Классификация форм обучения.
Понятие форма обучения:
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.
В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.
Существуют следующие способы обучения:
1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например: ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте) Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или школы.
2) индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей, а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания). Учебная деятельность носила индивидуальный характер, учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял новый, затем давал индивидуальные задания. В ходе обучения дети приобретают простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако большинство детей оставались необучаемыми.
Таким образом к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.
3) групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.
4) коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.
Функции формы обучения:
Функции форм обучения:
1) обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2) воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3) организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4) психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5) развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
7) систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8) стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;
9) дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.
Классификация форм обучения:
По длительности (времени) обучения различают:
1) классический урок – 45 минут;
2) спаренный урок – 90 минут;
3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существует 2 вида форм обучения:
1) коллективная работа;
2) индивидуальная работа.
Коллективная работа включает в себя:
1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;
3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4
4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;
5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;
6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);
Экскурсии бывают:
- по месту в учебной программе: - вводные;
- текущие;
- обобщающие.
- по содержанию: - предметные (1 объект);
- комплексные (несколько объектов).
- по мету проведения: - природоведческие;
- производственные;
- культурологические.
Они используются на любом этапе обучения:
1) с целью введения в тему;
2) как способ получения новой информации;
3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.
Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.
Необходимо принимать во внимание следующие требования:
- домашнее задание должно быть своевременным;
- домашнее задание должно быть связано с темой урока;
- организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;
- задание уроков на дом должно быть доступным;
- необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.
Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.
Проверка домашнего здания происходит различными приемами:
1) учитель проверяет домашнее задание всех учащихся;
2) учитель проверяет только несколько работ;
3) учащиеся взаимно проверяют свои работы;
4) ученики сами проверяют свои работы.
У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении заданий по степени трудности, перерывов для отдыха.
10. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Типология уроков, структура, требования к проведению и анализу урока.
Урок как основная форма организации педагогического процесса.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Организационные требования: продуманные планы; четкость действий; рациональное использование средств обучения; завершенность занятия.
Психологические требования к уроку.Психологическая цель урока: предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;
Учёт возрастных особенностей учащихся:Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
Гигиенические требования к уроку:Температурный режим; Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); Освещение; Предупреждение утомления и переутомления; Чередование видов деятельности; Соблюдение правильной рабочей позы у учащегося; Соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; менять виды д-ти учащихся; оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения; Учитель должен обеспечить активное участие каждого школьника.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей группы как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.
Дидактические требования к уроку: 1) чёткость цели и содержания; 2) непрерывность решения задач, образование, воспитание, развитие учащихся; 3) руководящая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе; 4) комплексное применение методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся; 5) организационная (структурная) четкость урока.
Типы уроков
комбинированные (смешанные);
уроки изучения новых знаний;
уроки формирования новых умений;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки контроля и коррекции знаний, умений;
уроки практического применения знаний, умений
комбинированные (смешанные);
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. Актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
урок изучения новых знаний:первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
- указания на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- Частое включение опорного материала для запоминания и применения.
Уроки формирования новых умений
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений ;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоения;
- упражнения на их закрепления;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
уроки обобщения и систематизации изученного
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
Требования к проведению и анализу урока
1.Четкость задач обучения, их нацеленность на конечный результат обучения. Поставленные цели – это предвосхищаемый результат деятельности, к которому надо придти. Их надо не только формулировать для себя как педагогическую задачу, но и ставить их перед детьми, как учебную задачу субъекта обучения. Особенно важно отметить необходимость соответствия целей требованиям: - конкретность(четкость формулировки), - реальность, - достижимость.
2. Обеспечить положительную мотивацию учения школьников, заинтересовать, увлечь уроком, предметом с помощью различных средств: творческая задача, проблемная ситуация, красочная наглядность, элементы игры, театрализации.
3. Оптимальный отбор содержания по степени сложности, по силам учеников, объему материала, связи с другими предметами.
