Понятие и структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность- это система взаимоотношений и взаимодействий учителя и учащихся между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.
Н.В.Кузьмина выделяет 5 компонентов в структуре педагогической деятельности:
Гностический – включает в себя умения, обеспечивающие изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-типологических особенностейэтих людей;
в) особенностей процесса и результатовсобственнойдеятельности,ее достоинств и недостатков.
Проектировочный — формирование системыцелей и задач, планирование деятельностиучащихся и собственной деятельности на длительный срок.
Конструктивный—формулирование тактических задач (выбор и композиция содержания информации, проектирование деятельности учащихся по ее усвоению, проектирование собственной деятельности).
Организаторский — умения в области оперативного решения задач (организация различных видов деятельности учащихся, организация собственной деятельности и поведения).
Коммуникативный — установление педагогически целесообразных взаимоотношений.
Целый ряд авторов рассматривает структуру деятельности педагога с точки зрения общепсихологической теорий деятельности. Так, Ю.П.Вавилов в структуре педагогической деятельности учителя выделяет:
1. Мотивационную часть (педагогические цели, задачи);
2. Исполнительскую (средства взаимодействия с учениками);
3. Контрольно-оценочную.
На аналогичные структурные компоненты указывает Э.Ф.Зеер:
1. Деятельность, направляемая глобальными целями и мотивами;
2. Педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;
3. Анализ и оценка результативности педагогического взаимодействия в зависимости от условий его осуществления.
Ю.Н.Кулюткин предлагает следующую структуру педагогической деятельности:
1. Постановка цели;
2. Особенности руководстваи организации учителем учебной деятельности учащихся;
3. Включение ученика в активную и самостоятельную деятельность;
4. Формирование мотивации обучения;
5. Развитие познавательных интересов учащихся; обучение учащихся приёмам учебной работы.
6. Анализ результата, эффективности деятельностиучителя.
Психологическая структура деятельности учителя, предложенная Г.С.Сухобской.
1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.
2. Отношение «учитель — ученик».
3. Практическое мышление учителя.
4. Освоение педагогических функций в практической деятельности.
5. Опыт индивидуальный иопыт социальный.
6. Творчество учителя.
Что касается функций педагогической деятельности, то наиболее полную структуру функций привел в своих работах А.И.Щербаков. Его структура так и называется функциональная структура деятельности педагога. Каждый элемент структуры выполняет и соответствующую функцию. Все основные функции педагогической деятельности он разделил на 2 группы.
1. Общетрудовые. Сюда входят следующие функции:
а) конструктивная - проектирование системы собственных действий;
б) коммуникативная - установление и развитие контактов с коллегами;
в) организаторская - организация собственной деятельности,
г) исследовательская - пополнение собственных знаний.
2. Педагогические:
а) информационная - глубокие знания и умелое владение учебным материалом, применение на практике разнообразного методического инструментария, обеспечивающего оптимальную передачу знаний учащимся и прочное осмысленное усвоениеих школьниками;
б) мобилизационная - активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной, инициативной работы, поддержание и развитие интереса школьников к учебе;
в) развивающая - учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особенностей учащихся и развитие их способностей, формирование личности школьника;
г) ориентационная - формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, активной жизненной позиции.
Вместе они составляют систему органически связанных между собой педагогических действий и операций, направленных на решение конкретных задач обучения, развития и воспитания учащихся.
В.А.Сластенин рассматривает процесс решения педагогических задач с точки зрения теории управления. В данном случае решение педагогической задачи проходит всвоем развитии ряд этапов:
1. Анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз) и планирование педагогических воздействий.
2. Конструирование и организация учебно-воспитательного процесса.
3. Регулирование и корректирование педагогического процесса на основе текущего сбора информации.
4. Итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.
Типы личности педагога
В психоанализе выделяются следующие типы личности педагога:
1. Принуждающий педагог. Фиксация личности на анальной стадии приводит к формированию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность и упрямство. Такие учителя любят порядок во всем, не допускают ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм, не склонны к изменениям в своей работе. Нарушения порядка и дисциплины вызывают у такого педагога раздражение, непослушание воспринимается ими как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуждающий педагог стремится преодолеть сопротивление строптивых учеников любой ценой.При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминирующее поведение, частично с садистскими наклонностями.
2. «Фаллический» тип. Такие педагоги энергичны, активны, но легко разочаровываются, если их усилия не приносят мгновенных результатов. Основная их потребность - быть значимыми в глазах окружающих.
3. Депрессивный тип. Педагоги этого типа зависимы от любви учеников. Малейшее проявление недоброжелательности со стороны учеников вызывает у них чувство несостоятельности и вины.
4. «Нарциссический» (эгоцентрический) тип. Не способен к подлинному межличностному взаимодействию, так как ставит в центр всего происходящего себя. В большинстве случаев педагоги такого типа имеют невротические тенденции и не способны к педагогической деятельности.