Межличностные отношения в педагогическом коллективе
Актуальной, но незаслуженно мало исследованной и обсуждаемой является проблема межличностных отношений в педагогических коллективах (ПК). Между тем, межличностные отношения в ПК отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. Еще Макаренко А.С. писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Маркова А.К. перечисляет и другие умения и личностные качества, которые необходимы для педагогического сотрудничества:
- адекватная профессиональная самооценка;
- устремленность на общие цели и задачи, наличие сложившейся концепции в школе;
- разумное распределение функций и ролей в школе с учетом способностей каждого и взаимодополнения;
- психологическая совместимость;
- удовлетворенность всех участников за счет обеспечения психологической безопасности, демократический стиль взаимодействия;
- гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся;
- понимание всеми учителями эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной;
- умение считаться с другими точками зрения;
- отсутствие категоричности и терпимость к индивидуальности других учителей;
- учет возрастных особенностей разных учителей.
Одной из важнейших характеристик ПК выступает психологический климат.
Под психологическим климатом понимается эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Выделяются следующие основные характеристики психологического климата:удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.
Психологический климат зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении деятельности. Психологический климат ПК также зависит от наличия или отсутствия в нем творческой атмосферы.
Одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в ПК – психологическая совместимость. Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической или иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно и в благоприятном психологическом климате.
Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать реализации совместной деятельности.
В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают:
- общность взглядов; высокая мотивация;
- оптимальные психофизиологические качества каждого участника;
- разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера);
- высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность);
- полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости;
- максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;
- возможность уединения каждого из участников;
- определенность стоящей задачи.
Механизмы формирования межличностных отношений в ПК (по Шакурову Р.Х.):
1. «Бумеранг». Например, симпатизируют тому, кто сам проявляет симпатию.
2. «Созвучие» - когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы учителей созвучны, сходны, это эмоционально сближает, укрепляет взаимное доверие, симпатию.
3. «Эталон» - человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились у него под влиянием общественного мнения, ближайшего социального окружения, референтной группы. Важно создавать в ПК авторитетное общественное мнение.
4. «Дефицит» - уважение к учителю (руководителю) может определяться тем, в какой мере он обладает редкими качествами, дефицитными в обществе, в его социальной группе. Примечательно, что сегодня дефицитны обыкновенная человечность, простота, отзывчивость, честность.
5. «Эмоциональное эхо» - влияние настроения на восприятие окружающего мира. Если в ПК царит атмосфера уныния, нервозности, то от этого сильно пострадают межличностные отношения.
6. «Содействие» - взаимопомощь и содействие всегда сближают людей, а противодействие вызывает раздражение, гнев, неприязнь.
7. «Упорядочение» - взаимопониманию способствует упорядочение взаимодействий людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует по личному усмотрению, сталкиваясь с интересами других. Укреплению межличностных отношений способствуют стабильный порядок и дисциплина.
8. «Сопереживание» - эмоциональный отклик на психологическое состояние другой личности, способность радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю. Наличие в ПК гуманных, отзывчивых, сердобольных учителей играет большую роль в создании теплой, гуманистической атмосферы в школе.
9. «Познавательный интерес» - человек, который служит источником разнообразной, интересной информации, является привлекательным партнером в общении.
10. «Красота» - как отмечал Макаренко А.С., желательно, чтобы среди членов ПК были молодые, красивые учителя: это повышает эмоциональный тонус отношений, придает им особый колорит.
11. «Вклад» - чем больше энергии отдает человек ради благополучия других, тем дороже они становятся. Однако чтобы иметь хорошие отношения с коллегой, нужно отвечать добром на добро, не оставаясь в долгу.
12. «Время» - эмоциональные узы обретают прочность со временем, поэтому, для создания спаянного ПК необходимо время и достаточная стабильность его состава.
13. «Катализ» - отношение к человеку является суммарным результатом действия всех или нескольких механизмов, однако это может быть причиной возникновения амбивалентных (противоречивых) отношений.