4. Использование активных и интерактивных методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, внимание, мышление, самостоятельность. Это касается формирования активной позиции ученика на уроке и в познавательной деятельности в целом, т.е. стимулирование самообразования. Решению этой задачи способствует диалог, беседа, коллективное обсуждение вопроса, дискуссия. На уроке главное, чтобы было активное изучение и усвоение материала, а не изложение, объяснение или рассказ учителя и пассивное слушание учеников. Знание должно быть результатом собственного труда учеников, при направляющей деятельности учителя. В то же время учитель должен учить, помочь разобраться, понять, отработать, а не вести урок по вузовской системе.
5. Создание благоприятного психологического климата учебного процесса, комфортной обстановки на уроке. Стиль отношений зависит от личности учителя – это очень существенный фактор. По данным исследований многих педагогов и психологов, существует прямая зависимость знаний учащихся от отношений с учителем. Создание хорошего эмоционального тонуса обеспечит встречный процесс со стороны учащихся, стимулирует их активность, желание познания, свободное мышление.
6. Преемственность и разнообразие типов уроков, место и цель каждого конкретного урока в общей системе. Каждый урок – это одно звено в общей, единой цепи уроков – самостоятельный, и в то же время тесно связанный с другими. На каждом уроке необходимо:
- четкое целеполагание (основная идея проходит через весь урок),
- продуманная драматургия урока (организованное начало урока, максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп, кульминация, логическая завершенность),
- обеспечение подвижной структуры, без шаблонов.
7. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Учебная работа в школе протекает коллективно, а каждый член коллектива имеет свои индивидуальные особенности. Если не будет успешной работы отдельных учащихся, не будет и успеха класса, следовательно, необходимо сочетать коллективную учебную работу с индивидуальной:
- дифференциация заданий по степени сложности (и в классе, и на домашнее задание),
- индивидуальное внимание каждому (контакт взглядом, обращение),
- индивидуальные замечания, исправления, похвала,
- комментарии оценок,
- индивидуальные вопросы (по пройденному материалу, и проблемные по-новому),
- подготовка индивидуальных сообщений учащимися.
Цели в таких видах работы разные: для слабых – активизировать их деятельность, повторить и закрепить пройденное, для сильных – расширение и углубление знаний.
8.Учет учебных возможностей, оптимальных для данного класса – отбор содержания, методов, видов работы. Необходимо четкое следование замыслу, плану урока и готовность гибко пересмотреть его ход при изменении учебной ситуации.
9.Системное выявление результатов обучения, соотнесение их с поставленными целями и задачами, выявление и устранение причин низкой эффективности обучения, педагогический самоанализ.
10.Требования к личности педагога: - общая эрудиция и знание своего предмета, - общая культура, - коммуникативные и дидактические способности, - владение педагогической техникой, культура речи и умение держать себя, - эмоциональность, артистичность, - профессиональное творчество и т.д.
Соблюдение этих требований поможет преодолеть недостатки учебного процесса, сделать его эффективным для учеников и приносящим профессиональное удовлетворение учителю.
Каждый урокдолжен иметь свою особенность,не повторяться по шаблону.Нетрадиционные, нестандартные уроки – это важный элемент процесса развития методики преподавания. Их можно использовать при решении различных дидактических задач. В основном, эти формы пришли их внеклассной воспитательной работы. Чаще всего они используются на повторении и обобщении тем.
· Уроки-соревнования (типа КВН, брейн-ринг). Формируются команды, жюри, болельщики (или без них), подбираются задания, которые требуют знаний по усвоенной теме, могут быть конкурсы для команд, для капитанов, для болельщиков, подсчитываются баллы, подводятся итоги, объявление победителей.
· Урок-путешествие: в другую страну, в другую эпоху, в гости к какой-либо личности (поэту, писателю, ученому и др.), в вымышленный город или страну (Полиглотия, Вычисляндия, Музыкания) и т. д. Основная задача – знакомство с какой-либо темой.
· Урок-фестиваль (съехались гости из разных стран или городов, времен). Это может быть обобщающий урок по теме. Продумать содержание фестиваля: о чем говорят, с чем выступают и т.д., как завершить и подвести итоги.
· Урок-лекция: ставится проблема, обозначается круг вопросов, подбирается материал, основное содержание, наглядность. Слушая лекцию, ученики составляют план, записывают наиболее важные положения, даты, имена, названия, выводы. Используется в основном на гуманитарных предметах, только в старших классах. Время школьной лекции 20-30 минут.
