Учебный график на 1полугодие 2017-2018 уч.г.

ДО- 21 А,Б,В

Специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Уч. год

Полугодие

(база 9 классов)

Учебный график на 1полугодие 2017-2018 уч.г.

студентов 2 курса

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Группы ДО –21А,Б,В

Осенняя сессия: 13.11.-1.12.17г.

№ п/п Наименование дисциплины Форма промежуточной аттестации Домашняя контрольная работа
Физическая культура зачет  
Педагогика экзамен дкр
Психология экзамен дкр
Возрастная анатомия, физиология и гигиена   дифференцированный зачет  
Производственная практика по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития дифференцированный зачет  
МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья экзамен  
МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста экзамен дкр
МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков дифференцированный зачет  

Выбор тем домашних контрольных работ осуществляется студентами по следующей схеме: в зависимости от списка, представленного в журнале, по алфавиту у каждого студента есть номер, под которым он в нем записан: 1,2,3 и т.д. В соответствии, с которым и определяется вариант работы, см. таблицу ниже:

№ темы ДКР № студента в списке журнала № темы ДКР № студента в списке журнала  
 
 
 
 
 
 
     
     
     

Если студент выбрал не свой вариант, работа считается не засчитанной и не будет проверяться

Педагогика

Примерные вопросы к экзамену

1. Охарактеризуйте педагогику как науку, ее основные понятия.

2. Укажите связь педагогики с другими науками, отрасли педагогики.

3. Расскажите, как связаны педагогическая наука и практика в истории и современности.

4. Назовите выдающихся педагогов, укажите их вклад в педагогику.

5. Выделите значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности.

6. Охарактеризуйте цели воспитания в истории педагогики.

7. Охарактеризуйте общие закономерности и принципы обучения.

8. Выделите особенности педагогической работы с детьми с девиантным поведением.

9. Дайте определение понятию «образование». Охарактеризуйте систему образования в России.

10. Перечислите формы получения образования в России.

11. Дайте определение понятию «педагогический процесс», выделите его функции.

12. Раскройте структурные компоненты педагогического процесса.

13. Раскройте и охарактеризуйте содержание педагогического процесса дошкольного, общего, среднего образования.

14. Выделите особенности педагогической работы с одаренными детьми.

15. Выделите сущность дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

16. Охарактеризуйте педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.

17. Обозначьте средства контроля и оценки качества образования.

18. Выделите особенности педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

19. Раскройте понятия «учебный план» и «учебная программа».

20. Выделите сущность инвариантной и вариативной части учебного плана.

21. Раскройте понятие «формы обучения». Охарактеризуйте урок как основную форму текущей учебной работы, выделите типы урока.

22. Перечислите внеурочные формы учебной работы

23. Дайте определение понятию «методы обучения». Раскройте проблему классификации методов обучения.

24. Перечислите условия выбора методов обучения.

25. Дайте определение понятию «средства обучения». Раскройте классификацию.

26. Охарактеризуйте средства обучения с точки зрения их выбора.

27. Раскройте понятие «воспитание». Перечислите принципы, структуру процесса воспитания.

28. Охарактеризуйте основные направления содержания воспитания.

29. Раскройте понятие «методы воспитания» и «средства воспитания». Раскройте классификацию.

30. Охарактеризуйте методы и средства воспитания с точки зрения их педагогических возможностей.

31. Укажите основополагающую роль педагогических теорий Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского.

32. Выделите педагогические условия предупреждения и коррекции школьной дезадаптации.

33. Раскройте психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

34. Охарактеризуйте личностно-ориентированный подход в современной системе образования.

35. Выделите основные черты развивающего обучения.

36. Охарактеризуйте основные теории развивающего обучения.

37. Раскройте понятие «педагогическая оценка». Раскройте виды, условия эффективности педагогической оценки.

38. Раскройте понятие «педагогический субъективизм».

39. Дайте определение понятию «личность». Раскройте этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину).

40. Выделите роль основных факторов формирования и развития личности.

Психология

Примерные вопросы к экзамену

1. Сформулируйте основные требования к организации и проведению психологического исследования. Составьте схему последовательности этапов психологического исследования.

