Разработка новых подходов к обучению и воспитанию в зарубежной педагогической практике XIX века. Деятельность И.Ф. Гербарта, Ф.В.А. Дистервега, Р. Оуэна.
В своих работах «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и других Гербарт отстаивал статус педагогики как самостоятельной науки, которая с помощью философии определяет воспитательные цели, а при содействии психологии — пути их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности.
Ставя на первый план развитие формального мышления, Гербарт в одинаковой степени в учебном плане отдавал приоритет и древним языкам и математике, которые наиболее успешно дисциплинируют ум учащихся. До 14 лет, считал Гербарт, в школах необходимо обучать, главным образом, древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX веке.
Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии разностороннего интереса. Он не только ввел термин «воспитывающее обучение» в педагогику, но и попытался теоретически его обосновать.
Важная роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он определил четыре ступени обучения:
• ясность (активность учителя — преподнесение учебного материала);
• ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся);
• система (приведение знаний в систему - активность учителя);
• метод (применение знаний на практике — активность учащихся).
Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:
• описательный;
• аналитический (анализ свойств, характеристик предмета);
• синтетический (связь уже воспринятого и представлений).
Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8—10 лет начинали переводить «Одиссею» и изучали элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. С отстающими учениками проводились аналитические беседы. Ученики много заучивали наизусть. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.
Негативной по содержанию является трактовка Гербартом управления педагогическим процессом, среди средств которого он уделял особое внимание методам жесткого дисциплинирования детей, вплоть до признания физических наказаний и «сокрушения воли ребенка». Поэтому Гербарта называют родоначальником авторитарного направления в педагогике.
Видным представителем движения сторонников и последователей Песталоцци в Германии был Дистервег. Ведущей идеей его педагогической системы была идея общечеловеческого воспитания.
Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятилетия он был директором учительских семинаров — в Мерее, в Рейнской области (1820-1832гг.), в Берлине (1832-1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».
Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х — начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов.
В 1835 году вышел в свет наиболее известный из трудов Ф. А. В. Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Руководства...», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеобщее внимание педагогической общественности. «Руководство...» получило широкую известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873-1875 гг., когда Ф. А. В. Дистервега уже не было в живых.
Дистервег полагал, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:
• природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),
• кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),
• самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность).
Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его «Руководстве к образованию немецких учителей». В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1638
Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Об этих учреждениях весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в частности русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному просвещению народа. Большое значение имели и созданные им просветительные учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.
Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.
При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.
Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия.
Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.
В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Выступления Оуэна против религии.
Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Отрицательное отношение его к религии постепенно нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным, жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить коллективную просьбу королю об изгнании религии.
Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы народного образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Оуэн об образовании характера.
В 1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.
Основоположники марксизма расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке — продукте среды и воспитания — как материалистическое, отмечали его положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники истории, которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.
Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии».
К 1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи. Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна. До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.
В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование — подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами сельскохозяйственного и индустриального труда.
Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали преследовать в Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе со своими единомышленниками он основал там в 1825 году коммунистическую колонию «Новая Гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание.
В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.
Опыт создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество.
В 1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».
25. Развитие образования и воспитания в Российской империи в XIX – начале ХХ века. Деятельность К.Д.Ушинского.
К.Д В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.
Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Поэтому-то так активно велась борьба против попыток ранней профессионализации школы, особенно начальной. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять, свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.
Развитие в начале XX в. наук о человеке позволило сформулировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы. При этом ребенок рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей. Такое понимание личности ребенка способствовало привлечению внимания к его изучению, к выработке новых эффективных методов обучения и воспитания.
По-новому стал рассматриваться и вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Выступая за свободу педагогического мышления и творчества, многие педагоги говорили о том, что только широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов его преподавания, любовь и уважительное отношение к личности ребенка смогут обеспечить успешную деятельность учителя.
