Кто из названных ученых является представителем ассоциативно-рефлекторной концепции обучения?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ
Внимание! В некоторых тестовых вопросах возможны два варианта ответа.
1. Педагогическая психология это:
а) наука об особенностях обучении и воспитании в рамках начального образования;
b) наука, изучающая природу и закономерности процесса учения и воспитания и использующая достижения всех отраслей психологии для совершенствования педагогической практики.
с) пограничная область знания, занявшая определенное место между психологией и педагогикой, изучающая взаимосвязи между воспитанием обучением и развитием подростков;
d) наука о процессе воспитания в дошкольном и школьном возрасте.
2. Предметом педагогической психологии являются:
а) закономерности и особенности развития личности в процессе её социализации;
b) воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека;
c) факты, механизмы и закономерности интеллектуального и личностного развития человека как субъекта образовательного процесса;
d) личность преподавателя как субъекта образовательного процесса.
3. К методам педагогической психологии относятся:
а) метод «кнута и пряника», использование принципа разделяй и властвуй», отслеживание;
b) метод «деловой игры», тактическое занятие, экспертиза, система опытов;
c) наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент.
d) показ, рассказ, упражнение, принуждение, личный пример.
4. В структуру педагогической психологии входят:
а) психология образовательной деятельности;
b) психология религии;
c) психология педагогической деятельности;
d) психология развития;
5. Образование можно рассматривать как:
а) фикцию;
b) результат;
c) функцию;
d) систему.
6. Какие из перечисленных целей имеет образование:
а) получение диплома;
b) учение;
c) развитие;
d) воспитание.
7. Существуют следующие ступени образования:
а) семейное образование.
b) дошкольное, начальное;
c) среднее, средне-специальное;
d) гуманитарное образование;
8. Ребенок развивается:
а) только в процессе обучения;
b) только в процессе воспитания;
c) только в процессе наказания;
d) воспитываясь и обучаясь.
9. Социальная ситуация развития это:
а) своеобразные взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной действительности;
b) система взаимоотношений человека и природы;
c) включенность человека в общественную деятельность;
d) когда ребенок учится в школе.
10. Сензитивные или критические периоды в обучении – это периоды когда:
а) процесс обучения идет наиболее трудно;
b) развитие определенной психической функции протекает наиболее успешно и быстро;
c) перестраиваются взаимоотношения ребенка со взрослыми и внешним миром;
d) следует развивать музыкальные способности в 5 лет, абстрактное мышление в 11-12 лет.
11. Деятельность учения – это:
а) физические упражнения;
b) усвоение знаний;
c) действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения;
d) взаимодействие педагога и ученика.
12. Внешняя структура учебной деятельности включает:
а) мотивация – учебные задачи, задания – учебные действия –контроль, самоконтроль – оценка – самооценка;
b) мотивация – прием информации – понимание – запоминание – применение;
c) восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному;
d) цель обучения – принципы – содержание – методы – средства – формы обучения.
13. Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет следующие этапы формирования:
а) восприятие, осмысливание, запоминание, применение на практике.
b) оценка ситуации, анализ вариантов развития, выбор оптимального варианта, исполнение принятого решения, оценка результатов, корректировка деятельности;
c) потребность, мотив, цель, деятельность, действие, операция;
d) мотивационный, ориентировочный, материализованный, внешнеречевой, этап устной речи (про себя), умственное действие.
14. В психологической структуре педагогической деятельности выделяют этапы:
а) подготовительный этап – этап осуществления педагогического процесса – этап анализа результатов;
b) постановка цели – диагностика особенностей учащихся – формулировка учебных задач, планирование содержания методов, форм обучения – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – подведение итогов;
c) сообщение учебной информации – контроль усвоения;
d) постановка учебных целей – формирование потребностей, учебной мотивации – организация своей деятельности – организация деятельности учеников – регулирование и контроль – оценивание работы учеников.
15. Показателями обучаемости являются:
а) прочность сохранения усвоенного материала;
b) легкость и темп освоения нового учебного материала, формирования умений;
c) гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;
d) объем записанного учебного материала на уроке, лекции.
16. Зона ближайшего развития это:
а) степень обученности человека;
b) расстояние между уровнем актуального и уровнем возможного развития человека;
c) степень обучаемости человека;
d) способность человека быстро решать большой объем задач.
17. Возрастные новообразования это:
а) психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени;
b) физические изменения организма в период роста человека;
с) материальные накопления, приобретаемые человеком на определенном возрастном этапе;
d) нормы поведения, которые человек усваивает в ходе воспитания.
18. Импринтинг это:
а) это процесс, при котором повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более чувствительным к данному стимулу.
b) формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной врожденный рефлекс и каким- либо индифферентным стимулом.
c) запечатление - необратимое формирование привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни.
d) когда организм - в результате изменения на уровне рецепторов - научается игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется.
19. Сторонниками оперантного научения являются:
a) Л.С. Выготский;
b) Э. Торндайк;
c) С.Л. Рубинштейн;
d) Б. Скиннер.
20. К психологическим механизмам научения относятся:
a) воображение;
b) выработка психомоторных навыков;
c) метод убеждения;
d) сенсибилизация.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ
Внимание! В некоторых тестовых вопросах возможны два варианта ответа.
