Целостный педагогический процесс, его функции, закономерности и принципы.
Педагогический процесс- процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.
Педагогический процесс
Реализуются в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности:
деятельность воспитуемого (обучаемого) и детского коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности)
деятельность педагога (педагогически целесообразные и обоснованные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия
ФункцииЦПП:
Воспитательная,
Образовательная,
Развивающая,
Социальная (функция социализации).
Движущие силы цпп
Внешние противоречия
· Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью имсоответствовать.
· Между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса неупорядоченным влиянием социальной среды идругих факторов.
· Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.
· Между обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.
· Между новыми воспитательными или образовательными задачами и личным уровнем воспитанности и обученности ребенка.
· Между коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями.
· Между регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью воспитанника.
· Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
Внутренние противоречия
· Между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек.
· Между сформированным идеалом личности и реальным поведением.
· Между долгом, поведением и чувствами.
· Между притязаниями и возможностями.
· Между оценкой и самооценкой.
Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Принципы ЦПП- система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность
ЦПП строится на следующих принципа:
· гуманизации; демократизации;природосообразности;культуросообразности;.единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах;научности;доступности и нарастающей трудности;наглядности систематичности и последовательности;сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
· связи теории с практикой и с жизнью;единства знаний и поведения;положительного эмоционального фона педагогического процесса;эстетизации детской жизнедеятельности;субъектности.
Понятие «Развитие личности» в педагогике. Факторы влияющие на развитие личности.
Факторы влияющие на развитие личности.три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.
Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.