Методы педагогических исследований и их характеристика.

МЕТОД (в педагогике) – система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Методы эмпирического исследования (необходимы для изучения реального опыта организации педагогического процесса):

1.Педагогическое наблюдение (целенаправл, непосредственное восприятие педагогического явления в естеств условиях с фиксацией результатов наблюдения).

Виды:

1. По условиям (полевые/лабораторные)
2. Формальные/Неформальные
3. Участие наблюд в событ (включенный/не включённый/опосредованное)
4. По времени (пилотажное/лонгитюдное/дискретное)
5. По объему (выборные/сплошные)

2.Методы опроса

1) беседа(получение информации из ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем; проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения)
2) анкетирование(метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты)

Виды:
по варианту ответа(открытые/ закрытые/комбинированные);
по персональности (именные/анонимные)

3)интервьюирование(исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; открыто записывает ответы);

4)тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики);

3.Изучение творчества учащихся (метод позволят выявить особенности развития учащихся, уровень их теоретической и практической подготовленности);

4.Изучение педагогической документации (личных дел учащихся, классных журналов и др.; метод позволяет собрать фактический материал, освещающий состояние педагогического процесса, как в прошлом, так и в настоящем)

5.Педагогический эксперимент (специально организованная проверка того или иного метода, приема (методики) работы для выявления его педагогической эффективности).

Виды:
Классический/многофакторный;
Еств/Лабор;
Пилотажный/Лонгитюдный/Дискретный;
(По логике) Констатирующий; Формирующий; Конкретный;

Теоретические методы педагогического исследования:

АНАЛИЗ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль.

После выполнения аналитической работы возникает необходимость СИНТЕЗА (объединения результатов анализа в общей системе исследования). На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. В.И.Загвязинский обращает внимание, что с анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.

АБСТРАГИРОВАНИЕМ — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных объектах. Они служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах («идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др) .

МЕТОД КОНКРЕТИЗАЦИИ— учет специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся (противоположен абстрагированию).

Математические(статистические) методы используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов.

В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:

  • РЕГИСТРАЦИЯ – определяет выявление определенного качеств, явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (количество успевающих и неуспевающих учеников);
  • РАНЖИРОВАНИЕ – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей).

Математизация педагогики несет в себе огромный потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ— конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике.

Шкалирование, опред средних величин, кооф корреляции, валидность (достоверноть)


Наши рекомендации