Понятие педагогического эксперимента. Этапы и условия организации педагогического эксперимента.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогичес ких явлениях, которая предполагает опытное модели рование педагогического явления и условий его про текания; активное воздействие исследователя на педаго гическое явление; измерение отклика, результатов педа гогического воздействия и взаимодействия; неоднок ратную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и ги потез);
- методический (разработка методики исследова ния и его плана, программы, методов обработки получен ных результатов);
- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический - количественный и качест венный анализ, интерпретация полученных фактов, фор мулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный (в условиях обыч ного образовательного процесса) и лабораторный – соз дание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные уча щиеся изолируются от остальных. Чаще всего исполь зуется естественный эксперимент. Он может быть дли тельным или кратковременным. Педагогический экспери мент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преоб разующим (развивающим), когда проводится целенап равленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобра зующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального ме тода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
Возрастные особенности развития человека. Варианты периодизации развития человека в истории и в современной педагогике.
Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
Возрастные особенности - это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.Сущность возрастных особенностей раскрывается на примере физического развития человека: рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и др. биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере: происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.
Попытки классифицировать периоды человеческой жизни для правильного управления процессами развития были предприняты Аристотелем, Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и др.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.
До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи. Аристотель настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. С 5 до 7 лет ``дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придется изучать самим''.
С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.
С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.
Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:
Таблица 18
Возраст | Тип школы | Содержание образование |
От рождения до 6 лет (детство) | Материнская школа | Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии. |
С 6 до 12 лет (отрочество) | Элементарная школа (школа родного языка) | Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание. |
С 12 до 18 лет (юность) | Латинская школа или гимназия | Семь свободных искусств, естествознание, история, география. |
С 18 до 24 лет (возмужалость) | Академия (высшее образование) | Богословие, медицина, юриспруденция. |
Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778):
Таблица 19
Возраст | Содержание воспитания |
0-2 года | Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание). |
2-12 лет (период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить) | Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идеи частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных сельскохозяйственных работ. |
12-15 лет | Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). В основе методики обучения - исследование различных явлений, самостоятельное открытие научных истин, наглядность. Трудовое воспитание (овладение столярным ремеслом). |
С 15 лет до совершеннолетия(возвращение в общество, ``период бурь и страстей'') | Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучения биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел). Половое воспитание. |
Полные периодизации охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные периодизации - только ту часть жизни, которая интересует определенную научную область. В современной науке приняты следующие периодизации:
Таблица 20
Психологическая периодизация | Педагогическая периодизация |
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.) 1. МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год) КРИЗИС 1 ГОДА 2. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года) КРИЗИС 3-х ЛЕТ 3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет) КРИЗИС 7 ЛЕТ 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 - 10-11 лет) КРИЗИС ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ (9 - 11 лет) 5. ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ (10-11 - 14-15 лет) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ (15 - 18 лет) 6. ЮНОСТЬ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 лет) ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ (17 - 21 год) КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ (18 - 20 лет) 7. ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (молодость, ``вхождение в зрелость'') 20 - 30 лет СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ(зрелость) 30 - 60 лет НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОСТИ: 30-летия 40-летия (кризис середины жизни) 50 лет 8. ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ(60 - 75 лет) СТАРОСТЬ(75 - 90 лет) ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО(свыше 90 лет) КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ |