Модели воспитательного процесса
Социоцентрическая модель
Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. В нашей стране социоцентрическая модель воспитания сложилась в период развития советской педагогики. Наиболее ярким ее выразителями являются классик советской педагогики, создатель теории коллектива А.С.Макаренко. В модели воспитания, которая создавалась в колонии им. А.М.Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в коллективном труде быть полезным обществу. Такой человек был наиболее востребован на данном этапе развития советского общества.
Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:
· наличие внешне задаваемой цели;
· наличие модели формирования личности,
· единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;
· общность идеологии;
· наличие передаваемых технологий.
Все эти особенности являются, с одной стороны, безусловным плюсом, но с другой стороны, содержит определенную опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрической модели крайне важно создать условия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.
Натуроцентрическая модель
Натуроцентрическая модель воспитания ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его место во взрослой жизни.
Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребенок рождается с определенным набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребенка. Поэтому в воспитании основной ориентир делается на поиск наиболее оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, до наивысшего для конкретной личности уровня.
Исходя из натуроцентрической модели, невозможно использовать единую стратегию применительно к разным детям. Поэтому необходимо дифференцировать: выделять типологические группы детей и к этим группа разрабатывать специфические способы воспитания. В отечественной школе натуроцентрические идеи получили свое развитие в популярном в период советской власти направлении – педологии. В рамках педологии стала разрабатываться система тестирования, которая позволяла определять уровень развития ребенка и подобрать соответствующую его уровню развития систему обучения и воспитания. Но это течение в 30-е годы XX века было признано несоотвествующим официальной идеологии и прекратило свое развитие. Тем не менее, идеи дифференциации учеников в зависимости от способностей становятся все более популярны в современной отечественной школе.
Все теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, отличает:
· определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;
· педагогическая помощь в развитии природных задатков;
· вариатиивность, отказ от единой стратегии воспитания;
· типологизация, дифференциация содержания воспитательной деятельности;
· отсутствие унификации методов и технологий.
При построение системы воспитания на основе натуроцентрической модели важно стремиться избегать позиции неравенства детей, которая может иметь далеко идущие последствия.
Антропоцентрическая модель
Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимость каждого ребенка.
Роль учителя – из транслятора знаний, твердо знающего в каком направлении лучше развивать ребенка, превращается в партнера, сотрудника в личностном развитии ребенка. Основными методами в рамках антропоцентрической модели является совместный поиск истины, диалог, свободная творческая деятельность.
Ярким представителем антропоцентрической модели является Рудольф Штейнер (Создатель Вальдорфской педагогики, Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка), который утверждал, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой внеисторическое, вневременное, явление, единство духа, души и тела. Поэтому воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты. Он считал, что воспитание должно быть направлено на развитие индивидуальности человека, на пробуждение сущностных сил ребенка. Роль педагога – это роль помощника в развитии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда.
В отечественной школе антропоцентрическую модель воспитания создавал с яснополянской школе Л.Н.Толстой. В своей школе известный писатель пытался создать атмосферу свободного творчества, где педагог и ученики становились партнерами в совместной творческой деятельности.
Все теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:
· индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;
· проектирование условий, а не личностного развития;
· свобода творчества;
· нацеленность на самореализацию, саморазвитие;
· диалог воспитателя с воспитанником;
· создание естественной развивающей среды.
Отсутствие заранее проектируемых программ создает сложности приближения в системе воспитания к какому-либо социально-значимому стандарту.
Теоцентрическая модель
Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Божественный аспект сложился в Средневековье и трактует воспитание как подготовку к загробной жизни. Целью воспитания связана со служением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Цель воспитания в рамках теоцентрической модели является человек, верующий в бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии.
Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла свое развитие в идеях космистов (В.И.Вернадский. П.П.Флоренский). Космисты утверждают, что человек неразрывно связан с биосферой, с окружающей его материально-энергетической средой и вне ее существовать не может. Космисты в отличие от теологов отводят человеку активную роль. Они убедительно доказывают, что человек в современном мире становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются широкие творческие возможности. Человек должен нести ответственность за свои мысли, и действия.
Все теории, разрабатываемые в русле теоцентрической модели воспитания, отличает:
· связь человека с высшими силами (Бог. Космос);
· примат духовного над телесным;
· направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;
· использование специфических символов, ритуалов, обрядов;
· ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла своей жизни.
Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней далеко не всегда зависимой от человека могучей внешней силе.
В основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы Министерством образования РФ, современная стратегия воспитания обозначена как модернизация российского образования, которая должна быть направлена на соответствие содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация была обозначена, как основной стратегический воспитательный ориентир.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 конкретизировала государственную стратегию. В Концепции воспитание было названо приоритетной сферой образования. Здесь говорится, что современная государственная стратегия направлена на воспитание образованных, нравственных, предприимчивых людей, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих ответственностью за судьбу страны, людей способных к созидательной творческой деятельности на благо отечества.
Процесс воспитания подчиняется принципам. Принцип - это то, что педагог планирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педагогу привести детей к идеалу.
Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам.
Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Успешно осуществлять воспитание учитель может только в том случае, если он постоянно придерживается определенных принципов. Принцип - это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах проводимое в жизнь.
К основным можно отнести принципы: гуманизма, культуросообразности, природосообразности, учета индивидуальных особенностей личности, народности, целостности, преемственности, выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитывать через взаимодействие в коллективе, воспитывать через творчество:
На протяжении столетий в педагогических трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоции, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др. обозначился ряд идей, которые выдержали испытание временем и служат основой для разработки множества современных воспитательных концепций.
Принцип гуманизма
Вся классическая педагогика пронизана идеями гуманизма. Принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы.
Гуманизм понимается как признание человека высшей ценностью. Ж.-Ж. Руссо считает самым важным званием звание Человека. Воспитание призвано помочь сохранить и развить то человеческое, что есть в каждом ребенке, считает И.Г.Песталоции.
«Подлинная гуманность воспитателя, – писал В.А.Сухомлинский – означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен быть».