2.Сформулируйте понятие активности личности. Опишите основные виды активности человека. Покажите взаимосвязь потребностей человека и его активности.

3. Дайте определение понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Объясните смысл этих понятий и докажите их взаимосвязь.

4. Покажите взаимосвязь сознания, самосознания и условий формирования личности.

5. Проведите сравнительный анализ предлагаемых учеными психологами структур личности. Что вы думаете о различных подходах к проблеме структуры личности.

6.Составьте таблицу «Классификация групп». Охарактеризуйте основные виды групп. Определите, к какому виду малой группы относится ваша студенческая группа.

7.Расскажите о взаимодействии личностей в малой группе. Охарактеризуйте основные типы лидеров малой группы.

8. Раскройте понятие деятельности и её значения в жизни человека. Дайте определение ведущему виду деятельности. Охарактеризуйте структуру деятельности.

9. Составьте таблицу «Виды речи». Охарактеризуйте принципы её составления. Объясните, почему межличностное общение невозможно без диалога.

10.Расскажите о значении общения в развитии личности. Охарактеризуйте структуру общения по Г.М.Андреевой. Объясните смысл педагогического общения.

11.Охарактеризуйте виды и качества внимания. Объясните, почему становление человека как личности невозможно без развития внимания.

12.Дайте характеристику восприятию и его свойствам. Докажите значение перцептивных действий и сенсорных эталонов в совершенствовании восприятия.

13.Дайте характеристику видам и процессам памяти.

14.Охарактеризуйте мышление как высшую форму познавательной деятельности. Расскажите о видах, формах и операциях мышления.

15.Опишите воображение как специфический, свойственный только человеку познавательный процесс. Объясните, в чем состоит основное отличие воображения от свойств памяти. Какие виды формы воображения вы знаете; дайте им характеристику.

16.На основе статьи Ч.Дарвина «О выражении эмоций человека и животных» опишите особенности переживания чувств и их внешних проявлений. В чем заключается значение чувств в жизни человека; раскройте смысл основных функций чувств. Охарактеризуйте эмоции и высшие виды чувств.

17.Установите значение воли в формировании личности. Опишите этапы волевого действия и волевые качества личности.

18.Дайте сравнительную характеристику типам темперамента. Установите соотношение типов нервной системы и темперамента.

Опишите характер как целостное образование личности. Установите взаимосвязь структурных компонентов характера.

19. Охарактеризуйте способности и их структуру.

20. Охарактеризуйте предмет детской психологии, связь детской психологии с другими науками. Дайте краткую характеристику истории её развития.

21. Составьте сравнительную таблицу «Методы общей и детской психологии».

22. Сравните и установите сходство и различие социологизаторских и биологизаторских теорий развития.

23. Установите взаимосвязь влияния среды и наследственности в психическом развитии ребенка.

25.Докажите, что воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественного опыта.

26.Дайте характеристику особенностям развития теорий возрастного развития. Раскройте содержание гипотезы Эльконина Д.Б., выделив основные критерии, по которым автор определяет возраст, как психологический показатель развития.

27.Охарактеризуйте новорожденность, как особый период в жизни ребенка, обеспечивающий его дальнейшее психическое развитие.

28.Составьте схему «Основные направления развития ребенка в младенческом возрасте». Дайте краткую характеристику каждому направлению.

29.Докажите, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Почему овладение орудийными и соотносящими действиями определяет психическое развитие ребенка?

30.Раскройте значение зарождения изобразительной и игровой деятельности в психическом развитии ребенка в раннем возрасте.

31. Докажите, что ранний возраст является сензитивным периодом развития речи. Составьте рекомендации родителям по развитию речи на данном возрастном отрезке.

32. Охарактеризуйте основные теории игровой деятельности.

На основе анализа работы Эльконина Д.Б. «Психология игры» выделите основные критерии определения уровня игры. Охарактеризуйте каждый уровень и особенности развития игры.

33.Докажите взаимосвязь реальных и игровых взаимоотношений детей в ситуации игры. Разработайте рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности дошкольника.

