Принципы формирования системы обучения в организации
Отечественный и зарубежный опыт [16,19,7,2] сформировал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.
Теория специализированного обучения в современных условиях нацелена на настоящий момент или недалекое будущее. Она имеет непосредственное отношение к конкретному рабочему месту. Такая теория образовательной деятельности проявляет эффективность лишь в краткосрочной перспективе, но, конечно же, по мнению работников, содействует в удержании рабочего места, и так же поддерживает чувство собственного достоинства [8].
Теория многопрофильного обучения становится наиболее эффективной со стороны экономики. Это связано с тем, что эта концепция способна повышать внутриорганизационную мобильность сотрудника. Но все же последний факт несет определенный риск для компании, в которой работает сотрудник, так как работник имеет право выбора и поэтому он находится в меньшей зависимости от определенного рабочего места [4].
Основной целью теории образовательной деятельности, ориентированной на личность, является процесс развития определенных качеств человеческого потенциала, которые основаны природой и приобретены в ходе практической деятельности. Данная концепция касается непосредственно персонала, который склонен к какой-либо научной деятельности и исследованиям, имеющий талант педагога, руководителя и т.п. [11].
Итак, предмет обучения представляет собой: знания – методические, практические и теоретические, которые важны работнику для осуществления своих непосредственных обязательств на рабочем месте; умения – возможность исполнять обязанности, которые зафиксированы за работником на определенном рабочем месте; навыки – одна из наиболее высочайших уровней умения использовать приобретённые знания в практической деятельности, навыки представляют собой такую степень освоения трудовой деятельности, когда происходит выработка сознательного самоконтроля; способы поведения – характер жизнедеятельности человека, систематизация действий и поведения в ходе коммуникативной деятельности с окружающей средой, формирование типа поведения, который соответствует требованиям, представляемым рабочим местом, социальные взаимоотношения, уровень коммуникабельности.
Характеристика типов обучения изображена в таблице 1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения [20].
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассказывать дифференцированно, т.е. по основным целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы можно более качественно составить программу и концепцию основного профессионального обучения для конкретного работника и конкретной должности. Для отдельных групп выделяют главные и значимые задачи, которые более подробно и наглядно представлены в таблице 2.
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора виды обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой – внушительные расходы.
Таблица 1 – Характеристика видов обучения кадров
Виды обучения | Характеристика видов обучения |
1. Профессиональная подготовка персонала | Освоение умений, знаний, навыков и обучение моделям общения, которые направлены на осуществление конкретных производственных заданий. Данная разработка будет считаться оконченной в том случае, если уже присвоена квалификация для реализации конкретной деятельности. |
1.1 Профессиональное начальное обучение | Развитие умений, знаний, навыков и методов общения как основы для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности (например, обучение бакалавров) |
1.2 Профессиональное специализированное образование | Создана для освоения особой профессиональной квалификации. Углубленное освоение знаний и умений с целью усвоения конкретных профессий (например, магистр, специалист) |
Продолжение таблицы 1
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) | Расширение области навыков, знаний и умений с целью доведения их согласно современным требованиям производства, а также для способствования повышения профессионального роста (обучаются занятые в производстве) |
2.1 Совершенствование профессиональных знаний и способностей | Соотношение знаний и умений согласно определенным временным рамкам, уровня актуальности и углубленности. Обучение проходят специалисты (горизонтальная мобильность) |
2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе | Осуществление подготовительной деятельности к выполнению улучшения качественных характеристик высоких задач. Обучаются в основном руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) | Освоение умений, знаний, навыков и усвоение методов обучения для осуществления подготовки к новой профессии или другой профессиональной занятости |
Таблица 2 – Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа | Главные задачи обучения |
1. Учащаяся молодежь | Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа – производство) |
2. Специалисты с опытом работы | Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности |
3. Руководители с опытом работы | Отработка проведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.д. |
Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко поддаются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. В контент этому внутриорганизационное обучение квалифицированного персонала происходит, в основном, грамотными преподавателями в огромных рамках своего опыта, все же потребности организации при этом в недостаточной мере предусматриваются.