры изучения: овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное); умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные, согласные звуки, соотносить количест­во звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, де­лить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание боль­шой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Нахождение в предложениях слов, обозначающих то, о ком или о чем говорится в предложении.

Установление характера ошибок (пропуск букв, недописыва­ние слов, зеркальное письмо и др.). Выявление активного сло­варного запаса, грамматического оформления предложений (уме­ние отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам и т. д.).

Техника чтения (побуквенное, послоговое, беглое), соблюде­ние интонации и ударения в словах, понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи. Мера помо­щи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие во­просы и т. д.).

Задания для проверки:

1. Списать фразу: У Маши новые лыжи.

• Подчеркнуть согласные буквы в словах.

• Поставить ударения в словах.

• Разделить слова на слоги.

• Объяснить правописание выделенных орфограмм.

2. Написать под диктовку фразы: На столе лежит книга. На­ стали холодные деньки. Лодка села на мель.

• Назвать гласные звуки в словах первого предложения.

• Проверить написание безударных гласных в словах.

• Подчеркнуть слова, обозначающие предметы, одной чертой, а действия — двумя чертами.

• Объяснить правописание указанных орфограмм.

• Назвать количество букв и звуков в словах: «стол», «деньки», «мель».

• Определить количество слогов в слове «книга».

3. Назвать слова, противоположные по значению.
Большой—....

Низкий —....

Широкий — ....

Веселый — ....

Красивый — ....

Добрый — ....

4. Закончить предложения.
Витя идет ....

Маша рисует ....

Зимой всегда ...

Ребята сажают ....

5. Вставить пропущенные слова.

Весело (что делают?) чижи.

Солнце (что делает?) сильно.

В саду расцвел (какой?) мак.

(Какой?) василек растет (где?).

6. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Маленький Саша

Саша утром проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?

Й класс

Параметры изучения: знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно пи­сать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы, производить фонетический разбор (выделять/ударные и безудар­ные слоги, называть гласные, определять глухие, звонкие, твер­дые, мягкие согласные, соотносить количество звуков и букв). Правописание слов с разделительными мягким и твердым знака­ми. Подбор однокоренных слов при проверке безударных глас­ных. Составление предложения по опорным словам.

Чтение вслух и про себя. Техника чтения. Интонация. Пони­мание общего смысла, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать содержание текста. Понимание иносказатель­ного и скрытого смысла текстов.

Задания для проверки:

1. Написать под диктовку фразы и объяснить выделенные ор­фограммы.

2. Бабушка Дарья вязала шерстяные чулки. Снег растаял. Журчат веселые ручьи. Появилась травка, зазеленела березка

3. Разобрать по составу слова: прилетели; зазеленели; самолет.

4. Подобрать однокоренные слова к слову сад.

5. Разобрать по членам предложения.
Греет весеннее солнце.

Легкий туман стоит над лесом.

5. Вставить пропущенные слова.
Утром мама (… ) на работу.
Вечером Лена (… ) книгу.
Слышится (… ) песня жаворонка.
Начал лить сильный (… ).

6. Составить и написать предложения по опорным словам.
Саша, река, лето, мяч, деревня.

Маша, санки, гора, зима.

7. Закончить предложения.
Лимон кислый, а яблоко

Дорога широкая, а тропинка

Пух легкий, а кирпич_

8. Написать к существительным как можно больше

прилага­тельных (арбуз ..., платье ...

Наши рекомендации