Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.
Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.
Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.
Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.
Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.
При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.
Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.
При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.
Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.
Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.
Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.
Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.
Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.
Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.
Это обусловливается рядом причин:
ростом монастырского и церковного призрения,
ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.
Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.
К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.
В целом можно отметить, что в России в XVIII в.,
во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учебно-воспитательных учреждений,
во-вторых, были сформулированы ценные идеи, о социальном воспитании граждан,
в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и молодежи.
Вопрос №20 Государственная, частная, приходская благотворительность в Российской империи в конце XIX века. Вопрос №21 Деятельность благотворительных обществ и союзов в социальной сфере в России в XIX веке.
16 мая 1802 года император Александр I учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения, и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут».
В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей.
В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Впоследствии, при Николае II, в состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений.
Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества» были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения.
Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.
В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных.
В 60-х годах, едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.
В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке.
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.
В 1838 году в Москве создан «Комитет о просящих милостыню». В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы.
Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню.
«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.
Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.
Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.
Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.
Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.
Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.
При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.
Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.
При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.
Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.
Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.
Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.
Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.
Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.
Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.
Это обусловливается рядом причин:
ростом монастырского и церковного призрения,
ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.
Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.
К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.