33.Раскройте значение игры в психическом развитии дошкольника. Дайте характеристику особенностям развития игры детей в той возрастной группе, где 34. Вы проходили практику. Наметьте пути дальнейшего развития игровой деятельности.

35. Изучив рисунки дошкольников, дайте им характеристику с позиций овладения графическим образом и цветом. Какие еще особенности детского рисунка вы знаете? Раскройте значение рисования как одного из видов детской деятельности.

36.Объясните, почему о труде дошкольника говорят как о зарождающемся виде деятельности. Охарактеризуйте особенности детского труда. Разработайте рекомендации воспитателям по формированию трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

37.Раскройте значение развития представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых. Разработайте рекомендации родителям по формированию у дошкольников положительного отношения к труду.

38.Дайте общую характеристику учебной деятельности дошкольника и предпосылкам её формирования.

39.Работая с книгой Усовой А.П. «Обучение в детском саду», определите критерии, на основании которых автором были определены основные уровни учебной деятельности дошкольника. Опишите необходимые условия развития учебной деятельности в дошкольном возрасте.

40.Раскройте психологические основы системы сенсорного воспитания дошкольника; определите её основные направления.

41. Определите, в чем заключаются особенности развития основных видов чувствительности в дошкольном возрасте; дайте им характеристику.

42.Разработайте рекомендации воспитателям по ознакомлению дошкольников с пространством и временем в разных возрастных группах.

43.Охарактеризуйте особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и человека на разных возрастных этапах. Какое значение имеет игра в развитии представлений ребенка о мире взрослых и особенностях их поведения?

44.Раскройте особенности развития внимания в дошкольном возрасте. Разработайте алгоритм работы по формированию произвольных форм внимания в процессе учебной деятельности дошкольника.

45.Раскройте значение развития памяти в дошкольном возрасте. Наметьте пути воспитания внимания дошкольника.

46.Охарактеризуйте особенности развития мышления в дошкольном возрасте. Наметьте пути развития наглядно – образного мышления дошкольника.

47.Дайте характеристику основным направлениям развития речи в дошкольном возрасте. Докажите, что особенности воспитания и обучения влияют на совершенствование словаря дошкольника.

48.Проанализируйте особенности индивидуального развития воображения в дошкольном возрасте. Дайте характеристику развития образов воображения дошкольника.

49.Раскройте значение формирования самосознания и самооценки дошкольника в развитии личностных образований. Охарактеризуйте условия развития личности в дошкольном возрасте.

50.Определите основные направления развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте. Дайте им характеристику.

51.Определите основные направления развития воли в дошкольном возрасте. Разработайте рекомендации воспитателям по развитию волевых действий у старших дошкольников.

52.Назовите основные направления готовности к школьному обучению дошкольника. Охарактеризуйте их. Докажите, что игра является основным условием подготовки ребенка к школе.

Темы и задания для самостоятельного изучения

По психологии

Самостоятельная работа 1. Методы психологии.

Разработать алгоритм использования основных и вспомогательных методов диагностики в педагогической практике. (тема исследования на выбор студента).

Самостоятельная работа 2. Мышление и речь.

1.Представить и описать конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления.

2.Разработать учебные задания, позволяющие актуализировать у человека мыслительные операции. 3.Составить таблицу «Классификация видов речи». Обосновать критерии её составления.

4. На основе литературы по диагностике психических процессов личности, подобрать методики по оценке речи педагога. Обосновать свой выбор.

Самостоятельная работа 3. Эмоционально-волевые процессы личности.

1.Описать несколько недавно пережитых эмоций и выделить в них структурные компоненты, описать характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций; подготовить список известных эмоций и классифицировать их.

2. Разработать рекомендации по развитию волевых усилий в процессе учебной деятельности».

Самостоятельная работа 4. Мотивация.

1. Подобрать методики по оценке учебной мотивации подростков.

2. Разработать алгоритм исследования учебной мотивации. Обосновать его составление

Самостоятельная работа 5. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта.