· Урок-семинар, урок-конференция. Даются вопросы-темы по основному материалу, распределяются между учениками, которые будут готовить сообщения. Можно назначить содокладчиков, оппонентов. Учитель дает список литературы, необходимый для подготовки, проводит консультации. На уроке идет заслушивание и обсуждение сообщений.
· Уроки творчества: работа по творческим группам, где у каждой свое задание и его представление, литературный салон и т.д.
· Урок-аукцион знаний (по пройденной теме, с четкими вопросами)
· Урок-сказка в младших классах (урок ведут литературные или сказочные персонажи: один объясняет, другой ведет физкультминутку, третий спрашивает – загадки, викторины, конкурсы, призы).
Важно на таких творческих уроках не забыть про основные цели и задачи урока.
Несмотря на обилие образовательных концепций и систем уже. 4 столетия классно-урочная система Я.А. Коменского остается преобладающей. Она является наиболее педагогически целесообразной, более адекватна природе процесса обучения и принята в нашей школе как основная. В то же время классно-урочная система имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон.
Положительные стороны:
- обеспечивает организационную четкость, упорядоченность учебного процесса, усвоение учебного материала происходит небольшими порциями на уроке последовательно и систематично, с чередованием различных видов деятельности;
- дает возможность учителю управлять учебной деятельностью учащихся. Познавательная деятельность должна быть управляемой, чтобы быть успешной. Урок позволяет организовать процесс движения от незнания к знанию;
- дает возможность обеспечить коллективность учебной работы. ученический коллектив – достоинство классно-урочной системы, что дает возможность каждому ощутить свою принадлежность к группе, учиться у других, сравнивать свои достижения с другими, имеет стимулирующее влияние;
- обеспечивает эмоционально-чувственное воздействие личности учителя на учащихся, воспитательное влияние на детей. «Только личность воспитывает личность, только характером можно воспитать характер» - говорил К.Д. Ушинский;
- дает возможность использовать все разнообразие методов и средств обучения.
Недостатки классно-урочной системы:
- одним из недостатков является уравнительный подход: равнение на некоего среднего ученика, от чего страдают две другие категории – слабые не успевают за общим движением класса и превращаются в отстающих, а сильные вынуждены топтаться на месте, не используют всех своих возможностей;
- затруднен индивидуальный подход к учащимся: на уроке при 2-3 десятках учеников это трудно. Методы работы рассчитаны в основном на коллектив, индивидуальных заданий мало, самостоятельная работа минимальная;
- конвейерный принцип обучения: по одинаковым программам, одинаковое количество лет обучаются дети с разными способностями. Это, конечно, обеспечивает равенство в образовании, но способности и наклонности не равны. Критики называют это массовым убийством талантов, но ничего не предлагают взамен;
- стандартность построения уроков, отсутствие гибкости: с 1 по 11 класс одинаковые по продолжительности, а иногда и по структуре уроки вызывают неудовлетворенность особенно у старшеклассников.
В последнее время многие недостатки исправляются за счет педагогического творчества учителей, разрабатываются новые формы, методы, технологии обучения, повышающие эффективность учебного процесса, разрабатывается более детально планирование урока с учетом развития и формирования компетенций учащихся.
Один из вариантов усовершенствования педагогического проектирования – технологическая карта урока. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта– форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции, их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.
Технологическая карта урока– современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта отличается от традиционного конспекта прежде всего формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее – в виде таблицы - основные элементы содержания. После таблицы уместно разместить дополнения - например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
Технологическая карта урока– обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: 1 - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; 2 - должны быть указаны операции, их составные части.
В технологической карте урока описана реализация специфики педагогической деятельности.Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
1 – тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2 – максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3 – координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока пока не существует, но можно назвать основные тенденции в планировании учителями урочной деятельности:
- популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
- карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
- разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. В структуре карты можно выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный (какими средствами достижимо);
- организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Занятие как форма обучения дошкольников. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:
индивидуальная, групповая, фронтальная
Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.