1. Педагогическая психология это:
а) наука об особенностях обучении и воспитании в рамках начального образования;
b) наука, изучающая природу и закономерности процесса учения и воспитания и использующая достижения всех отраслей психологии для совершенствования педагогической практики.
с) пограничная область знания, занявшая определенное место между психологией и педагогикой, изучающая взаимосвязи между воспитанием обучением и развитием подростков;
d) наука о процессе воспитания в дошкольном и школьном возрасте.
2. Предметом педагогической психологии являются:
а) закономерности и особенности развития личности в процессе её социализации;
b) воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека;
c) факты, механизмы и закономерности интеллектуального и личностного развития человека как субъекта образовательного процесса;
d) личность преподавателя как субъекта образовательного процесса.
3. К методам педагогической психологии относятся:
а) метод «кнута и пряника», использование принципа разделяй и властвуй», отслеживание;
b) метод «деловой игры», тактическое занятие, экспертиза, система опытов;
c) наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент.
d) показ, рассказ, упражнение, принуждение, личный пример.
4. В структуру педагогической психологии входят:
а) психология образовательной деятельности;
b) психология религии;
c) психология педагогической деятельности;
d) психология развития;
5. Образование можно рассматривать как:
а) фикцию;
b) результат;
c) функцию;
d) систему.
6. Какие из перечисленных целей имеет образование:
а) получение диплома;
b) учение;
c) развитие;
d) воспитание.
7. Существуют следующие ступени образования:
а) семейное образование.
b) дошкольное, начальное;
c) среднее, средне-специальное;
d) гуманитарное образование;
8. Ребенок развивается:
а) только в процессе обучения;
b) только в процессе воспитания;
c) только в процессе наказания;
d) воспитываясь и обучаясь.
9. Социальная ситуация развития это:
а) своеобразные взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной действительности;
b) система взаимоотношений человека и природы;
c) включенность человека в общественную деятельность;
d) когда ребенок учится в школе.
10. Сензитивные или критические периоды в обучении – это периоды когда:
а) процесс обучения идет наиболее трудно;
b) развитие определенной психической функции протекает наиболее успешно и быстро;
c) перестраиваются взаимоотношения ребенка со взрослыми и внешним миром;
d) следует развивать музыкальные способности в 5 лет, абстрактное мышление в 11-12 лет.
11. Деятельность учения – это:
а) физические упражнения;
b) усвоение знаний;
c) действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения;
d) взаимодействие педагога и ученика.
12. Внешняя структура учебной деятельности включает:
а) мотивация – учебные задачи, задания – учебные действия –контроль, самоконтроль – оценка – самооценка;
b) мотивация – прием информации – понимание – запоминание – применение;
c) восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному;
d) цель обучения – принципы – содержание – методы – средства – формы обучения.
13. Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет следующие этапы формирования:
а) восприятие, осмысливание, запоминание, применение на практике.
b) оценка ситуации, анализ вариантов развития, выбор оптимального варианта, исполнение принятого решения, оценка результатов, корректировка деятельности;
c) потребность, мотив, цель, деятельность, действие, операция;
d) мотивационный, ориентировочный, материализованный, внешнеречевой, этап устной речи (про себя), умственное действие.
14. В психологической структуре педагогической деятельности выделяют этапы:
а) подготовительный этап – этап осуществления педагогического процесса – этап анализа результатов;
b) постановка цели – диагностика особенностей учащихся – формулировка учебных задач, планирование содержания методов, форм обучения – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – подведение итогов;
c) сообщение учебной информации – контроль усвоения;
d) постановка учебных целей – формирование потребностей, учебной мотивации – организация своей деятельности – организация деятельности учеников – регулирование и контроль – оценивание работы учеников.
15. Показателями обучаемости являются:
а) прочность сохранения усвоенного материала;
b) легкость и темп освоения нового учебного материала, формирования умений;
c) гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;
d) объем записанного учебного материала на уроке, лекции.
16. Зона ближайшего развития это:
а) степень обученности человека;
b) расстояние между уровнем актуального и уровнем возможного развития человека;
c) степень обучаемости человека;
d) способность человека быстро решать большой объем задач.
17. Возрастные новообразования это:
а) психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени;
b) физические изменения организма в период роста человека;
с) материальные накопления, приобретаемые человеком на определенном возрастном этапе;
d) нормы поведения, которые человек усваивает в ходе воспитания.
18. Импринтинг это:
а) это процесс, при котором повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более чувствительным к данному стимулу.
b) формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной врожденный рефлекс и каким- либо индифферентным стимулом.
c) запечатление - необратимое формирование привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни.
d) когда организм - в результате изменения на уровне рецепторов - научается игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется.
19. Сторонниками оперантного научения являются:
a) Л.С. Выготский;
b) Э. Торндайк;
c) С.Л. Рубинштейн;
d) Б. Скиннер.
20. К психологическим механизмам научения относятся:
a) воображение;
b) выработка психомоторных навыков;
c) метод убеждения;
d) сенсибилизация.
Кто из названных ученых является представителем ассоциативно-рефлекторной концепции обучения?
a) Б. Скиннер;
b) Д. Гартли;
c) Дж. Локк;
d) Д. Н. Узнадзе.