1. На основе анализа работы Л.Ф.Обуховой, «Детская психология: теории факты, проблемы», провести сравнительный анализ теорий Л.С.Выготского и Ж.Пиаже по проблеме обучения ребенка.

Самостоятельная работа 6. Стратегия исследования возраста в современной психологии.

1. На основании работы Д.Б.Эльконина «Избранные психологические труды» осуществить сравнительный анализ теорий возрастной периодизации Ж.Пиаже и Э.Эриксона.

Самостоятельная работа 7.Возрастные и половые особенности обучающихся.

1.Подобрать диагностические методики по оценке возрастных и половых показателей развития.

2.Доказать необходимость их исследования при организации педагогической работы.

Самостоятельная работа 8. Развитие познавательных процессов дошкольника.

1.Составить алгоритм диагностирования познавательных процессов детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические методики по оценке познавательных процессов детей дошкольного возраста. Модифицировать отобранные методики в соответствии с возрастными, половыми особенностями детей.

Самостоятельная работа 9. Развитие личности дошкольника.

1.Составить алгоритм диагностирования личностных особенностей детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические методики по оценке личностных новообразований детей дошкольного возраста. Модифицировать отобранные методики в соответствии с возрастными, половыми особенностями детей.

Самостоятельная работа 10. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

1.Составить алгоритм диагностирования готовности детей к школьному обучению.

2. Подобрать диагностические методики по оценке готовности детей к школьному обучению.

Самостоятельная работа 11. Специфика общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

1.Составить алгоритм использования игр. развивающих общение детей в дошкольном возрасте.

2.Подобрать тренинговые игры по развитию общения детей дошкольного возраста.

3. Подготовится к семинару по теме "Общение".

План:

1. Понятие об общении, его видах и функциях.

2. Основные средства общения и их характеристика.

3. Единство общения и деятельности.

4. Общение как обмен информацией.

5. Общение как межличностное взаимодействие.

6. Общение как понимание людьми друг друга.

7. Эмоции и чувства как регуляторы, общения.

8. Виды и функции эмоций и чувств.

Литература:

1. Венгер, Л.А., Мухина, В.К.Психология.[Текст] Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М.:Просвещение, 2002.

2. Коломинский, Я.Л.Психология общения. [Текст] Я.Л. Коломинский, М.: Знание, 2004.

3. Коломинский, Я.Л.Человек - психология. [Текст] Я.ЛКоломинсий. М.:ВЛАДОС, 2006.

4. Общая психология.[Текст] /Под ред. В.Петровского. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

5. Общая психология.[Текст]/ Под ред. В.Богословского. М.: ВЛАДОС, 2004.

Законспектировать статьи:

Ч.Дарвин. «О выражении эмоций у человека и животных•

Б.Ф.Ломов. «Проблема общения в психологии»;

АЛ.Бодалев. «Восприятие человека человеком».

Литература:

Хрестоматия по психологии [Текст] /Составитель В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 2008.

Самостоятельная работа 12. Динамика групповых отношений.

1.Разработать правила ведения беседы с различными группами – родители, коллеги, администрация.

2. Составить план беседы и её ход с одной из предложенных групп – родители, коллеги.

Самостоятельная работа 13. Коррекция социальной дезадаптации девиантного поведения.

1.Подобрать серию тренинговых игр, направленных на формирование адекватной самооценки подростка.

2. Разработать план просветительского мероприятия по проблеме девиантного поведения.

Самостоятельная работа 14. Развитие творчества в дошкольном возрасте.

1.Разработать проект по проблеме создания условий развития творчества ребенка в различных видах деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1) Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до семи лет. Воспитание, обучение, психология развития [Текст] / Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2007. –59 с.

2) Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. под. ред. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 2010. –37с.

3) Асеев,В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст]/В.Г. Асеев. – М.: Просвещение, 2006. – 155с.

4) Бодалев, А.А. Психология о личности. [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2008. - 68с.

5) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [ Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение,2008. – 179с.

6) Венгер, Л.А. Психология.[Текст] : учебник для вузов / Л.А. Венгер,В.С. Мухина. – М.: Академия, 2005. – 453с.

7) Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1. [Текст]/Б.С.Волков - М.: Академия, 2005.- 124 с.

8) Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в детском саду. [Текст]/ В.А. Горбачева. – М.: Просвещение, 2007. – 148с.

9) Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. [Текст]/ И.С.Кон. – М.: Просвещение, 2004. - 335 с.

10) Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст]/М.В. Корепанова. . – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2009. – 137с.

11) Е.В.Харламова//Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144с.

12) Крайг, Г. Психология развития. [Текст]/Г.Крайг. СПб.:ПИТЕР, 2002.- 456 с.

13) Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.[Текст]/ В.Г. Крысько. – М.: Харвеет, 2009. – 384с.

14) Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] /А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х т.- М.: Просвещение, 2003. – 323с.

15) Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / М.И.Лисина. – М.: Воронеж, 2007. – 272с.

16) Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. [Текст]: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. / В.С. Мухина— М.: Институт практической психологии, 2008.- 234 с.

17) Немов, Р. С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов: в 3-х кн. – М.: Владос, 2005. – 559с.

18) Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология. [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 2006, -374 с.

19) Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. [Текст]: Становление человека. - М.: Владос, 2004. – 148 с.

20) Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 268с.

21) Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии. [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии.- М.: Просвещение. 2006. - 234с.

22) Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. [Текст]/ Е.Т. Соколова - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 54 с.

23) Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С.77-81.

24) Столин, В.В. Самосознание личности. [Текст] / В.В. Столин. - М.: Изд- во МГУ, 2009. - 284 с.

25) Эльконин , Д.Б. Детская психология.[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2001. - 225с.

26) Якобсон,С.Г.Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – М.: - 2003. -61с.

Дополнительные источники: _________________________________________

1. Диагностика дошкольников: проективные методики и арт – терапия http://www.google.ru/url

2. Психологические игры. www.sch130.ru/projects/man/games.htm

3. Психология личности. mirsovetov.ru/a/...trick/index.html

4. Психология общения. Вердербер Рудольф и Кейтлин

www.koob.ru/.../verderber_psihologia_obshenia

По психологии

Тема 1. Проблема сознания в современной психологии.

  1. Сознание как высший уровень развития психики.
  2. Самосознание человека, его появление и развитие.
  3. Подходы к проблеме сознания в современной психологической науке.

Тема 2. Подходы к личности в отечественной и зарубежной психологии.

  1. Структура личности в теориях различных авторов.
  2. Подходы к личности в зарубежной психологии.
  3. Подходы к личности в отечественной психологии.

Тема 3. Мышление как познавательный психический процесс.

  1. Психологическая характеристика мышления.
  2. Развитие мышления в процессе развития личности.
  3. Взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами.

Тема 4. Темперамент и характер в структуре личности.

  1. Психологическая характеристика темперамента.
  2. Психологические особенности характера.
  3. Взаимосвязь и взаимовлияние темперамента и характера.
  4. Развитие темперамента и характера в процессе развития личности.

Тема 5. Гендерные особенности развития личности.

  1. Гендерные различия в процессе развития личности.
  2. Влияние гендерных различий на жизнедеятельность людей.

Тема 6. Проблемы и особенности развития личности в различных возрастных периодах: в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте. (по выбору).

  1. Особенности развития личности в конкретном возрастном периоде.
  2. Психологические проблемы конкретного возраста.
  3. Учет психологических особенностей конкретного возраста в педагогической работе.

Тема 7. Проблемы и особенности общения и группового поведения детей в различных возрастных периодах: в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте. (по выбору).

  1. Особенности общения и группового поведения детей в конкретном возрастном периоде.
  2. Психологические проблемы общения детей в конкретном возрасте.
  3. Особенности построения педагогической работы с детьми в конкретном возрасте.

Тема 8. Проблема творчества в психологии личности.

  1. Психологическая характеристика творческой деятельности.
  2. Психологические особенности творческой личности.
  3. Основные подходы в психологии к проблеме творческих личностей.

Тема 9. Способности в структуре личности.

  1. Психологическая характеристика способностей.
  2. Одаренность и талант.
  3. Развитие способностей.

