Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
Учебная ситуация
?
в знаниях, не думая о своих обязанностях перед обществом. Вот почему учебно-познавательная мотивация всегда должна быть подчинена социальной. В конечном итоге ученик должен стре- миться к познанию, чтобы быть полезным обществу.
3.2. Учебные задачи и учебные действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко опре- делена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными по- нятиями, положениями имеются несогласованность, противоре- чие, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобра- зования, согласования.
В трактовке Л. М. Фридмана любая задача состоит из одних и тех же частей: 1) предметная область — класс фиксирован- ных обозначенных объектов, о которых идет речь; 2) отношения, которые связыЕают эти объекты; 3) требование задачи — указа- ние о цели решения задачи, то, что необходимо установить в
7 1
|
ет актуализации многих теоретических знаний, известных спо- собов и приемов и создания новых для данной ситуации. При этом накапливается определенный опыт применения знаний, что способствует развитию приемов логического поиска и в свою очередь развивает исследовательские способности учащегося. С понятием способа решения задачи А.Г. Балл связывает понятие процесса решения, отмечая, что при описании решения учиты- ваются не только операции решателя сами по себе, но также временные и энергетические затраты на их осуществление.
Средства решения могут быть материальными (инструменты, машины), материализованными (тексты, схемы, формулы) и иде- альными (знания, которые привлекаются решателем). В учеб- ной задаче могут быть использованы все средства, но идеальные в вербальной форме являются ведущими.
Учебная задача является средством достижения учебных це- лей — усвоение определенного способа действия. Для достиже- ния какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место. В учебной деятельно- сти одна и та же цель требует решения ряда задач, а одна и та же задача может служить для достижения нескольких целей.
«При конструировании системы задач надо стремиться, что- бы она обеспечивала достижение не только ближайших учеб- ных целей, но и отдаленных» (Е.И. Машбиц).
По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика.
Е.И. Машбиц сформулировал основные требования к проек- тированию учебных задач:
— учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учеб- ной деятельности;
|
ная ситуация может быть конфликтной (межличностная кон-
фликтная ситуация препятствует обучению) и а по содержанию — проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопросов: «почему?», «как?»,
«в чем причина, связь этих явлений?»
Задача возникает здесь как следствие проблемной ситуации: в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерас- ти в задачу.
|
Проблемные ситуации могут различаться степенью самой про- блемности. Высшая степень проблемности присуща такой учеб- ной ситуации, в которой человек: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) сам находит ее решение; 3) решает и 4) самоконтро- лирует правильность этого решения
Чтобы учащиеся осознанно выполняли и контролировали свои действия, решая учебные задачи, они должны иметь четкие пред- ставления о задаче, ее структуре, средствах решения. Такие све- дения они должны получать в виде стройной системы ориенти- ровки от учителя.