Принципы формирования системы обучения в организации

Отечественный и зарубежный опыт [16,19,7,2] сформировал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.

Теория специализированного обучения в современных условиях нацелена на настоящий момент или недалекое будущее. Она имеет непосредственное отношение к конкретному рабочему месту. Такая теория образовательной деятельности проявляет эффективность лишь в краткосрочной перспективе, но, конечно же, по мнению работников, содействует в удержании рабочего места, и так же поддерживает чувство собственного достоинства [8].

Теория многопрофильного обучения становится наиболее эффективной со стороны экономики. Это связано с тем, что эта концепция способна повышать внутриорганизационную мобильность сотрудника. Но все же последний факт несет определенный риск для компании, в которой работает сотрудник, так как работник имеет право выбора и поэтому он находится в меньшей зависимости от определенного рабочего места [4].

Основной целью теории образовательной деятельности, ориентированной на личность, является процесс развития определенных качеств человеческого потенциала, которые основаны природой и приобретены в ходе практической деятельности. Данная концепция касается непосредственно персонала, который склонен к какой-либо научной деятельности и исследованиям, имеющий талант педагога, руководителя и т.п. [11].

Итак, предмет обучения представляет собой: знания – методические, практические и теоретические, которые важны работнику для осуществления своих непосредственных обязательств на рабочем месте; умения – возможность исполнять обязанности, которые зафиксированы за работником на определенном рабочем месте; навыки – одна из наиболее высочайших уровней умения использовать приобретённые знания в практической деятельности, навыки представляют собой такую степень освоения трудовой деятельности, когда происходит выработка сознательного самоконтроля; способы поведения – характер жизнедеятельности человека, систематизация действий и поведения в ходе коммуникативной деятельности с окружающей средой, формирование типа поведения, который соответствует требованиям, представляемым рабочим местом, социальные взаимоотношения, уровень коммуникабельности.

Характеристика типов обучения изображена в таблице 1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения [20].

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассказывать дифференцированно, т.е. по основным целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы можно более качественно составить программу и концепцию основного профессионального обучения для конкретного работника и конкретной должности. Для отдельных групп выделяют главные и значимые задачи, которые более подробно и наглядно представлены в таблице 2.

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора виды обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой – внушительные расходы.

Таблица 1 – Характеристика видов обучения кадров

Виды обучения Характеристика видов обучения
1. Профессиональная подготовка персонала Освоение умений, знаний, навыков и обучение моделям общения, которые направлены на осуществление конкретных производственных заданий. Данная разработка будет считаться оконченной в том случае, если уже присвоена квалификация для реализации конкретной деятельности.
1.1 Профессиональное начальное обучение Развитие умений, знаний, навыков и методов общения как основы для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности (например, обучение бакалавров)
1.2 Профессиональное специализированное образование Создана для освоения особой профессиональной квалификации. Углубленное освоение знаний и умений с целью усвоения конкретных профессий (например, магистр, специалист)

Продолжение таблицы 1

2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) Расширение области навыков, знаний и умений с целью доведения их согласно современным требованиям производства, а также для способствования повышения профессионального роста (обучаются занятые в производстве)
2.1 Совершенствование профессиональных знаний и способностей   Соотношение знаний и умений согласно определенным временным рамкам, уровня актуальности и углубленности. Обучение проходят специалисты (горизонтальная мобильность)
2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе Осуществление подготовительной деятельности к выполнению улучшения качественных характеристик высоких задач. Обучаются в основном руководители (вертикальная мобильность)
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) Освоение умений, знаний, навыков и усвоение методов обучения для осуществления подготовки к новой профессии или другой профессиональной занятости


Таблица 2 – Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа Главные задачи обучения
1. Учащаяся молодежь Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа – производство)
2. Специалисты с опытом работы Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности
3. Руководители с опытом работы Отработка проведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.д.

Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко поддаются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В контент этому внутриорганизационное обучение квалифицированного персонала происходит, в основном, грамотными преподавателями в огромных рамках своего опыта, все же потребности организации при этом в недостаточной мере предусматриваются.

Наши рекомендации