В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд более или менее развитых педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка. Особенности и своеобразие каждой из них отражали мировоззрение ее автора.
В основе концепции свободного воспитания лежал принцип уважения к личности, заключавшийся в признании приоритета ценности человека над любыми иными духовными или материальными ценностями. Основное теоретико-методологическое значение этого принципа заключалось в признании конкретного ребенка исходным моментом и одновременно главной целью воспитательно-образовательного процесса, который должен быть направлен на сохранение и развитие в ребенке индивидуальности, создание необходимых условий для его саморазвития, раскрытия всего ценного, что заложено в ребенке с рождения.. Ушинский (1824–1870). Его имя по праву стоит в одном ряду с великими педагогами мира, а для образования и педагогики России его деятельность имеет такое же значение, какое деятельность Ломоносова – для науки, Пушкина – для литературы, Глинки – для музыки.
К.Д. Ушинский сыграл определяющую роль в развитии народного образования в России, начальной и средней школы, женского и профессионального педагогического образования, педагогики и методик обучения, возрастной и педагогической психологии. Его педагогическое наследие можно представить в виде трех частей: теоретические труды, методические работы и учебные книги.
Первая часть – теоретические труды – включает работы от статей, посвященных анализу систем образования в разных странах мира, до фундаментального труда «Человек как предмет воспитания, или Опыт педагогической антропологии».
Уникальность педагогического мышления К.Д. Ушинского состоит в том, что он анализирует воспитание во всех формах теоретического педагогического сознания, опираясь на теологический, социальный («принцип народности») и антропологический принципы.
Вторая часть – методические труды К.Д. Ушинского. В них излагается система преподавания и обучения по его учебным книгам «Родное слово» и «Детский мир».
Третья часть – учебные книги К.Д. Ушинского: «Родное слово» (год первый, второй, третий) и «Детский мир» в двух частях. Учебные книги «Родное слово» предназначались для первоначального обучения русскому языку 7–10-летних детей; «Детский мир» – для более старших детей. В нем давался материал для обучения родному языку, родной литературе, естествознанию, географии, логике, истории России.
В построении системы российского воспитания и образования Ушинский предполагал исходить из идеи народности, которая лежит в основе воспитания любого народа.
Ушинский разрабатывал теорию и методику преподавания в начальной школе и народной школе. Он выступал за организацию народной школы, на народных началах построенной и народом руководимой.
В конце жизни К.Д. Ушинский выступал с идеей организации профессионального, ремесленного обучения для детей из народа.
Много внимания К.Д. Ушинский уделял вопросам построения средней школы. Будучи инспектором Смольного института, он реорганизует учебную часть этого учебного заведения, создав современную среднюю школу. Он также много писал о средней школе России: гимназиях, училищах, военных гимназиях, школах, находящихся в духовном ведении; предложил систему образования для будущего наследника российского престола. Хотя это были разные школы, но в работах Ушинского их объединяет то, что он предлагал строить их деятельность на основе народности, науки и православия.
Анализируя работу университета, К.Д. Ушинский писал, что из всех учебных заведений России только ее университеты соответствовали идее народности. Поэтому он выступал за постепенное совершенствование их работы, полагая, что университеты должны выполнять научные, просветительские, образовательные и воспитательные функции.
К.Д. Ушинский ратовал за организацию высшего женского образования в России. На базе Смольного института он хотел создать высшую школу, но отставка не позволила ему осуществить эту идею.
Он разработал систему педагогического образования, включавшую в себя педагогические классы в женских гимназиях и женских институтах типа Смольного, учительские семинарии, а также педагогические факультеты при университетах. Он также разработал основы организации, содержания, формы и методы работы этих учреждений.
Таким образом, в трудах К.Д. Ушинского предложена единая система воспитания и образования, начиная с семейного воспитания и заканчивая университетским образованием, система, в основе которой лежат принципы народности, православия и антропологический принцип. Эта система учитывает возрастные особенности учащихся и специфические особенности каждого сословия обучающихся.