ТИПЫ и ВИДЫ НАУЧЕНИЯ в зависимости от того, каков их нервный механизм
Таблииа J
Выработка
РЕАКТИВНЫХ ФОРМ поведения
Выработка
|
Мозг пассивно воспринимает внешние воздей- ствия и это приводит:
1) к изменению существующих связей:
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — усиление реакции
Образуется, когда индивид активно осуществ- ляет какие-то действия (случайные) и в зави- симости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается;
1. Происходит оценка ситуации, использует- ся прошлый
|
|
после многократного повторения раздражи-
ЗАКОН ЭФФЕКТА — связь между стимулом ЛАТЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ на основе вы-
теля;
ПРИВЫКАНИЕ — ослабление
ТОРНЫХ реакций;
2) к формированию новых нервных путей ус- ловных рефлексов (УР).
Условные рефлексы образуются, если безус- ловный стимул (БС) связывается с индиффе- рентным стимулом (ИС) и ИС начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию:
и реакцией укрепляется при положительном
|
[Подкрепление
ТРИ разновидности:
1) научение методом ПРОБ И ОШИБОК:
работки когнитивных карт;
• освоение сложных двигательных СЕНСО- МОТОРНЫХ НАВЫКОВ на основе КОГ- НИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ;
научение путем ИНСАЙТА (озарения); научение путем РАССУЖДЕНИЙ; научение ПЕРЦЕПТИВНОЕ;
• научение КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ.
|
+ ИС
— совершает попытки действий: если случай- Базируются на работе высших психических
ное действие приводит к желательным по- функций: памяти, мышления, восприятия. Все
следствиям, вероятность его повторения воз- сигналы от окружающей среды обрабатывают-
Возможны:
растает;
ся мозгом, формируются КОГНИТИВНЫЕ
УГАСАНИЕ — постепенное прекращение по- — отказывается от неэффективных действий, КАРТЫ в мозгу, отражающие значение раз-
веденческой реакции, если за ней не следует
находит решение;
личных стимулов, существующих между ними
безусловный стимул или подкрепление;
|
или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ — реакцию вызывает лю-
2) научение путем ФОРМИРОВАНИЯ РЕАК- связей, с помощью которых организм опреде- ЦИИ — поэтапное формирование нужно- ляет, какие реакции будут наиболее адекват- го поведения, подкрепляя каждое действие, ны в какой-то новой ситуации приближающееся к желаемому результату;
3) научение путем НАБЛЮДЕНИЯ И ПОД- РАЖАНИЯ МОДЕЛИ:
бой стимул, сходный с условным, реакция воз- а) подражание — воспроизведение действий
никает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление
модели, не всегда понимая их значение;
б) ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — усвоение и понимание последствий действий
о
|
|
|
|
|
Окончание табл. 1
|
ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕ- НИЕ на основе вы-ра- карт | Выработка двигатель- ных СЕНСОМОТОР- НЫХ НАВЫКОВ на основе КОГНИТИВ- НЫХ СТРАТЕГИЙ | Научение путем ИН- озарения (решение приходит спонтанно) | Научение путем СУЖДЕНИЙ | ПЕРЦЕПТИВНОЕ научение | КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ научение |
Когнитивные карты отражают значения стимулов и существу- ющие между ними свя- зи | Выделяют стадии: - — выработка ТИВНЫХ СТРАТЕ- ГИЙ — строгой по- следовательности действий, движе- ний, их программи- рование в зависимо- сти от желаемого ре- зультата; - АССОЦИАТИВНАЯ стадия — постепен- ное улучшение коор- динации и интегра- ции различных эле- ментов навыков; -АВТОНОМНАЯ ста- дия — навык стано- вится автоматиче- ским, без ошибок | Определенная мация, имеющаяся в памяти, как бы объе- диняется и использу- ется в новой ситуации + синтез с той инфор- мацией, которой рас- полагает индивид при решении проблемы. Решение проблемы происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассужде- ний | На основе мыслитель- ных процессов ана- лиза, синтеза, сравне- ния, логических суждений находится решение | Изменение восприятия какого-либо объекта в резуль-тате предше- ствующих восприятий этого же объекта. Выдвигает гипотезы: к какой категории можно отнести вос- принимаемое с наи- большей вероятнос- тью | Формирование ПО- НЯТИЙ на основе АБ- СТРАГИРОВАНИЯ — поиск черт сходства между двумя объек- тами ОБОБЩЕНИЯ — под- ведение под понятие новых предметов, име- ющих общее свойство с предметами, послу- жившими для выра- ботки данного поня- тия |
|
3лет.
Критический период для обучения иностранным языкам —
от 3 до 5—6 лет.
|
|
|
Сензитивный период для формирования профессионального мышления — 20—25 лет.