Специфика коррекционной работы для детей с заиканием

Главной задачей диагностики нарушений плавности речи является определение формы нарушения плавности речи (речевой дизритмии) в соответствии с представлениями о ритмической функции речи.

Обследование ритмической способности у ребенка необходимо для того, чтобы сделать вывод о форме расстройства плавности речи, а также о причинах появления речевого дефекта. Этот раздел диагностики является преимущественно логопедическим, в частности, логоритмическим.

Кроме логопедического обследования, необходима психологическая и кинезитерапевтическая диагностика.

Результаты всех обследований сопоставляются, анализируются. Выносится итоговый диагноз. Ниже приводятся образцы диагностических протоколов в виде диагностических карт (№ 1--3). В них представлены задания, предъявляемые ребенку, процедуры и результаты выполнения заданий.

Основная особенность всех заикающихся в учебной деятельности неустойчивость всех психических процессов.

Объясняется

1. импульсивностью

2. неорганизованностью строить учебную деятельность

3. отвлекаемостью

4. неумением применять волевое усилие

Предлагает развивать у младших школьников информационную и регуляторную сторону речи

Коррекция информационного аспекта заключает упорядочить знания, умения и навыки, необходимые для восприятия переработки и передачи информации.

Коррекция регуляторного аспекта заключается, чтобы организовать умения инавыки заикающегося таким образом, чтобы они могли воздействовать на других людей при передачи информации и способностей саморегуляции

3 этапа работы по 5 ступеней каждая

I этап

Цель: Научить заикающегося усваивать, передавать информацию.

1 Ступень

Задача уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать запоминать.

Ведущая роль – логопед

Средство помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

- наглядность

- речь и поведение логопеда

2 Ступень

Задача сформировать умения и навыки, усваивание информации, тонной и четкой передачи в условиях межличностного общения в ситуациях коммуникативной деятельности

Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

- наглядность

- речь и поведение логопеда

вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность

- вопросы ловушки (с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)

- задание с конкретными данными

3 Ступень

Задача усваивать и передавать информацию соблюдая правила партнерства

Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

- наглядность

- речь и поведение логопеда

вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность

- вопросы ловушки (с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)

- задание с конкретными данными

новые усложняющие средства - самостоятельный выбор решения

- изменения темпа деятельности

- повышение личной ответственности за деятельность

- выход к доске

41, 42 Организация и содержание работы логопункта в ДОУ

На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения. По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно- контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи. Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения: 1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда; 2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе

автоматизации. И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

29 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ РАБОТАЮЩЕЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Коррекционная работа воспитателя работающей в группе для детей с нарушениями речи, состоит в изучении умений и навыков, поступивших в группу детей, в индивидуальной и групповой работе, соблюдении требований речевого режима и проведении специфических мероприятий. В начале учебного года воспитатель проводит мониторинг. Изучение умений и навыков детей в различных видах деятельности приносит огромную пользу для дальнейшего планирования НОД, помогает в дальнейшем добиться хороших результатов в работе с детьми. Воспитатель, изучая не только умения и навыки, но и личностные качества детей, выполняет задачу первостепенной важности - создание у всех детей и у каждого в отдельности готовности к труду по исправлению и совершенствованию речи, по овладению необходимыми знаниями и навыками. Воспитание у детей такого стремления, такой готовности - задача номер один для воспитателей речевых групп. Речевая работа должна быть на первом плане в любых видах деятельности. Планируя свою работу в тесном контакте, логопед и воспитатели добиваются своей цели, организуя многократное повторение и закрепление материала в любых видах деятельности. Индивидуальный подход и индивидуальная работа с детьми позволяют осуществить важнейшее требование: добиться, чтобы любой навык или умение были усвоены всеми детьми. Воспитатели, работающие в тес ном контакте с родителями, сумеют более полно решить эту задачу. Воспитатель должен умело сочетать учебную и игровую деятельность детей. Учебные задания должны восприниматься всеми детьми привычно, дети должны их понимать и выполнять, прилагая все свои силы, они должны сознательно относиться к обучению. Это - нелёгкая задача. Единая система требований и тесная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей позволяют решить ещё одну важную задачу: добиться систематичности и последовательности в усвоении материала, эту за дачу даёт возможность решить совместное планирование по всем видам деятельности. От работы воспитателей в большой степени зависят результаты работы с детьми. Поэтому большое значение имеет организация работы речевых групп. Недопустимо, когда в речевой группе воспитатель работает без помощника, а также если постоянных воспитателей заменяют неподготовленные люди. Логопед в течение учебного года проводит регулярные консультации или семинары для воспитателей и постоянно сообщает им о продвижении детей, о трудностях, которые они испытывают, контролирует приёмы и методы работы. Организация образовательной деятельности по области «Коммуникация» с учетом коррекционной направленности работы воспитателя. Воспитатель проводит работу по области «Коммуникация» по обще принятой методике. Однако особенное внимание он должен уделять словарной работе. На всех занятиях, будь то беседа, заучивание стихотворения, текстов, в работе над пересказом и при составлении рассказов, следует уточнять и обогащать словарный запас детей. Иногда работа может быть целиком посвящена словарному материалу, который затем обязательно включается во фразу, для употребления словарного мате риала во фазе воспитатель проводит различные дидактические игры, на первых порах очень простые. Пример: нескольким детям раздаются картинки с изображением фруктов. Остальным детям предлагается попросить картинку, употребив слово "пожалуйста"; "Катя, дай мне, пожалуйста, яблоко". Ребёнок отдаёт картинку со словами: "Возьми, пожалуйста, яблоко". Такие простые фразы включают обращение, глагол и винительный падеж существительного. Воспитатель проводит беседы о предметах. Сначала уточняются внешние признаки предмета, затем в беседе расширяется круг представлений об этом предмете. Необходимо чётко продумывать вопросы, чтобы целенаправленно активизировать речь детей: например, уточнить размеры животного, цвет его шерсти, описать его внешние особенности - острые зубы, пушистый хвост; объяснить способы добывания им пищи, рассказать, кого это животное боится и кому угрожает; описать его повадки, взаимоотношения с другими животными, с человеком и т.д. Такие занятия проводятся по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Домашние птицы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы". Обогащению словарного запаса, развитию логического мышления, внимания, памяти способствует отгадывание и заучивание загадок, чтение сказок, рассказов с последующим обсуждением. Исходя из речевых возможностей детей, от них можно требовать сначала кратких ответов, затем более полных. В подготовительной группе дети могут по плану рассказывать о животных, птицах, насекомых и т.д. Хорошо проведенная словарная работа создаёт прочный фундамент для развития связной речи. При чтении детям художественной литературы необходимо уточнять значение многих слов, даже если предположить, что какое-то слово будет непонятно лишь одному ребенку. При уточнении значения слова можно подобрать к нему синоним или придумать с ним предложение; можно привлечь к объяснению слова детей. Особенно час то нужны разъяснения при работе над стихотворными текстами, так как свойственные поэтическому языку метафоры, сравнения и другие особенности часто вызывают у детей затруднения в понимании смысла стихотворной строки, а иногда - и всего стихотворения. При заучивании стихотворений следует приучать детей сна чала выслушать 1-2 строки, а затем целиком повторять. Нужно следить, чтобы дети не договаривали за воспитателем обрывки слов, не слушая и не вникая в смысл всей стихотворной строки. При совместном произнесении воспитатель дол жен сначала дать детям прослушать отрывок, а затем повторить вместе с детьми. Развивая у детей умение слушать, а затем повторять, воспитатель способствует развитию у детей слухового внимания. Для использования во фразе и закрепления словарных тем воспитатель создаёт игровые ситуации, например, проводит сюжетно-ролевые игры "Магазин", "Ателье", "Приготовление борща", "День рождения куклы", "Приём гостей", "Мы на огороде" и т.п. Так закрепляются словарные темы "Одежда", "Обувь", "Головные уборы", "Посуда", "Овощи", "Фрукты", "Ткани", "Продукты" и др. С первого периода обучения начинается работа по развитию понимания грамматических форм языка: предлогов, падежей, лица и т.д. Для этого полезно использовать упражнения по выполнению инструкций типа: "Посади двух зайчиков под стул, а флажок положи на стол, потом возьми из-под стула одного зайчика и положи в ящик." Сначала дети выполняют инструкции молча, т.е. проверяется и воспитывается понимание грамматической стороны речи, внимание, память. Затем дети рас сказывают, что и в какой последовательности они делали. Повседневное общение с детыми создаёт благоприятные возможности для упражнений в использовании вне занятий в речи несклоняемых существительных кофе, пальто, пианино, различных форм глаголов "хотеть", "махать" и других. Глагольный и наречный словарь можно значительно пополнить и уточнить во время трудовой деятельности, подвижных игр. Нужно только видеть и использовать эти широкие возможности развития раз личных сторон речи во всех видах деятельности детей. Занятия по развитию речи во 2 - 3 периодах обучения дают возможность работать над интонационной выразительностью речи при пересказах текстов, сказок, чтении стихотворений, в диалогах, драматизациях. Большие возможности в этом отношении создают сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Почта", "Больница", "Парикмахерская", "На стройке" и другие, хорошо использовать инсценирование, потешек, прибауток, разучивание по ролям стихотворений, сказок Воспитатель учит детей давать как краткие, так и полные ответы на вопросы. В подготовительной группе при формировании навыков использования сложноподчинённых предложений дети на занятиях не должны отвечать только придаточными предложениями, то есть ответ не должен начинаться с союзов "потому что", "чтобы", пример: "Журавли устраивают свои гнёзда подальше от жилья человека, потому что они боятся людей.", "Аисты вьют гнёзда поблизости от жилья человека, потому что они не боятся людей." В группе должны быть дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики, для развития пространственных представлений, а также пособия для развития звукового и слогового анализа слова. Воспитатель целенаправленно развивает связную речь детей. При составлении рассказов по сюжетным картинам воспитатели учат детей предварительно составлять план рассказа, отмечать отдельные детали, на которые дети могут не обращать внимания. Систематически развивая связную речь детей, воспитатель предлагает им свободные темы для рассказов: Как я провел выходной день, Поездка на дачу, Наша экскурсия, Мой день рождения, К нам приехал цирк, и т.д. Приучая детей внимательно слушать друг друга, отмечая успехи в развитии речи, воспитатель воспитывает в детях положительные личностные качества, создаёт доброжелательный детский коллектив. Постоянно информируя родителей о затруднениях и успехах детей, воспитатель способствует созданию заинтересованности семьи в развитии речи детей, побуждает родителей помогать своим детям и объясняет им, как это делать. Таким образом, можно увидеть, как велика роль воспитателя в развитии различных сторон речи детей логопедических групп.

Наши рекомендации