Современные исследования проблем умственного воспитания дошкольников.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!
Всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает не только как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности ребенка.
Ум человека, его умственное развитие проявляется в объеме, характере и содержании знаний, заключающихся в динамичности самой умственной деятельности, способности отбирать пути познания, в стремлении к самостоятельному творческому познанию, в уровне развития психических, познавательных процессов и способностей - ощущений и восприятия, представлений, памяти, мышления, в характере основной деятельности человека, ее успешного осуществления (у взрослого - в трудовой, у ребенка - в предметной, игровой, учебной деятельности).
Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.
Одним из качеств ума, которое формируется в процессе умственного воспитания, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.
За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Однако эта проблема все еще остается недостаточно разработанной как в педагогическом, так и в психологическом аспекте. Имеется много педагогических исследований по ознакомлению детей с окружающим миром, по формированию представлений о живой и неживой природе, по развитию математического мышления детей. Однако данные работы, как правило, затрагивают лишь отдельные частные вопросы. Даже в трудах ведущих советских ученых в области дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина) вопросы умственного воспитания в детском саду рассматриваются по ходу изложения других проблем: развития речи, организации занятий и т. д. Интересные подходы к решению данной проблемы есть в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.И. Непомнящей. Одна из линий этих исследований заключается в переводе детей с уровня дооператорного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Это, конечно, важнейшая задача умственного развития детей старшего дошкольного и школьного возраста. Но не менее важной является задача максимального использования возможностей дооператорного мышления в умственном развитии ребенка.Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни. Развитие ребенка и умственное воспитание дошкольника происходит под непосредственным влиянием социальной среды, именно в процессе общения он усваивает какие-то понятия и язык. Это приводит к тому, что еще в дошкольном возрасте ребенок свободно владеет языком и пользуется им как полноценным средством для общения с другими людьми.
Умственное воспитание дошкольника происходит в процессе определенной деятельности – в общении, в игре, в определенной предметной деятельности, а уже чуть на более поздних этапах – в учебной или трудовой деятельности, в творческой продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.).
Наибольший эффект дает умственное воспитание дошкольника, если оно происходит под влиянием воспитания и обучения.
Как считает современная педагогика, основной показатель, который имеет умственное воспитание дошкольника, является степень усвоения системы знаний, а также развитие творческого мышления, овладение новыми способами познавания, которые необходимы ребенку для того, чтобы получать новые знания.
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольника необходимо знать возможности и закономерности умственного развития в дошкольном возрасте. Определять конкретные задачи и содержание, а также методику умственного воспитания необходимо с учетом этих особенностей. Такие науки как педагогика и психология изучают возможности и закономерности, которые имеет умственное воспитание дошкольника, так как стремятся найти пути для оптимизации решения задач умственного развития при максимальном использовании возможностей ребенка. При этом очень важно не переусердствовать, иначе чрезмерные нагрузки могут стать причиной общего угнетенного состояния ребенка.
Ученые исследуют вопросы, связанные с таким вопросом как умственное воспитание дошкольника и его развитием, с многих точек зрения. Изучаются такие аспекты, как закономерности развития восприятия, ощущений, а также сфера необходимого для разработки содержательного и методик сенсорного воспитания, исследуются основы формирования наглядно-образного, наглядно-действенного, логического и понятийного мышления у детей, проводятся опыты, позволяющие выяснить особенности формирования у детей способностей к познаванию, разрабатываются новые методики умственного воспитания.
Умственное воспитание дошкольника приводит к тому, что к концу дошкольного периода дети обладают достаточно большим запасом знаний об окружающем их мире, кроме того, они умеют мыслить, овладев элементарными операциями (сравнение, обобщение и т.п.), могут выделять определенные признаки предметов, устанавливать не очень сложные причинно-следственные связи. В таком возрасте у детей формируется так называемая база для дальнейшей учебной деятельности. Полноценно умственное воспитание дошкольника может происходить только тогда, когда умственная деятельность четко организована, именно поэтому основная задача педагогов – создать соответствующие условия для умственного развития и осуществлять целенаправленное воздействие воспитательного характера на каждого ребенка.
Также Умственное воспитание дошкольника подразумевает целенаправленное воздействие взрослых на развитие мыслительной деятельности у детей. Включает такие этапы: сообщение ребенку доступных для него знаний об окружающем мире, систематизация полученных ребенком знаний, формирование интересов, навыков и умений у ребенка, развитие способностей познавать.
Итак, особенно важна роль умственного воспитания на этапе подготовки ребенка к школе. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо овладеть нужным запасом знаний, развить самостоятельность и умственную активность, приобрести определенные интеллектуальные навыки и умения. Это в значительной степени поможет подготовить его к обучению и трудовой деятельности, которая теперь предстоит ему.