Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают впроцессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как прави- ло, разрешаются тут же . Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
|
тоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Вы-
|
|
|
проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Проектирование педагогических систем, процессов ил и си- туаций — сложна я многоступенчатая деятельность. Эта дея- тельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она ка к ряд последовательно следующих друг за другом этапов, прибли- жая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (сту- пени) проектирования:
Моделирование
Проектирование
II этап
Конструирование
III этап
Педагогическое моделирование (создание модели) — это раз- работка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) — даль- нейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейша я детализаци я созданного проекта, прибли- жающа я его дл я использования в конкретны х условиях ре- альным и участниками воспитательных отношений.
Дадим краткую характеристику этапам педагогического про- ектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы зна- ем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. В результа- те педагог мысленно создает свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Дан- ная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.
|
Третий этап проектирования — это конструирование. Кон- струирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Констру-
ирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.
Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Концепция — это одна из форм проектирования, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на ре- зультатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обоб- щенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конст- руктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концеп- ция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, кото- рые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
|
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ори- ентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций, является главным.
Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих вос- питанников.
Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, кон- структов, умейте отступить, заменить их другими.
Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.
При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведе- ние, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процес- сов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающие достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, что- бы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильствен- ное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством ме-
тодов, средств, форм, атакже разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться