Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей.
В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания. Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:
1) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка;
2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;
3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей;
4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу;
5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;
б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.
Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей
На современном этапе выделяются важные направления в семейном воспитании детей:
1) получение детьми качественного образования.
2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций.
3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни.
4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т.д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей.
5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания.
6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:
- защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению равных прав, запрету дискриминации и националистических проявлений;
-пониманию и использованию гуманных методов и средств родительского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни. на основе
Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.
28. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств1.Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами; 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.
В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, а в 1966 г. Международные пакты о правах человека. В Декларации и пактах был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка. В ее Преамбуле отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, 27 июля 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая для Беларуси вступила в силу 31 октября 1990 г. Присоединившись к Конвенции, республика тем самым приняла на себя международные обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с Конвенцией. В 1991 г. было принято несколько нормативных актов, имеющих прямое отношение к правам ребенка. Верховным Советом РБ были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", а также две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС" и комплексная целевая программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991—1995 гг.". 19 ноября 1993 г. Республика Беларусь приняла Закон о правах ребенка. Закон, состоящий из 35 статей, закрепил правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, а также определил принципы государственной политики в отношении ребенка, права и обязанности ребенка, обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства. Права ребенка были закреплены и на конституционном уровне.