Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
Трудности | Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам | Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач |
Выделение в содержании главного, существенного | • выделение ведущей цели урока • определение содержания каждого логически завершенного этапа урока, • уяснение их основных задач |
Межпредметная ориентация содержания урока | • устранение дублирования материала • опора на материал, известный учащимся из других предметов |
Соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени | • выбор необходимого и достаточного объема информации • отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности |
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности | Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
Пути совершенствования урока
Ø создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к обучаемым;
Ø формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
Ø вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
Ø практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими обучаемым уверенность в своих силах;
Ø организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Учебные экскурсии
Учебные экскурсии- форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Отличие от урока
проводится вне класса
не имеет строгого ограничения во времени
может проводиться не учителем
состав учащихся может меняться
Подготовка экскурсии
Учителем • определение темы • составление плана проведения | Учащимся • подготовка тетрадей, альбомов, карандашей, фотоаппаратов, видеокамер • знакомство с необходимой информацией |
Классификация
По месту в учебном процессе вводные текущие обобщающие | По содержанию • предметные • комплексные | По месту проведения · на природу · на производство · в музеи и на выставки, по памятным историческим местам |
Проведение экскурсии | Послеэкскурсионная работа |
• беседа о правилах уличного движения и по технике безопасности • знакомство с объектами и фиксирование материала • обобщающая беседа | • обобщающие беседы • обработка материалов • составление альбомов, стендов |
Коллективные творческие дела (КТД)
Коллективное творческое дело - форма организации воспитательной работы, которая:
• представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни;
• совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая забота;
• представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи;
• выполняется и организуется сообща.
Условия организации КТД
> предложенная воспитателем идея воспринята детским коллективом как собственная;
> деятельность детей имеет практическую направленность на благо собственного или другого коллектива, других людей - гуманистическую и альтруистическую цель;
> все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могут раскрыть свои творческие возможности.
Стадии КТД
ü принятие идеи - предварительная работа: разработанная воспитателями идея вносится в детскую среду, активность воспитанников стимулируется вопросами: Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?;
ü выборы совета дела - коллективное планирование на сборе-старте и выборы совета дела;
ü коллективная подготовка дела под руководством совета дела по творческим группам;
ü творческое коллективное выполнение - осуществление намеченных планов;
ü коллективный анализ и оценка (рефлексия) - каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД;
ü принятие идеи нового дела - ближайшее последействие КТД: определяются новые дела на основе высказанных на итоговом сборе пожеланий, намечается программа последовательных действий.
Педагогическая технология
План