Тема 10. Эмоции и чувства личности.

  1. Психологические теории эмоций.
  2. Чувства в жизни личности.
  3. Взаимосвязь и различия чувств и эмоций.

Основная литература:

1. Немов, Р.С.,Психология в двух частях [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Р.С Немов– М.: Владос, 1995- 427 с.

2. Немов, Р.С., Психология в трёх книгах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Р.С Немов – М.: Владос, 2003 – 687 с.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д.: Феникс, 1999 – 492 с.

4. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.ВПетровский – М.: Академия, 2006 – 307 с.

Интернет - ресурсы:

  1. http://psychology.net.ru
  2. http://www.psychology.ru
  3. http://www.psyh.ru

Дополнительные источники:

1. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший дошкольник [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /М.В. Гамезо – Воронеж: 1998 – 180 с.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии [Текст]: учеб. пособие для студ.высш. учеб. завед. / М.В Гамезо – М.: Просвещение, 2006 – Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.В Дубровина – М.: Академия, 2003 – 343 с.

3. Нечаев, М.П. Диагностика воспитанности школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / М.П Нечаев– М.: ЦГЛ, 2006 – 102 с.

4. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л.Д Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 1999 – 154 с.

309 с

Раздел 1. Основы гигиены

Задание. Изучите Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

Выделите:

1. Гигиенические требования к организации внешней среды

2. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка

3. Оборудование спален и игровых комнат

4. Гигиенические требования к различным видам мебели для детей раннего возраста

5. Гигиенические требования к различным видам мебели для детей дошкольного возраста

6. Расстановка кроватей в помещении, предназначенных для сна

7. Расстановка мебели в групповых комнатах

8. Гигиенические требования к тепловому и воздушному режиму в помещениях для детей раннего и дошкольного возраста

Задания для проверки усвоения умений

1. Решите ситуационную задачу.

Рита (2,5 года) две недели назад начала ходить в детский сад. Родители сразу стали оставлять ребенка в саду на целый день. Все это время девочка часто плачет, отказывается принимать пищу, играть с другими детьми. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы. Как в такой ситуации следует вести себя воспитателю?

2.Решите ситуационную задачу.

Егор (6 лет) вместе с отцом идут по улице. Навстречу им идет сосед с бульдогом (собака средних размеров). Увидев собаку, мальчик тут же начинает судорожно метаться и паниковать. Взрослые пытаются успокоить ребенка: «Не бойся, ты уже большой парень. Да она не кусается». Мальчик начинает прятаться за отца. В глазах ребенка паника. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы. Какие рекомендации можно предложить взрослым?

3.Решите ситуационную задачу: Ларисе 5 лет. Последнее время девочка плохо засыпает, просыпается по ночам, ей постоянно снятся кошмары. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы

4.Разработайте конспект мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.

5.Разработайте конспект мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей подготовительной к школе группы.

6.Разработайте проект «Уголка здоровья» в групповом помещении ДОО.

7.Разработайте эскиз групповой комнаты для детей одной из возрастных групп.

8.Решите ситуационную задачу.

Кирюше 4 года. Во время сон часа ребенок внезапно побледнел, громко закашлял, при этом ему было трудно дышать. Однако приступ быстро прошел. Воспитатель успокоила ребенка и уложила его спать. Через некоторое время ситуация повторилась. Определите заболевание ребенка. Предложите конкретные меры оказания доврачебной помощи, дальнейшие меры профилактики.

9.Решите ситуационную задачу.

Владик (5 лет) вернулся в детский сад после ангины. На физкультурном занятии воспитатель давала ребенку ту же физическую нагрузку, что и другим детям. Во время занятия мальчик почувствовал слабость. Оцените действия воспитателя. Как следует организовывать физическую нагрузку и режим дня ребенка?

10.Решите ситуационную задачу.

Александра Витальевна первый день работает с новой группой детей, ранее ей не знакомых. Во время игры Павлик (4 года) внезапно стал задыхаться. Воспитатель растерялась и стала хлопать ребенка по спине. Оцените действия воспитателя. Определите, что произошло с ребенком. Предложите конкретные меры оказания доврачебной помощи, дальнейшие меры профилактики.

11.Решите ситуационную задачу.

Во время утреннего приема при осмотре ротовой полости ребенка воспитатель обнаружила у него единичные беловатые пузырьки. Стоит ли воспитателю принимать ребенка в группу? Определите возможное заболевание ребенка. Предложите конкретные меры профилактики и лечения болезни.

12.Решите ситуационную задачу.

После прививки ребенок резко побледнел, стал жаловаться на наступившую слабость, головную боль, шум в ушах, чувство сдавленности в груди. Определите заболевание. Предложите меры оказания ПМП ребенку.

13.Решите ситуационную задачу.

Саше 1,5 года. Недавно произошла следующая ситуация: ребенок побледнел, губы его посинели, лицо стало испуганным, малыш раскрытым ртом как бы ловил воздух, покрывался холодным потом. После нескольких секунд появился шумный вдох, дыхание постепенно восстановилось. Определите возможные причины появления таких симптомов. Какую доврачебную помощь необходимо оказать ребенку в данной ситуации? Нужно ли вызывать врача, если дыхание само восстановилось?

14.Решите ситуационную задачу: во время прогулки ребенок травмировал колено, у ребенка образовалась небольшая царапина, крови нет. Как оказать первую помощь?

15.Решите ситуационную задачу: ребенок сильно поранился во время прогулки, у него рана на руке, из которой бьет фонтаном алая кровь. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

16.Решите ситуационную задачу: ребенок упал во время прогулки. Он жалуется на сильную боль в руке, рука ребенка опухла и посинела. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

17.Решите ситуационную задачу: ребенок сильно поранился во время прогулки, у него рана на руке, из которой течет темно-красная кровь. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

18.Решите ситуационную задачу: во время физкультурного мероприятия ребенок упал и вывихнул ногу. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Решите ситуационную задачу: ребенок упал во время прогулки. Он жалуется на сильную боль в ноге, нога ребенка опухла и посинела. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

19.Решите ситуационную задачу: во время прогулки ребенок травмировал колено, довольно обширная рана загрязнена землей. Как оказать первую помощь?

20.Решите ситуационную задачу. Сене 2,5 года. У ребенка наблюдается деформация костей, изменения зубов, увеличение печени и селезенки. Определите заболевание ребенка. Предложите конкретные меры его профилактики.

Рекомендуемая литература:

1. Звягин, А.А. Детские болезни [Текст]: Учебное пособие / Звягин А.А., Почивалов А.В. — Воронеж: 2014. — 272 с.

2. Кабанов, А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для дошкольных педучилищ / А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская. М., «Просвещение», 2010.

3. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Спб.: изд-во «Детство-пресс».- 2010. – 592 с.

4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина, М. Просвещение 1986 г.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

6. Чабовская, А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] / А.П. Чабовская, 1989.

7. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Основы медицинских знаний [Текст]: учебник для студ. мед. училищ / Р.В. Тонкова-Ямпольская и др., 1993

Самостоятельная работа №2.

Тема: «Методы и приемы развития самостоятельности и творчества в физических упражнениях».

Цель работы: систематизация знаний по теме.

Содержание задания:

Ÿ Работа с методической литературой

По классификации выделяют

1. Общедидактические методы обучения:

2. Наглядные методы и приёмы обучения: показ физических упражнений, имитацию (подражание), зрительные, звуковые ориентиры, помощь, наглядные пособия.

3. Словесные методы и приёмы обучения: название упражнения, описание, объяснение, указание, пояснение, оценку, команды и распоряжения, вопросы к детям, беседы, рассказ.

4. Практические методы и приёмы обучения: выполнение упражнений без изменений, с изменениями, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме. Эффективность работы педагога зависит от комплексного использования методов и приёмов обучения детей физическим упражнениям.

Анализ работы по вопросам:

A) какие методы и приёмы работы использовались;

Б) на каком этапе находится разучиваемое движение;

B) соответствие методов и приёмов возрасту детей.

Устный опрос на уроке, выставление оценки

Требования к результатам: под

Наши рекомендации