Педагогическая работа с детьми в период адаптации к ДОУ.
Поступление в ДУ представляет для ребенка знач. трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоц.я напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. С приходом в Д/С изменяется и соц.положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В ДУ он становится членом дет. коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать я контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деят-ти и поведении ребенка, требует биолог. и соц. адаптации к новым условиям.
Различают 3 степени адаптации: легкая, при кот. набл-тся кратковременное отриц. эмоц.состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита; средняя, естественная адаптация; состояние ребенка нормали значительных и длительных сдвигах в поведении, ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет, но не тяжело, без осложнений; состояние ребенка нормализуется через месяц; тяжелая, или патологическая, при которой привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев, сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.
Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие факторы:
- возраст детей (критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни);-состояние их здоровья (перенесенные острые заболевания, патология родов, отягощенная насл-ть и др.);-инд.-типологические особенности (легче привыкают дети с уравновешенными и подвижными нервными процессами; труднее -те, у кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);-условия семейного воспитания (организация режима дня дома, жилищно-бытовые условия, состав семьи и пр.);-наличие или отсутствие тренировки нервной системы детей к новым условиям.
Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:
-постепенное комплектование групп;
-окружение вновь поступивших детей особенным вниманием, лаской и заботой со стороны воспитателя;
-рекомендация родителям в первые дни оставлять ребенка в яслях только на время одного бодрствования;
-в первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок);
-сохранение привычек, даже отрицательных, которые сформировались у ребенка дома;
- разрешение родителям присутствовать некоторое время в группе, принести ребенку из дома любимую игрушку;
-установление единства воспитания в семье и в яслях.
Работа с родителями в этот период: через индив беседы, консультации, памятки родители получают рекомендации по организ жизни ребенка в подготов период; они знакомятся с методикой кормления, сна; получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения; воспитатели изучают индивидуальные особенности и привычки детей, условия их жизни в семье.
33 Цели, задачи и принципы образования детей в раннем детстве.
В педагогике цель воспитания—это мысленная заранее определяемая представления о результате пед. процесса о качествах состояния личности, кот. предполагаются формировать.
В кодексе РБ сказано—целью воспитания явл. формирование разностороннее развитой нравственной зрелой творческой личности обучающегося.
Принципы воспитания-это наиболее общие положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.
Принципы воспитания:
1)Активности
2)Уважение личности и соблюдение ее прав.
3)Терпимости, поддержки, любви к ребенку.
4)Опора на положительное в ребенке
5)Сочетание полож. управления педаг. с развитием инициативы и самостоятельности.
6)Согласованности в обучении
настоящее время эта система дополнена и др.
1) Принцип гуманизации 2) Природосообразности 3) Культуросообразности 4) Индивидуализации
5) Диференцирезации
Цели, принципы личностно-ориенированной педагогики и возрастной закономерности развития детей служат основанием для определения задач образования детей раннего возраста. В качестве таковых выступают:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;
• поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.
В соответствии с поставленными задачами, содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по следующим четырем сферам, в которых происходит развитие ребенка:
• физическое,
• познавательно-речевое,
• социально-личностное,
• художественно-эстетическое.
Образование в каждой из этих сфер строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.