Понятие и структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность- это система взаимоотношений и взаимодействий учителя и учащихся между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Н.В.Кузьмина выделяет 5 компонентов в структуре педагогической деятельности:

Гностический – включает в себя умения, обеспечивающие изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-типологических особенностейэтих людей;

в) особенностей процесса и результатовсобственнойдеятельности,ее достоинств и недостатков.

Проектировочный — формирование системыцелей и задач, планирование деятельностиучащихся и собственной деятельности на длительный срок.

Конструктивный—формулирование тактических задач (выбор и композиция содержания информации, проектирование деятельности учащихся по ее усвоению, проектирование собственной деятельности).

Организаторский — умения в области оперативного решения задач (организация различных видов деятельности учащихся, организация собственной деятельности и поведения).

Коммуникативный — установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

Целый ряд авторов рассматривает структуру деятельности педагога с точки зрения общепсихологической теорий деятельности. Так, Ю.П.Вавилов в структуре педагогической деятельности учителя выделяет:

1. Мотивационную часть (педагогические цели, задачи);

2. Исполнительскую (средства взаимодействия с учениками);

3. Контрольно-оценочную.

На аналогичные структурные компоненты указывает Э.Ф.Зеер:

1. Деятельность, направляемая глобальными целями и мотивами;

2. Педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;

3. Анализ и оценка результативности педагогического взаимодействия в зависимости от условий его осуществления.

Ю.Н.Кулюткин предлагает следующую структуру педагогической деятельности:

1. Постановка цели;

2. Особенности руководстваи организации учителем учебной деятельности учащихся;

3. Включение ученика в активную и самостоятельную деятельность;

4. Формирование мотивации обучения;

5. Развитие познавательных интересов учащихся; обучение учащихся приёмам учебной работы.

6. Анализ результата, эффективности деятельностиучителя.

Психологическая структура деятельности учителя, предложенная Г.С.Сухобской.

1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

2. Отношение «учитель — ученик».

3. Практическое мышление учителя.

4. Освоение педагогических функций в практической деятельности.

5. Опыт индивидуальный иопыт социальный.

6. Творчество учителя.

Что касается функций педагогической деятельности, то наиболее полную структуру функций привел в своих работах А.И.Щербаков. Его структура так и называется функциональная структура деятельности педагога. Каждый элемент структуры выполняет и соответствующую функцию. Все основные функции педагогической деятельности он разделил на 2 группы.

1. Общетрудовые. Сюда входят следующие функции:

а) конструктивная - проектирование системы собственных действий;

б) коммуникативная - установление и развитие контактов с коллегами;

в) организаторская - организация собственной деятельности,

г) исследовательская - пополнение собственных знаний.

2. Педагогические:

а) информационная - глубокие знания и умелое владение учебным материалом, применение на практике разнообразного методического инструментария, обеспечивающего оптимальную передачу зна­ний учащимся и прочное осмысленное усвоениеих школьниками;

б) мобилизационная - активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной, инициативной работы, поддержание и развитие интереса школьников к учебе;

в) развивающая - учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особенностей уча­щихся и развитие их способностей, формирование личности школьника;

г) ориентационная - формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, активной жизненной позиции.

Вместе они составляют систему органически связанных между собой педагогических действий и операций, направленных на решение конкретных задач обучения, развития и воспитания учащихся.

В.А.Сластенин рассматривает процесс решения педагогических задач с точки зрения теории управления. В данном случае решение педагогической задачи проходит всвоем развитии ряд этапов:

1. Анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз) и планирование педагогических воздействий.

2. Конструирование и организация учебно-воспитательного процесса.

3. Регулирование и корректирование педагогического процесса на основе текущего сбора информации.

4. Итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Типы личности педагога

В психоанализе выделяются следующие типы личности педагога:

1. Принуждающий педагог. Фиксация личности на анальной стадии приводит к формированию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность и уп­рямство. Такие учителя любят порядок во всем, не допускают ни малейшего отклонения от сложившихся правил и норм, не склонны к изменениям в своей работе. Нарушения порядка и дисциплины вызывают у такого педагога раздражение, непос­лушание воспринимается ими как посягательство на личность. Из страха потерять контроль над собой и учениками принуж­дающий педагог стремится преодолеть сопротивление стропти­вых учеников любой ценой.При неподавленной агрессивности педагог проявляет авторитарно-доминирующее поведение, ча­стично с садистскими наклонностями.

2. «Фаллический» тип. Такие педагоги энергичны, актив­ны, но легко разочаровываются, если их усилия не приносят мгновенных результатов. Основная их потребность - быть зна­чимыми в глазах окружающих.

3. Депрессивный тип. Педагоги этого типа зависимы от любви учеников. Малейшее проявление недоброжелательности со стороны учеников вызывает у них чувство несостоятельнос­ти и вины.

4. «Нарциссический» (эгоцентрический) тип. Не способен к подлинному межличностному взаимодействию, так как ста­вит в центр всего происходящего себя. В большинстве случаев педагоги такого типа имеют невротические тенденции и не способны к педагогической деятельности.

Наши рекомендации