Сущность процесса воспитания, его исторический характер.

(лекция 3)

Исторический характер. Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не являлось функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья.

Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. Маленьким членам семьи в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Кроме того, воспитывал и сам образ жизни родителей. До того, как зародилась письменность, суждения имели устное бытование.

Истоки народной педагогики, которую можно назвать первым этапом развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, колыбельных песнях, поговорках, колядках, народных приметах и исторических сведениях. Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогические назначения: «Береги честь смолоду», «Корень ученья горек, а плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольешь» и др.

В глубокой древности была осознана высокая миссия материнства. Этому придавалось огромное значение. Материнская поэзия ненавязчиво несла ребенку информацию о мире, в котором предстоит ему жить, обогащала его душу, развивала художественный вкус, музыкальный слух.

Вежливые манеры поведения в обществе составляли неотъемлемую часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. В старославянском языке мы не найдем ни одного ругательного слова. Поэтические моральные правила можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позднее существовали и другие институты воспитания и обучения.

Другой институт воспитания – «дядьки». Дядьки были наставниками своих племянников, а те – первыми их помощниками.

Истоки теоретической педагогической мысли открываются в работах великих древних философов – Платона и Аристотеля. Само слово «педагогика» – греческого происхождения, переводится как «деторождение», «детовождение». Педагогика обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского {1592–1670), который изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика».

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) (далее по 1 лекции). В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.




Содержание понятий «самовоспитание» и «перевоспитание».

САМОВОСПИТАНИЕ- деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Методы самовоспитания:

· Самоубеждение и самообязательство (ученик, выявляя в себе недостатки, убеждает себя изжить их)

· Самовнушения (воздействие на собственную психику)

· Самокритики (изжить недостаток с помощью самокритики)

· Эмпатии / мысленного переноса себя в положение др человека и сопереживания его чувств

· Самопринуждение / самоприказ (развитие воли, преодоление желаний)

· Самонаказание (испл санкций в отношении к отступлениям от намеченных правил)

Формы и содержания организации самовоспитания педагогом:

· создание педагогических условий, в которых самовоспитание выступало бы необходимым элементом учебной, профессиональной и других основных видов деятельности человека;

· включение в процесс решения задач самовоспитания как можно большего количества членов учебной, производственной и т.д. группы;

· осуществление педагогом постоянного консультирования и контроля полноты и качества решения задач самовоспитания и внесение, при необходимости, соответствующих корректив.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ – процесс, нацеленный на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Если воспитание - формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже определенным образом воспитанной (сформированной) личности. Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.). Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта. Методы перевоспитания: Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучиваниепредназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.) «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключениеслужит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное. (+ лекция 3)

Наши рекомендации