Ствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый.
|
|
|
вижения лидеров ит. п. Все эти групповые процессы оказыва- ют сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности ипрофессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать за- кономерности групповых процессов, оказывать благотворное воз- действие на становление студенческого коллектива и уметь ис- пользовать влияние группы в воспитательных целях.
|
|
|
|
Схема 10
|
|
(ведущая роль руководителя)
1 стадия
изменение места человека в может происходить неоднократно
ориентировка в ситуации, адаптация, притирка (общение по парам) - складываются межличностные отношения
ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
2 стадия — формирования групповых норм, становление группового самосознания
3 стадия - стадия конфликтов (столкновение между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, возможны конфликты
с руководителем и официальным активом группы)
4 стадия - переходная от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы, стабилизация распределения ролей, лидерства)
5 стадия — экспериментирования - появляется сложившаяся группа - чувство «мы», постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели, но группа работает «рывками»:
6 стадия — опыт успешного решения проблем (преобладает деловая структура отношений) ЭТАП СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
7 стадия — эмоциональное сплочение - (личные взаимодействия становятся очень тесными, доброжелательные отношения, эмоциональное сопереживание)
8 стадия - актуализация - (деловое, эмоциональное и ценностное сплочение, близость мнений, ценностное единство, способность к самоуправлению, способность к эффективному разрешению проблем и расхождений)
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ подход к этапам ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
Параметры:
— нравственная направленность группы (цели, мотивы, ценностные ориентации группы)
— организационное единство
|
Этапы развития
— номинальная группа
- группа-ассоциация (контуры групповой структуры намечаются, появляются группы приятелей)
— группа-конгломерат (добровольное времен- ное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства)
- группа-кооперация (успешно действует ор- ганизационная структура группы, межличност- ные отношения носят деловой характер, высокий уровень групповой компетентности)
КОЛЛЕКТИВ
— открыт для взаимодействия с внешним миром, объединен целями совместной общественно полезной деятельности, переплетением
или КОРПОРАЦИЯ
- группа объединена только внутренними целями, групповым эгоизмом, стремится осуществить свои цели любым путем, за счет других
формально-деловых и неформальных
межличностных взаимоотношений между членами группы
групп, изолирована от более широкой социальной общности
Символическое сравнение:
«песчаная россыпь» — «мягкая глина» - «мерцающий маяк» - «алый парус» -
«горящий факел»
|
|
|
|
|
|
|
Критериями уровня развити я коллектив а в студенческих группах являются следующие:
|
|
нов отмечал, что группа только тогда становится коллекти- вом, когда ее цели вынесены за рамки более широкой соци- альной общности и когда цели группы подчиняются целям этой широкой социальной общности. Социальная направлен- ность студенческой группы может быть характеризована та- кими психологическими феноменами, ка к сознательное от- ношение к общественно полезным делам, активное участие в них, сознательное отношение к общественно-политическим ме- роприятиям, стремление совершенствовать политические зна- ния, оценка поступков членов группы с точки зрения обще- ственных норм;
|
|
|
ляющихся в первую очередь субъектам учебной деятельнос-
|
ти, можно выделить отношение к учению, отношение к про- фессии, к участию в общественной жизни группы, к взаимо- отношениям в группе и к тенденциям своего собственного лич- ностного развития, которое осуществляется в условиях ака- демической группы;
|
— самоорганизация , самоуправление ка к способность группы самостоятельно организовывать совместную деятельность на достижение общегрупповых целей.
|
ным и полным принятием создаваемых в коллективе отноше- ний. Вторую группу образуют студенты, которые избиратель- но «принимают условия» коллектива в одном виде деятельности, например в учебной, и не принимают в других, например, в сфере труда, быта, общественной работе, где они остаются изо- лированными одиночками. В третью группу входят студенты, которые не принимают и не проявляют коллективной направ- ленности ни в одном виде деятельности.
|
норм, истоки которых лежат в групповом сознании, первона- чально функционирующем в виде коллективного общественно- го мнения, составляют совокупность внутригрупповых процес- сов коллективообразования. Процесс формирования коллектив- ного группового сознания составляет один из аспектов данной проблемы. Вначале оно существует как коллективное обществен- ное мнение, отражая общность взглядов, оценок и суждений по основным аспектам жизнедеятельности группы. По мере станов- ления коллектива процесс формирования группового сознания проходит несколько стадий: отсутствие общности взглядов; воз- никновение общности взглядов; процесс идентификации лич- ности с группой (принятие точки зрения группы); образование групповых ценностей, норм и традиций как регуляторов инди- видуального и группового поведения, процессов коллективооб-
Процессы коллективообразования особенно динамично проте- кают в условиях временных студенческих объединений за рам-
ками учебного процесса, например, в спортивных студенческих командах, строительных отрядах, лагерях, сельскохозяйствен- ных и других отрядах. Работа в них является мощным факто- ром формирования коллектива, сказываясь на характере позна- вательной учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
Психологические особенности студенческого коллектива оп- ределяется следующими подструктурами:
|
|
|
Коллективная групповая учебная работа возможна,
Схема11
общая познавательная задача решается общими усилиями студенческой группы;
каждая микрогруппа получает задание, являющееся составной частью
общегрупповой задачи;
каждая микрогруппа в зависимости от количества членов и уровня их под- готовки получает задания определенной степени трудности. С зада- нием должны ознакомиться все члены группы, каждый приступает к реше- нию и должен сообщить свой результат: если результат совпал с резуль- татами остальных, группа переходит к решению следующей задачи, если не совпал, группа приступает к обсуждению;
|
|
нитарного цикла групповую работу можно использовать при изложении нового материала, носящего проблемный характер;
|
|
|
|
|
задания группе с учетом уроаня подготовки ее членов;
при комплектовании групп необходимо учитывать взаимоотношения сту- дентов: в одну группу не включать студентов, которые взаимно отвергают друг друга; студентов малопопулярных, неуважаемых направлять в такие группы, в которых отношение к ним было бы нейтральным;
нужно в каждой группе выделять «ответственного руководителя», кото- рый руководит работой группы, процессом обмена и обсуждения информа- ции. Выбор «руководителя» полезно предоставлять самой группе, возмож- но наличие «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе; необходимо изучить и учитывать характер межличностных отношений между студентами для правильного комплектования групп;
|
для организации рабочего места используют легкие столики, которые сдви- гаются так, чтобь! могли вместе работать 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
|
— подструктура эффективности коллективной деятельности —
|
|
|
опыт общественной и производственной работы, устанавливают типичные трудности адаптации к первым месяцам пребывания в новой учебной, бытовой, социальной среде.
