Сущность индивидуального подхода к ребенку. Условия и этапы его осуществления
Индивидуальный подход-осуществление пед процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Условия:
1.обогатить окруж среду
2.благоприятн дружеств.атмосфера
3.не сдерживать инициативу
Этапы:
1.установление «интимного» контакта, изучение особенностей реб-ка
2.анализ инф-ции, выводы, акцентир-ние внимания о самом важном
3.педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности
4.реализация намеченных целей
14. содержание социально-нравственного воспитания дошкольника
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:
- методы формирования навыков и привычек поведения (приучение, упражнение, пример взрослых или других детей, наблюдение, показ действия, организация воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер, игра);
- методы формирований нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод убеждения);
- методы коррекции поведения (поощрение, наказание).
Своеобразие детской субкультуры
Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, детском фольклоре, детском «правовом кодексе», детском юморе, словесном творчестве и т. п. Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства.
В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок — изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и самоутверждения в ней. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: развитие способностей, творческой индивидуальности, интересов, склонностей, самостоятельности, инициативности детей. Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалог двух культур — мира взрослых и мира детей — предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть. Условиями диалогичности педагогической деятельности являются:
— уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
— создание условий для развития его индивидуальности, творческой самобытности;
— учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.
Функции педагога
Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:
— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
— осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;
— участие в педагогическом просвещении родителей;
— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;
— самообразование педагога;
— участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е. А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую (охрана и укрепление здоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую); коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.
17.современная система дошкольного образования
Система ДО включает: -многофункц сеть учреждений ;-систему непрерывного образования педагогов;- соответствие структуры научно-метод учреждений;-органы управления и контроля качества ДО. УДО по видам(гос,частные); по типам (ясли,д/c,ясли-сад,школа-сад,ДЦРР,дет дом) по профилю работы с детьми(общего назначения,с углубленной направленностью по уходу и досмотру, оздоровительной и компенсирующей направленностью).
Психологическая служба-цель обеспеч условий, способ-щих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Социальная служба- цель создать условия для полноценной социализации ,развития и воспитания ребенка в сфере ближайшего окружения. Служба управления –управление УДО осущ-ся заведующими совместно с пед советом. В службу упр-ния входит также спец-ты район отделов образ-ния спорта и туризма управления образования. Высшим органом в системе ДО-отдел ДО МО РБ(давидович альбина леонидовна). Научно-исследовательскую и мотод фун-ции в системе ДО выполняют: АПО. Нац институт образ-ия, город и обл институты развиития образ, ВУЗы
18.образовательные стандарты дошкольного образования в РБ
Настоящие образовательные стандарты дошкольного образования (далее – образовательные стандарты) устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.
Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:
- республиканскими органами государственного управления;
- местными исполнительными и распорядительными органами;
- учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее – дошкольные учреждения);
29.12.2012 на основании Кодекса. Состоят из 7 разделов. Задачи:1.обеспечитть оптимальную степень упорядочения,структуры , содержания ДО, его рез-ов 2. Преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования 3. Регулир-ние взаимоот-ний участников пед процесса в достижении целей ДО, повышении его качества. Показатели воспит-ния, обучения, развития ребенка от 5 до 7 лет
Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
19. учреждения ДО разных видов, их характеристика
Виды: ясли (2м-3года),я/c, д/c, санаторный д/c, санат я/c, ДЦРР.
Типы: детский сад-школа (на базе д с или школы);
Сезонная игровая площадка (3-4 сменный режим работы); спец УДО; детский дом;д/cс углубленным направлением в работес(ПРОГИМНАЗИЯ); семейный дет дом (3-10 детей)
С учетом пожелания родителей по решению Совета народных депутатов в дошкольном учреждении, на хозрасчетных началах или на условиях самоокупаемости могут создаваться группы кратковременного пребывания детей е продолжительностью работы меньше б часов; группы, в которых родители могут оставить детей на 1-2 часа; прогулочные группы, группы по подготовке детей к школе; физкультурно-оздоровительные группы; группы музыкально-эстетического и художественного воспитания, с изучением иностранного языка и другие.