Основными методами изучения коллектива студенческой группы является беседа с коллективом или отдельными студен- тами с целью выявления мнений, настроений, отношений к со- бытиям; метод наблюдения за деятельностью студентов в раз- личных учебных, бытовых и межличностных ситуациях; рей- тинг (сбор и анализ экспертных оценок), анкетирование, метод социометрии.
К числу наиболее важных факторов формирования студен- ческого коллектива следует отнести:
— создание предпосылок для сплочения, согласованности инди- видуальных и коллективных целей путем разъяснения соци- альных Ценностей учения как подготовки к профессиональ- ному труду;
|
|
среди разнообразных видов деятельности принадлежит тем,
которые ориентированы на будущую профессиональную дея- тельность и способствуют овладению профессиональным мас- терством (коллективное проигрывание возможных вариантов будущих профессиональных действий, участие в исследова- тельских проектах);
|
щего сплочение коллектива, предупреждающего внутригруп- повые конфликты, преодолевающего разобщенность и отчуж- денность в отношениях между студентами.
В целом формирование коллектива требует проведения сле- дующих мероприятий:
|
— создание социально-ценностного единства путем разъяснения задач учебы, ее значения и будущих перспективах професси- ональной деятельности, стимулирование работы актива по спло- чению группы;
|
|
|
Таким образом, проблема социально-психологических пред- посылок эффективности деятельности студенческого коллекти- ва является весьма многогранной и сложной. Она требует к себе пристального внимания ка к в периоды поступления студентов в образовательные учреждения профессионального образования, так и в процессе организации процесса обучения. Социально-психо- логические аспекты воспитания и обучения и их учет в постро- ении образовательного процесса обеспечивают решение задач, стоящих перед профессиональным образованием.
8.12. Педагогическое общение
Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим как форме взаимодействия человека с другими людьми, вклю- чающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — совокупность средств и мето- дов, обеспечивающих реализаци ю целей и задач воспитани я
|
|
Исследования в области педагогической психологии показы-
вают, что значительная часть педагогических трудностей обус- ловлена не столько недостатками научной и методической под- готовки преподавателей, сколько деформацией сферы профес- сионально-педагогического
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуни- кативной культуры. Для установления положительных взаимо- отношений со студентами преподаватель должен проявлять доб- рожелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показы- вают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включае- мость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают соб- ственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.
|
|
всего обучения в целом.
Процесс общения преподавателя со студентами может скла- дываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, сла- женность выполнения учебной деятельности, развитие способ- ности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад , отчуж- денность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного результата общения и взаимо- действия связано с накоплением и правильным обобщением ин- формации друг о друге, зависит от уровня развития коммуни- кативных умений педагога, его способности к эмпатии и реф- лексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению
«раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему со-
|
Стили педагогического общения
Можно выделить шесть основных стилей руководства препо- давателем учащихся:
— автократический (самовластный стиль руководства), ког- да преподаватель осуществляет единоличное управление кол- лективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгля- ды и критически е замечания , педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жест- кий контроль за их исполнением;
— авторитарный (властный) стиль руководства допускает воз- можность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими ус- тановками;
— демократический стиль предполагает внимание и учет препо- давателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
|
— попустительский, конформный стиль проявляется в том слу- чае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
— непоследовательный, алогичны й стиль — преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоци- онального состояния осуществляет любой из названных сти- лей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативнос- ти системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
|
|
|
пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении сти- мулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
|
|
|
что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4. Общение-устрашение — негативная форма общения, ан- тигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
|
давателей, стремящихся к. популярности. Такое общение обес- печивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочета- ние стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один
|
Из числа разработанных в последние годы за рубежом клас- сификаций стилей педагогического общения интересной пред- ставляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М.
Модель I — «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на заняти- ях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учеб- ном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся уси- ливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
|
|
|
|
Модель V — «Менеджер». Стиль, получивший распростра- нение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуж-
49 1
дению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качествен- ному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI — «Тренер». Атмосфера общения в классе прони- зана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важе